Коррекционная педагогика как научная отрасль. Предмет и задачи коррекционной педагогики.
На основе причин возникновения школьной напряженности (внутренних и внешних, врожденных и приобретенных) всех детей с отклоняющимся поведением и развитием можно разделить на две большие группы: 1) дети с отклонениями, вызванными болезнью; 2) дети с отклонениями, вызванными приобретенными скверными привычками.
Дети с органическими повреждениями (органики) – это больные, страдающие от разнообразных повреждений мозга и отягощенной наследственности. Органические повреждения центральной нервной системы вызываются в основном физиологическими и физическими причинами: патологией беременности матери, частыми болезнями, ушибами головы и др. Отклоняющееся поведение этих детей – следствие болезни. Таких детей лечат, обучают и воспитывают в специальных учреждениях. Однако сегодня дети с легкой, иногда даже средней формой органических нарушений воспитываются в обычных школах, тут их отклонения в развитии более ощутимы.
Вторая, самая многочисленная группа учеников с отклоняющимся поведением, – это здоровые, не имеющие органических повреждений. Неорганические причины связаны с расстройствами души – нравственности, эмоций, характера. Это испорченные дети, которые уже приобрели негативные привычки, и их поведение «выпадает» из рамок социальной нормы. В детском и подростковом возрасте усвоение скверных привычек – главная опасность. Девиантный ребенок опасен для себя не столько своей нестандартностью и плохим поведением в определенный момент, как тем, что это поведение выводит его на такой негативный путь, с которого потом очень трудно вернуться назад. Своевременная коррекция – единственный способ уберечь ребенка от худшего.
Коррекция (от лат. correctio – исправление)–система мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психофизического развития и отклонений в поведении людей.
Исходя из этого, коррекционная педагогика – раздел педагогики, который изучает личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) и отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию.
Отсюда коррекционная педагогика связана не только с проблемами аномального развития детей, но и с проблемами детской и подростковой невоспитанности и делинквентности.
На современном этапе процессы развития и воспитания необходимо постоянно совершенствовать, так как изменяются условия жизни людей, накапливается информация, усложняются условия и требования к учебной и профессиональной деятельности. На эти запросы общества коррекционная педагогика отвечает созданием более совершенных технологий гуманистического коррекционного воспитания.
Практическая польза коррекционного воспитания весьма значительна. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные результаты. При этом следует исключить безразличие, бездействие, нежелание помочь ребенку и учитывать ограничения для улучшения педагогических воздействий, которые вызываются физиологическими, социальными и воспитательными факторами, характеризующими ребенка: сила нервной системы (выносливость, работоспособность, подвижность), степень запущенности вредных привычек, особенности развития и интенсивность коррекционной работы.
Коррекционная педагогика представляет собой науку педагогической заботы и доброты, которая раскрывает общие и конкретные зависимости между причинами возникновения отклоняющегося развития и поведения, его следствиями, способами преодоления. Она объясняет, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.
Традиционно предметом коррекционной педагогики считалось обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья. Само понятие коррекционной работы связывалось с аномальными, т.е. неправильно развивающимися детьми, причиной чего выступают органические нарушения. В иных случаях коррекционная педагогика охватывает не только область специальных научных знаний, но и основы психолого-педагогических знаний о сущности и закономерностях образования и воспитания детей и подростков, имеющих нерезко выраженные недостатки в развитии психики и отклонения в поведении.
Но сегодня, как было отмечено выше, у детей появляется все больше неорганических, т.е. приобретенных отклонений, которые также приводят к искажению их развития и поведения. Здоровых детей сегодня приходит в школу все меньше. Следовательно, целесообразно «не оспаривать традиционное понимание предмета коррекционной педагогики, а расширить границы этой педагогической отрасли, включая в сферу ее действия вех детей с нарушениями развития и поведения» (И.П. Подласый).
На этой основе объектом коррекционной педагогики являются 1) дети, имеющие определенный дефект в развитии, перенесшие в раннем возрасте депривацию, в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию и 2) дети, проявляющие девиации в поведении. С точки зрения специалистов-дефектологов объектом коррекционной педагогики является личность ребенка, имеющего незначительные отклонения в психофизиологическом развитии (сенсорно-двигательной, соматической, интеллектуально-речевой сферах) или отклонения в поведении, затрудняющие его адекватную социализацию и школьную адаптацию. Выражаясь языком математических формул, мы бы сказали, что объектом коррекционной педагогики являются дети, имеющие четыре «Д», то есть дети, имеющие неярковыраженный дефект, перенесшие в раннем возрасте депривацию (лат. deprivatio — лишение), в силу этого испытывающие школьную дезадаптацию (фр. des... — от..., нарушение, лат. adapto — приспособление) и проявляющие девиацию (лат. devi- atio — отклонение) в поведении.
Предметом коррекционной педагогики служит процесс дифференциации обучения, воспитания и развития детей с недостатками в развитии и отклонениями в поведении, определение наиболее результативных путей, способов и средств, направленных на своевременное выявление, предупреждение и преодоление отклонений в развитии и поведении у данных детей.
Проблемами воспитания и обучения детей с отклонениями в психофизическом развитии занимается такая педагогическая отрасль как дефектология. Коррекционная педагогика же, как составная часть дефектологии, сосредоточивает свое главное внимание на кризисных явлениях и отклоняющемся поведении. Ее главная цель – накопление и систематизация научных знаний об отклоняющемся развитии и поведении детей; выявление и преодоление (исправление) недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Обучение, воспитание и развитие детей с отклонениями в психофизиологическом развитии и поведении — сложная социально-педагогическая проблема. Ее решение лежит в основе подготовки данной категории детей к активной общественно полезной деятельности (в соответствии с их возможностями), к равноценному участию со своими сверстниками в различных видах деятельности, к наиболее полному освоению социальных ролей, к результативной интеграции в социальную среду. Исходя из сложившейся социально-педагогической ситуации, в которой оказываются дети с недостатками в развитии и девиациями в поведении, коррекционная педагогика призвана помочь в решении следующих задач:
1. Определить природу и сущность недостатков в развитии и отклонений в поведении детей и подростков, выявить причины и условия их появления.
2. Изучить историю становления и развития коррекционно-педагогической деятельности с детьми с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.
3. Выявить ведущие тенденции в предупреждении и преодолении отклонений в развитии и поведении детей и подростков, этиологию (причинно-следственную обусловленность) психофизиологического развития и социально-педагогических условий жизнедеятельности ребенка.
4. Разработать технологии, совокупность методов, приемов и средств коррекционно-педагогического воздействия на личность ребенка с недостатками в развитии и отклонениями в поведении.
5. Провести анализ общего и специального образования детей с недостатками в развитии и поведении в условиях массовой школы.
6. Определить цели, задачи и основные направления деятельности специальных, коррекционно-развивающих учреждений и центров социальной защиты и реабилитации детей и подростков.
7. Создать необходимую учебно-методическую базу в подготовке учителя к коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с недостатками в психофизиологическом развитии и девиациями в поведении.
Педагогическое воздействие на личность аномального ребенка в целом не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление отдельных недостатков. Вся специальная педагогика имеет коррекционную направленность. Ряд задач коррекционной педагогики имеет общий характер и относится ко всем видам нарушения развития и поведения. Это:
· развитие личности аномального ребенка;
· закаливание организма;
· развитие движений;
· развитие чувственного опыта;
· развитие мышления;
· посильный труд;
· овладение опытом жизни в обществе.
Коррекционная педагогика вооружает специалиста профессиональными знаниями о причинах возникновения отклонений в развитии и воспитании, особенностях протекания коррекционных воспитательных процессов у детей разных возрастных групп; умениями прогнозировать, проектировать и вести коррекционный учебно-воспитательный процесс в различных условиях, оценивать его эффективность; навыками осуществления индивидуального подхода и личностно-ориентированного воспитания.