Специфика деятельности психолога в составе ПМПК
Деятельность ПМПК особенно важна и сложна при комп лектации начального звена коррекционных школ различног вида. Именно здесь в наибольшей степени задействован психо лог. В настоящее время только начинает развиваться служба практической психологии в дошкольных образовательных уч. реждениях. Соответственно, и требования к деятельности психолога в составе ПМПК, комплектующего дошкольные образовательные учреждения компенсирующего и комбинирующего видов, пока еще только разрабатываются. В данной главе мы рассмотрим деятельность психолога в составе комиссии, ориентированной на работу с детьми младшего школьного возраста. Хотя в целом описанное ниже адекватно и для работы психолога в составе ПМПК с детьми дошкольного возраста.
Очевидно, что имеется определенное своеобразие в деятельности ПМПК разного уровня. Муниципальные, областные, региональные ПМПК несколько отличаются по своим целям и задачам. Но в целом в характере деятельности как психолога в составе ПМПК, так и всей ПМПК, других ее специалистов можно выявить общие составляющие, единые цели, задачи и технологии работы.
В качестве члена ПМПК психолог должен не только провести углубленное психологическое обследование ребенка i дать вероятностный прогноз его развития в рамках системы специального обучения, но также указать последовательное и направленность психологической коррекционной работ: необходимость консультации других специалистов (логен да, дефектолога и т.п.). Другой важной задачей психолог ПМПК является участие в коллегиальном обсуждении и в работке решения по организации системы специального oi чения ребенка.
Основной задачей углубленного обследования являет постановка психологического диагноза в соответствии с I нятой на комиссии типологией и принятие решения о ' насколько данное коррекционное учреждение соответсч возможностям и особенностям ребенка.
1Q0
качестве примера молено привести случай из реальной аКТики работы ПМПК.
для принятия решения об обучении во 2-м классе коррекционной колы VII вида на ПМПК был приведен Саша Л. (10 лет 3 месяца), 0 этого обучавшийся в домашних условиях. По данным педагоги-еского тестирования ребенок не полностью владел программным материалом 1-го класса (программа 1-4). Психологический диагноз этого ребенка представлял вариант нормативного развития, оТягощенного общим снижением темпа деятельности. Нарушений речи не наблюдалось. Неврологический статус был определен как невыраженные признаки резидуально-органических повреждений цНС, что в наше время можно рассматривать почти как неврологическую норму.
Совершенно очевидно, что обучение такого ребенка по программе и методами специального образования в течение 3-4 лет во фронтальном режиме совершенно необоснованно, поскольку в индивидуальном режиме он может овладеть общеобразовательным программным материалом начальной школы существенно быстрее. Такой вывод делается на основании выявленных особенностей развития ребенка. В связи с этим комиссией не было рекомендовано обучение по программе школы VII вида, а предложено рассмотреть возможность обучения по индивидуальной программе массовой общеобразовательной школы.
Можно привести еще один пример.
В возрасте 9 лет на ПМПК был приведен Боря Б., который на протяжении двух лет пребывания в 1 -м классе массовой школы (программа 1-4) не смог овладеть программным материалом. В педагогической характеристике из школы, в которой обучается ребенок, присутствовали жалобы не только на трудности овладения программным материалом, но и на трудности поведения, отсутствие какой-либо заинтересованности в учении (учебной мотивации) и т.п. По результатам психологического обследования был поставлен Диагноз: «тотальное недоразвитие психических функций простого Уравновешенного типа с грубой эмоциональной незрелостью и нарушениями нейродинамических характеристик деятельности по Типу колебаний работоспособности и темпа деятельности». Лого-еДический диагноз: «ОНР третьего уровня, нарушения чтения и сьма у ребенка с первичными интеллектуальными нарушения-" Диагноз невролога: «невыраженные признаки резидуально-Рганического повреждения ЦНС». Поликлиническим психиатром 1Л поставлен диагноз: «выраженная задержка психического раз-тия». Педагогическая оценка: «фрагментарные, не систематизи-
рованные знания программного материала 1-го класса общеобразовательной школы у ребенка с низкой обучаемостью и трудно, стями переноса навыков на аналогичный материал».
После коллегиального обсуждения на комиссии было принято ре-шение о дополнительном психиатрическом обследовании и, в дальнейшем, направлении ребенка во 2-й класс школы VIII вида, поскольку за исключением психиатра все специалисты комиссии сочли возможности ребенка неадекватными и недостаточными для обучения в школе VII вида.
В большинстве случаев работы ПМПК подобные серьезные задачи и ответственные решения требуют индивидуального психологического обследования (впрочем, как и обследований других специалистов). В целом, в соответствии с общими задачами ПМПК [78], функция психолога в качестве его члена коротко может быть обозначена как решение вопроса об адекватности школы (дошкольного образовательного учреждения) данного вида возможностям и психологическим особенностям ребенка. То есть основной смысл деятельности психолога ПМПК заключается в понимании того, насколько данная программа, особенности образовательного процесса данного вида обучения (методология, темпы, методы и средства обучения, включая и дидактическое наполнение коррек-ционно-развивающей среды) соответствуют и адекватны возможностям и специфике развития ребенка.
Все большее значение при такой индивидуализации начинает приобретать психологический диагноз и дифференциация особенностей состояния и развития детей от близких и сходных по феноменологическим проявлениям других типов отклоняющегося развития [110].
Помимо этого, в соответствии с представлениями о прогнозе дальнейшего развития, психологом может быть рекомев дована как длительность, так и форма (индивидуальная, фров тальная с дополнительными индивидуальными занятиями т.п.) обучения ребенка в школе. Совершенно очевидно, что свое мнение о необходимости для ребенка того или иного видя коррекционного учреждения, длительности пребывания Ре' бенка в нем имеют полное право выражать и другие член комиссии. Конкретизация направления, видов, формы и ДЛЯ тельности коррекционной работы — задача уже психолог медико-педагогического консилиума того образовательно? учреждения, где будет находиться ребенок.
1Q9
Достаточно часто в практике деятельности ПМПК встреча-я случаи, когда ребенок направляется в коррекционное еждение на так называемый диагностический срок, что
кясе определяется решением ПМПК. В случае положитель-ой динамики развития и овладения программным материа-оЫ ребенок продолжает обучение в данной школе, в противном случае он вновь направляется на ПМПК для принятия
шения об адекватном для него образовательном маршруте. В обоих случаях на комиссию должны быть в обязательном порядке представлены заключения каждого специалиста, работающего с ребенком (педагогов, логопеда, дефектолога, психолога и врача).
Подобные условия, безусловно, должны оговариваться в договоре, который на время нахождения ребенка в коррекци-онном учреждении (например, в школе VII вида) заключается с родителями [78]. Точно так же все условия организации обучения и развития ребенка в рамках специального (кор-рекционного) учреждения (ДОУ или школы) должны быть тщательнейшим образом прописаны в уставе учреждения. Это позволяет избежать многих недоразумений и даже судебных преследований со стороны родителей в случае их несогласия, отвержения решений, принимаемых администрацией учреждения, его консилиумом.
Следует отметить, что комплектация коррекционного учреждения осуществляется в основном в соответствующем ДОУ и начальной школе. Однако академически неуспешные по различным причинам дети могут попасть на психолого-ме-дико-педагогическую комиссию и после 5-го класса, то есть в среднем звене.
Такие проблемы могут встречаться и у условно нормативных Детей, которые часто и подолгу по разным причинам не посещали школу. В качестве причин непосещения наиболее часто мо-гУт выступать как социальные условия развития, так и пропуски по болезни (вследствие соматической ослабленности или хронического заболевания). В реальной жизни дети последней Категории часто направляются в коррекционную школу, хотя в Последнее время создаются и специальные школы для больных Детей и детей-инвалидов1. В этих школах обучение ведется, как
с наш взгляд, подобные образовательные учреждения по своей сути и
3 ржанию должны находиться в системе специального образования, вне симости от вида реализуемых ими образовательных программ.
7 Семаг° 193
правило, по общеобразовательным программам, что более ал ватно для соматически больных детей (в том случае, если у н не обнаруживаются особенности психического развития, Да щие повод для обучения в школе VII вида).
В подобных ситуациях задачи дифференциальной псих логической диагностики стоят особенно остро. С одной стоп ны, все большее влияние на поведение и мотивацию ребенк-оказывают эмоционально-личностные особенности, а с дпу гой — могут накапливаться пробелы в программных знани ях, не позволяющие ребенку усвоить последующий матери ал. При обсуждении ребенка такого возраста на комиссии особенно важно бывает сопоставить результаты психологического обследования и собственно педагогического тестиро. вания, для того чтобы более четко определить причины и механизмы неуспеваемости ребенка. Не всегда простой перевод ребенка из массовой школы в систему специального образования при наличии пробелов (которые есть у детей, которым показана данная программа обучения) будет способствовать уменьшению его трудностей и тем самым эффективному усвоению материала.
2.2. Основные принципы, задачи и функции деятельности психолога ПМПК 1
Исходя из основной, общей для всех специалистов цели деятельности ПМПК — определения специальных образовательных потребностей и условий, необходимых ребенку для обеспечения развития, получения образования, адаптации и интеграции в социум, — можно сформулировать и основные задачи, которые ставятся непосредственно перед психологом ПМПК. К ним следует отнести:
1) выявление особенностей психического состояния ребенка и его потенциальных возможностей в плане получения адекватного образования;
1 Данный раздел деятельности психолога специального образования oi руется на руководстве, которое было разработано в рамках проекта ТА^ «Поддержка взаимодействия в области образования, здравоохранения И циальной помощи» под наблюдением Министерства образования РФ, а т! на опыте работы системы ПМПК Орловской области [78; 118]. Настой раздел приводится с разрешения координатора пилотного проекта ТА^* А.Я. Юдилевича.
2) определение условий образования и воспитания, необходимых
детям с особыми образовательными потребностями, адекват
ных выявленным индивидуальным особенностям, определение
индивидуального образовательного маршрута;
3) психологическое консультирование родителей (законных пред
ставителей), педагогических, медицинских, социальных работ
ников, работников иных учреждений и ведомств (при необходи
мости), представляющих интересы ребенка в семье, образова
тельном учреждении, в социуме в целом;
4) при необходимости — отслеживание динамики обучения и уров
ня социальной адаптации в процессе интеграции ребенка в об
разовательном учреждении (совместно со специалистами пси
холого-медико-педагогического консилиума образовательного
учреждения, в котором находится данный ребенок);
5) участие в просветительской деятельности, направленной на по
вышение психолого-педагогической и медико-социальной куль
туры населения и профессионалов (в первую очередь специали
стов школьных психолого-медико-педагогических консилиумов).
Важным аспектом деятельности психолога в составе ПМПК (фактически одной из основных задач) является оценка степени восприятия и осознания той информации, тех рекомендаций, которые даются членам семьи обследуемого ребенка. Точно так же психолог должен определить и при необходимости провести соответствующие психотерапевтические мероприятия, помогающие родителям понять заключение, рекомендации по обучению, воспитанию и развитию, которые будут сделаны в процессе комплексного обследования их ребенка (см. раздел IV). Специалист должен учесть и степень согласия родителей с рекомендациями специалистов ПМПК, и то, в какой степени родители или другие лица, представляющие интересы ребенка, будут следовать этим рекомендациям.
Следует привести основные принципы деятельности ПМПК в том виде, в каком они наиболее полно сформулированы в проекте ТАСИСа [78]. Естественно, что эти принципы полностью и в первую очередь являются руководством для психолога ПМПК.
Принцип семейной центрированности — специалисты ПМПК взаимодействуют не только с ребенком, но и с семьей (людьми из бли-*айшего окружения ребенка).
'Ринцип партнерства — деятельность специалистов направлена На Установление партнерских отношений с ребенком и его семьей.
Принцип междисциплинарного взаимодействия — работа с клие тами осуществляется специалистами, действующими в рамкахте нологии профессионального взаимодействия. Принцип добровольности — родители самостоятельно принимаю решение об обращении в систему ПМПК и включении их семьи программу обслуживания.
Принцип открытости — ПМПК отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребенка, обеспокоенных его раз-витием.
Принцип конфиденциальности — информация о ребенке и семье доступная специалистам ПМПК, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
Принцип уважения к личности ребенка — специалисты ПМПК принимают ребенка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
Принцип уважения к личности родителя — уважая личность родителя, специалисты ПМПК принимают его мнение о ребенке, его личный опыт, решения и ожидания.
Принцип профессиональной ответственности — специалисты ПМПК ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребенка.
Принцип информированного согласия — ПМПК дает родителям/ законным представителям достаточную, доступную для понимания информацию о своей деятельности и о ребенке, добиваясь согласия на участие в обследовании и принятия помощи.
В рамках деятельности ПМПК психолог осуществляет определенные функции.
В соответствии с вышеприведенными целями и задачами, основной функцией психолога ПМПК следует считать экс-пертно-диагностическую. При этом достоверность диагн< стики развития ребенка обеспечивается не только профес< ональным опытом психолога, но и следующими аспектами проведения подобной экспертизы, которая по основным я казателям совпадает с принципами проведения углубление психологической диагностики. К ним следует отнести:
1) комплексную, всестороннюю и целостно-динамическую оценку
нарушений в развитии детей от 0 до 18 лет;
2) определение специальных образовательных потребностей детеУ
3) полноценное участие в оформлении коллегиального заключ'
ния на ребенка (включающего рекомендации по реализации
предлагаемого ПМПК образовательного маршрута и дополни
тельной специализированной помощи вне системы образов*
ния).
предполагает учет психологом медицинских,
венно психологических, педагогических, социальных ха-
С° еристик развития ребенка. Всесторонность и целостность
Ра заключается в системности подхода к психическому
витию, в понимании закономерностей развития и их тес-
^ "гттой взаимосвязи с условиями, необходимыми для адапта-яеишен
я и максимальной самореализации личности ребенка в соци-
образовательной среде. Динамический аспект оценки едполагает анализ взаимосвязи актуального развития ребенка анамнестическими и катамнестическими данными на разных возрастных этапах, а также контроль динамики изменения показателей состояния ребенка непосредственно в процессе проведения экспертизы.
Определение специальных образовательных потребностей детей влечет за собой определение специальных условий получения образования, а именно:
• тип, вид образовательного учреждения, которое рекомендуется
для осуществления обучения и воспитания ребенка или наблю
дения за ним;
• образовательная программа (содержание, уровень, направлен
ность, степень дифференциации и индивидуализации);
• формы получения образования: семейное образование, само
образование, экстернат (при обучении ребенка непосредствен
но в образовательном учреждении — очная, очно-заочная (ве
черняя), заочная форма);
• условия получения образования: фронтальное, индивидуальное,
фронтально-индивидуальное обучение, обучение на дому, сме
шанное обучение — индивидуальный режим посещения уроков,
один-два или более свободных дней в неделю в соответствии с
показаниями и по согласованию с администрацией образова
тельного учреждения;
• формирование рекомендаций по направлению ребенка для кон
сультирования в учреждения других ведомств в целях обеспе
чения ему сопутствующей или, при необходимости, основной
помощи вне системы образования.
психолога преимущественно заключается в объединяй всех специалистов ПМПК в единую междисциплинар-
команду. При этом следует учитывать следующие пози-ЦйИ
необходимость совмещения обучения и поддерживающего лечения;
• приоритетность лечения при поддерживающем развитие ребе
ка обучении и воспитании;
• необходимость временного освобождения ребенка от учебно*-
деятельности;
• необходимость дополнительных консультаций и обследовани
с целью уточнения диагноза;
• необходимость совмещения обучения с решением вопросов со
циальной и правовой защиты ребенка.
Теснейшим образом к экспертно-диагностической примь кает и консультативная функция психолога.
Она осуществляется в отношении следующих лиц: детей и подростков, обратившихся в ПМПК; лиц, представляющих интересы детей, обследуемых на ПМПК (родителей, законных представителей; педагогических, медицинских, социальных работников и др.).
Как уже отмечалось в разделе IV, психологическое консультирование представляет сложный психотерапевтически ориентированный процесс. Несмотря на то что все специалисты ПМПК должны осуществлять консультирование, основным специалистом в плане психотерапевтической поддержки семьи следует считать именно психолога.
Сопровождение детей и подростков ПМПК осуществляет через связь с консилиумами образовательных учреждений или непосредственно с родителями (законными представителями). Поэтому можно говорить, что реализация функции сопровождения, с одной стороны, обеспечивается отслежи ванием динамики развития и обучения детей, прошеднп через ПМПК, а с другой — распределяется как на деятельность психолога самой ПМПК, так и на специалистов психолого-медико-педагогического консилиума того образовательного учреждения, в которое направлен ребенок.
Консилиум образовательного учреждения разрабатьШ план работы специалистов с ребенком и своевременно i формирует директора образовательного учреждения о неблагоприятной или недостаточной динамике развития ребенк данных образовательных условиях. План работы с ребев корректируется, устанавливается условный диагностичес] период, в течение которого специалисты консилиума пЫ ются добиться положительной динамики развития ребе.
При невозможности определить причины недостаточна динамики развития и обучения ребенка, то есть тех особе стей психического развития ребенка, которые не дают
Q8
ватно (в соответствии с программой данного образователь-а^ учреЖДения) Развиваться, консилиум образовательного 110 ?кДеНИЯ Должен порекомендовать родителям (законным ^ дставителям) повторно обратиться в ПМПК.
■о любом случае информация о динамике развития ребенка тшавляется консилиумом в ПМПК в соответствии с указан-тм в рекомендациях ПМПК сроком контроля динамики развития ребенка.
Аналитическая функция деятельности психолога ПМПК еализуется в первую очередь в виде анализа собственной деятельности.
Трудно согласиться с выделением в качестве составляющих аналитической функции таких аспектов деятельности психолога, как профессиональный анализ входящей информации, формулирование и проверка гипотезы о структуре и динамике развития ребенка, планирование обследования ребенка на ПМПК на основании первичного анализа, решение вопроса о процедуре и условиях обследования ребенка, коллегиальное обсуждение результатов обследования ребенка [79]. Все эти характеристики, на наш взгляд, следует отнести непосредственно к проведению обследования и, следовательно, экспертно-диагностической функции.
А организационно-методическая и просветительская функции психолога ПМПК полностью совпадают с аналогичными функциями педагога-психолога любого образовательного учреждения. Различия состоят в том, что деятельность психолога ПМПК, ориентированная на специалистов подобных ПМПК нижележащих уровней и на членов психолого-медико-педагогических консилиумов образовательных Учреждений, реализуется проведением методических совещаний, семинаров, разборов, сложных в диагностическом и КоРрекционном плане случаев. Аналогичные методические совещания рекомендуется проектом ТАСИС проводить не Менее 4 раз в год.
Просвещение по вопросам, находящимся в сфере компе-
енции психолога ПМПК, использование различных форм
Р°свещения (лекции, семинары, тренинги, консультиро-
Ние и др.) и средств (печатная продукция, информирова-
е населения через средства массовой информации, вклю-
с Электронные версии) осуществляются для населения, и
е ^Иалистов смежных ведомств, с которыми сотруднича-
МПК, для работников управлений образования и смеж-
ных ведомств. Чрезвычайно важным является также инф0 мирование населения о социально-правовых гарантиях с мей, детей, о юридических аспектах деятельности систем^ ПМПК.
Для психолога комиссии в настоящее время становитс очень важным следующее обстоятельство. До настоящее времени большинство ПМПК работало преимущественно с детьми старшего дошкольного возраста и младшего школь ного возраста. Это было связано в первую очередь с организационными проблемами (сезонностью работы, отсутствием специалистов соответствующего профиля, адекватного диагностического инструментария и др.), а также со сложившейся традицией использования ПМПК преимущественно для отбора детей в специальные (коррекционные) школы, дошкольные специальные образовательные учреждения. Учитывая, что в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Российским законодательством детские учреждения образования начали работать с детьми от 0 до 18 лет, эта традиция постепенно должна меняться. Определение образовательного маршрута сейчас начинает проводиться для детей более раннего возраста (2-3-летнего). Это, несомненно, требует квалификации состояния детей на ПМПК, что накладывает серьезные требования на организацию деятельности психолога ПМПК и в методическом, и в содержательном планах.
2.3. Содержание деятельности психолога при обследовании ребенка на ПМПК
Несмотря на то что в составе стандартной ПМПК предусмотрены такие работники, как лаборант, регистратор и ДР-» которые должны собирать первичную информацию, сооб щать родителям необходимые требования и т.п., любо специалист ПМПК (в первую очередь психолог) долже! знать все технологии проведения комиссионного приема, в любой момент и на любом этапе должен быть в состояний включиться в процесс прохождения ребенком и его семье» этой сложной и травматичной для них процедуры. Поэто му мы приводим в пособии все необходимые процедуры * технологии.
хНОлогия сбора первичной информации
При записи ребенка на ПМПК родители (законные представители) ставятся в известность о гарантии конфиденциальности сообщаемых ими сведений о ребенке.
Работники ПМПК ведут сбор первичной информации в соответствии с формой первичного учета соответствующих баз данных.
• Поведение и отношение регистратора к родителям (законным пред
ставителям) должно быть доброжелательным и принимающим.
• фамилия, имя, отчество и дата рождения ребенка при первич
ной записи обычно фиксируются со слов родителей (законных
представителей). Им рекомендуется в их первый приход (в си
туации одноэтапного обследования в день обследования) наря
ду с другими документами принести свидетельство о рождении
ребенка. Родители ставятся в известность о том, что в ПМПК воз
можен и анонимный прием.
• Записывается адрес и телефон для связи, а также данные о том,
через кого будет осуществляться связь.
• Выясняется, что послужило поводом для обращения в ПМПК (от
мечается в журнале первичного обращения).
• Отмечается, кто инициатор обращения в ПМПК. Если инициати
ва исходит не от родителей (законных представителей), то уточ
няется отношение родителей к обследованию ребенка на ПМПК
(согласие, несогласие). Родители ставятся в известность, что без
их согласия ребенок не может быть обследован на ПМПК.
• Семья информируется об участии врача-психиатра, врачей дру
гих специальностей (если их участие планируется). Должно быть
получено согласие семьи на обследование всеми специалиста
ми медицинского профиля1. Желательно, чтобы согласие роди
телей (законных представителей) было документально зарегис
трировано (подписью в соответствующем разделе личного дела,
которое заводится при записи на прием).
• Задается вопрос о том, посещает ли ребенок в настоящее вре
мя образовательное учреждение, и какое.
• С родителями согласовывается дата обследования ребенка на
ПМПК.
• С родителями согласовывается вопрос о том, что в отдельных
случаях может возникнуть необходимость в обмене информаци
ей о ребенке с другими заинтересованными учреждениями и
организациями.
родители согласны на обследование ребенка одними специалистами е согласны на обследование другими, то нарушается смысл комиссионного следования. В этом случае как никогда велика роль психолога, который J Жен в буквальном смысле уговорить родителей согласиться на обследова-Ребенка всеми необходимыми, с точки зрения профессионалов, специали-а И" ^ этом случае приоритетными являются права ребенка на получение ватного его возможностям образования, а не права родителей на щадя-ц Их самолюбие условия.%Мы считаем, что для подобной деятельности °Лога хороши все средства.
9П1
Условия, при которых может состояться обследование на ПМПК
• Ребенок не может быть направлен на ПМПК без согласия роди
телей (законных представителей).
• Согласие родителей (законных представителей) на обследова
ние ребенка специалистами ПМПК и обмен информацией о нем
с другими учреждениями, организациями, ведомствами под
тверждается их подписью в личном деле ребенка.
• Ребенок приходит на обследование в сопровождении родителей
(законных представителей). Предпочтительным является при
сутствие на ПМПК матери ребенка.
• Допустимо консультирование обратившихся самостоятельно
подростков старше 12 лет. При этом ПМПК гарантирует соблю
дение и, в случае необходимости, инициативу по защите прав
подростка.
• Родители или сам ребенок могут обратиться анонимно.
• Обеспечивается возможность выбора условий для индивидуаль
ного или коллегиального обследования ребенка специалистами
в соответствии с показаниями.
• Создаются условия (при возникновении такой необходимости)
для наблюдения за обследованием ребенка одним из специа
листов другими специалистами, с использованием средств, ща
дящих психику ребенка (например, зеркало Гезелла, видеокаме
ра и др.).
• Гарантируется конфиденциальность сведений о ребенке, полу
ченных в процессе беседы с родителями (законными предста
вителями), а также в процессе обследования ребенка, что под
тверждается подписями специалистов, участвовавших в обсле
довании, в личном деле ребенка.
Процедура обследования ребенка
Процедура обследования ребенка на ПМПК имеет особе] ности, отличающие ее от процедур независимых консультативных приемов детей конкретными специалистами (врач ми, психологами, педагогами). Обследование ребенка н ПМПК не может быть механической суммой обследован! конкретных специалистов с неизбежным дублированием Я которых этапов, а должно представлять собой качествен иную технологию. ПМПК должна функционировать как еДй ная команда специалистов, вырабатывающих коллегиальН0 заключение и взаимосвязанные коллегиальные рекомендаД по дальнейшему сопровождению ребенка. Причем рекоме* дуемое сопровождение должно представлять собой не про(
909
дативную (суммируемую) технологию, а системное, целост-сопровождение ребенка. Такой подход требует совмеще-
я принципа деятельности независимых высокопрофессио-
льных экспертов с умением принимать единое согласован-ое решение. Окончательное решение формулируется как оллегиальное заключение с содержащимися в нем рекомендациями.
Поскольку целью комиссионного обследования является оценка особенностей отклоняющегося развития, связанных с этим трудностей в обучении, выработка рекомендаций по дальнейшему обследованию, корректировке образовательного маршрута и наблюдению, нозологическая диагностика состояния и заболеваний и тем более их лечение не являются функцией ПМПК. ПМПК в своем заключении может только рекомендовать обращение в соответствующие учреждения здравоохранения, поскольку и клиническая диагностика, и лечение находятся в их компетенции. Таким образом, если у специалистов ПМПК возникли сомнения в полноте или правильности диагностики и лечения ребенка, его родителям рекомендуется обратиться с ним в систему здравоохранения, вплоть до федеральных учреждений здравоохранения. В данном случае ПМПК является защитником интересов ребенка.
В целом проведение комиссионного обследования может существовать, по крайней мере, в двух формах:
1. Как коллегиальное обследование, которое требует одновременного участия всех специалистов и работы с ребенком нескольких специалистов одновременно (последовательно, друг за другом).
В этом случае сразу же после обследования проводится коллегиальное обсуждение полученных результатов и выработка общего решения.
2- в виде двухэтапного обследования. На первом этапе каждый специалист проводит оценку развития и состояния ребенка индивидуально в соответствии со своими профессиональными представлениями, на втором — проводится коллегиальное обсуждение и выработка коллегиального решения об адекватном образовательном маршруте и дополнительной помощи специалистами вспомогательного плана.
формы проведения обладают характерными особенности, могут быть использованы в деятельности ПМПК в за-
ЯОЯ
висимости от задач исследования, условии и конкретных стоятельств1.
Необходимо отметить, что в ситуации значительного ложнения состояния детей, большей сочетанности ний, комплексности причин отклоняющегося развития, та же необходимости индивидуализации обучения, на на взгляд, приоритетной должна стать двухэтапная форма пг> ведения комиссионного обследования. Уже сейчас можно koi статировать нежелательность проведения коллегиального о( следования с определенными категориями детей2.
Что касается непосредственно технологии и принципов психологической оценки состояния и уровня актуального развития ребенка, то в ситуации двухэтапного обследования они в целом не отличаются от аналогичных при обычнол углубленном психологическом обследовании, описанном в разделе II.
Можно определить ряд требований к процедуре обследования:
1. Процедура и продолжительность обследования определяются
возрастными, индивидуальными и типологическими особенно
стями развития ребенка.
2. При работе с детьми (особенно раннего возраста) целесообраз
но практиковать выездные сессии ПМПК, для того чтобы обсле
дование происходило в наиболее привычных для них условиях.
3. Среднее время приема ребенка на ПМПК одним специалистом
(в случае индивидуального обследования) или всеми (при колле
гиальном) до момента принятия коллегиального заключения и вы
дачи рекомендаций не должно превышать полутора-двух астроно
мических часов. Это время может перемежаться периодами отды
ха ребенка или распределяться на несколько дней в соответствии
с психолого-медико-педагогическими показаниями и возможнос
тями повторного посещения ребенком ПМПК (в зависимости оттер-
риториальной удаленности ПМПК от места жительства ребенка, по
казаний к проведению комиссии, других причин).
1 Описание особенностей различных форм проведения ПМПК выходШ
рамки данного пособия, посвященного непосредственно содержанию дея'
ности психолога.
2 Одной из таких категорий детей являются дети-сироты, дети, лиш&
попечительства родителей и с раннего возраста вынуждаемые подобной
альнои ситуацией воспитываться в учреждениях интернатного типа. &*
кладывает настолько характерный отпечаток на их развитие, что в болЫ
стве случаев можно говорить о развитии отклоняющемся если не с
зрения познавательного, то, по крайней мере, аффективно-эмоциональ
развития.
9.04.
При возникновении необходимости более детального обследования ребенка специалистами ПМПК родителям (законным представителям) рекомендуют прийти с ребенком повторно (для продолжения обследования ребенка на ПМПК или организации лонгитюдного обследования в условиях ППМС-центра).
с На тех этапах приема, когда специалисты общаются с родителями (законными представителями), ребенок находится в игровой комнате (зоне), и в это время желательно осуществлять наблюдение за его поведением.
6 Критериями адекватности процедуры и продолжительности обследования являются:
• наличие контакта специалиста с обследуемым им ребенком;
• доступность, результативность, успешность деятельности
ребенка в процессе обследования с учетом необходимых мер
помощи;
• возможность «самокомпенсации» состояния ребенка или, при
необходимости, прекращение обследования при возникно
вении по ходу обследования выраженных психосоматических,
нейродинамических, невротических, психопатических или
психотических симптомов;
• исключение психотравмирующих и неэтичных ситуаций при
решении вопроса о присутствии родителей (законных пред
ставителей) при обследовании ребенка;
• допустимость обследования ребенка как каждым специалистом
индивидуально, так и несколькими специалистами одновремен
но при исключении недопустимых физических или эмоциональ
ных перегрузок, психотравмирующих и неэтичных ситуаций;
• возникновение у родителей (законных представителей) до
верия к специалистам ПМПК, готовность согласиться с кол
легиальным заключением и следовать рекомендациям ПМПК.
При обсуждении проведения комиссии, предваряющем обследование, возможно коллегиальное планирование обследования. Это особенно необходимо при коллегиальной форме обследования. Нельзя отменять подобное планирование и при отдельных индивидуальных обследованиях ребенка каждым специалистом, хотя в этом случае каждый специалист имеет полное право в соответствии со своим профессиональным опы-°м использовать ту или иную систему оценки, методический аРсенал и т.п.
При коллегиальном обследовании имеет смысл использо-
Ть следующую технологию планирования.
■ Проанализировать и уточнить первичную информацию, организовать сбор необходимых дополнительных сведений у лиц, со-пРовождающих ребенка (родителей, законных представителей,
педагогов, специалистов вспомогательного профиля - логопе да, социального работника и т.п.).
2. По ходу сбора информации каждый специалист должен сфор.
мулировать свою диагностическую гипотезу, которая затем мо
жет быть обсуждена и уточнена коллегиально (естественно, что
при этом родители/законные представители и ребенок на обсуж
дении не присутствуют).
3. На основании коллегиально выработанной диагностической ги
потезы составляется план обследования, включающий в первую
очередь ответы на вопросы: кто из специалистов и что будет об
следовать, какими методами? (Выбор специалиста и набора ме
тодик для обследования зависит от основной диагностической
гипотезы.)
4. Если в процессе обсуждения все специалисты сходятся во мне
нии о необходимости углубленного обследования несколькими
специалистами (например, при предположении у ребенка слож
ного, сочетанного дефекта), планируется либо смена самой фор
мы обследования, либо последовательная смена специалистов
в реализации коллегиального диагностического плана.
При этом каждый специалист сам решает, какими методами он будет осуществлять свое обследование, учитывая предложения и замечания других специалистов. Желательно максимально исключить дублирование элементов обследования.
5. В случае изменения диагностической гипотезы в свете получае
мых в ходе обследования данных (правило Байеса) должна быть
проведена оперативная корректировка хода обследования, при
необходимости - смена специалиста, ведущего обследование.
6. Определяются условия обследования (время, место, допусти
мость обследования в присутствии нескольких специалистов,
с участием родителей и т.п.).
Присутствие родителей (законных представителей) определяется особенностями каждого конкретного случая.
Естественно, что в реальной практике коллегиальной формы обследования ребенка на ПМПК подобная технология в разве{ нутом виде не всегда может быть использована. Как правило, выбирается один ведущий специалист, который и проводит практически все обследование. Чаще всего таким специалистом я ляется учитель-дефектолог или учитель-логопед. Все остальнЫ специалисты присутствуют как наблюдатели и лишь коррект! руют обследование.
В задачи психолога в первую очередь входит выявление с мой структуры развития, причин и механизмов, повлекШ* наблюдаемые феномены, что отражается в психологичесК диагнозе. Сами феномены актуального развития ребенка в# ны для психолога лишь как подтверждение диагностичес)
отезы. Это накладывает на психологическое обследование
Г сткие требования к индивидуальности его проведения. Тем
й нее что методический аппарат (диагностические методики и
' оТветствующие им дидактические материалы) не ориентиро-
на коллегиальную форму экспертного обследования. Все
0 не позволяет психологу наравне с другими специалистами чествовать в коллегиальном обследовании. В то же время,
пользуя в своей деятельности метод наблюдения, психолог
ясет в значительной степени уточнить и даже (при наличии достаточного профессионального опыта) изменить складывающееся мнение о ребенке. К сожалению, технология подобного диагностического наблюдения с включением в него всех специалистов, лично не участвующих в процедуре обследования, на настоящий момент разработана недостаточно.
Каждый специалист может вести собственный протокол (в свободной форме), в котором отмечаются как наблюдаемые факты, так и субъективные впечатления о них. Отраженное в протоколе мнение специалиста, переформулированное в виде соответствующего диагноза (для психолога — психологического диагноза), должно быть представлено в коллегиальном заключении ПМПК.
2.4. Структура и содержание заключения психолога
В целом структура и содержание заключения психолога ПМПК по результатам индивидуального углубленного психологического обследования практически полностью совпадает с обычным заключением (см. раздел III). Совершенно естественно, что содержание такого заключения должно соответствовать профессиональным требованиям, диагностической гипотезе, включать общий план обследования ребенка на ПМПК и отвечать на запрос инициатора обращения на ПМПК по пово-ДУ назначения или изменения образовательного маршрута. Следует подчеркнуть, что мнение психолога об особенностях Рекомендуемого образовательного маршрута должно быть не
Нее значимо, чем мнение психиатра, логопеда и даже педа-0Га- Психологические рекомендации по дополнительной специализированной ПОМ°ЩИ и сопровождению ребенка вне учеб-°г° процесса можно рассматривать как приоритетные.
Ьсли используется коллегиальная форма проведения об-
еДования, на наш взгляд, невозможно дать столь же ПОЛ-
ное и развернутое заключение, как при индивидуальном следовании. Сама структура, технология, методическое об печение психологической диагностики ориентированы име но на индивидуальность обследования и утрачивают эффе тивность при коллегиальной форме экспертизы. Поэтом заключение психолога о характере, типе и индивидуальны^ особенностях отклоняющегося развития ребенка, составлен ное по результатам коллегиальной формы проведения ПМПК может выражаться лишь в отдельных формулировках ноза, прогноза, рекомендаций и опираться только на психолога. По крайней мере, собственный опыт многолетней практики авторов в составе психолого-медико-педагогических комиссий разного уровня позволяет вынести такое резкое суждение.
Нельзя не привести мнение специалистов, участвовавших в проекте ТАСИС, касающееся структуры психологического заключения [50; 78; 118], согласно которому заключение психолога должно иметь трехуровневую структуру:
1-й уровень должен дать общий ответ на вопрос, имеются ли отклонения в развитии ребенка (дизонтогенез), или трудности в обучении (социализации) обусловлены иными причинами. 2-й уровень — определение типа (вида, категории) нарушения развития для разработки общих подходов в дальнейшем развитии ребенка. При наличии иных причин, обусловливающих трудности в обучении (социализации) — квалификация этих причин. Этот уровень, по сути, является психологическим диагнозом. 3 уровень — описание индивидуальных особенностей ребенка, в том числе его ресурсных возможностей (эти характеристики должны учитываться в первую очередь при составлении индивидуальной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком).