Этапы работы консилиума
Характер запросов и жалоб родителей или специалистов, контактирующих с ребенком, достаточно детально проанализирован в ряде пособий [94; 96; 98; 113],поэтому мы не считаем необходимым здесь на этом останавливаться. Желательно, чтобы описание проблем или жалоб происходило заранее, например, при записи ребенка на консультацию. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка (см. раздел IV). В настоящее время Разработан ряд документов, карт развития и т.п., в кото-Pbix достаточно подробно и развернуто представлены те необходимые сведения о ребенке и его семье, с которыми дол-ен ознакомиться специалист, проводящий обследование ПеРвьщ.
Первичное обследование ребенка разными специалистами том числе и психологом) является первым этапом сопро-Во*Дения.
ной проблемой является определение последователь-сти обследования ребенка различными специалистами. Кто
из них должен проводить первичный прием? До сих пор вопрос не имеет однозначного решения. Несомненно, много' зависит от состава специалистов консилиума или образова тельного центра, куда был направлен ребенок. Следует отме тить, что существует два наиболее эффективных варианта решения этой проблемы. В том случае, когда в учреждении имеется психолог с большим опытом практической работы целесообразно, чтобы первичный прием проводил он. Когда же в силу тех или иных причин психолог не обладает необходимым опытом работы, первичный прием имеет смысл проводить любому другому специалисту, в первую очередь логопеду или врачу.
Если первичный прием проводит психолог, в своих рекомендациях он не только может, но и должен в каждом конкретном случае определить необходимость участия в обследовании других специалистов, а в некоторых случаях и определить последовательность проведения обследований (консультаций) специалистами разного профиля. Несомненно, огромную роль в такого рода координационной работе играет опыт психолога. Психолог, осуществляющий первичное консультирование ребенка, собирает анамнестические сведения о нем и его семье (психологический анамнез). Другие специалисты дополняют и уточняют полученные анамнестические данные [40; 61; 67 и др.].
Разумеется, психологический анамнез нисколько не освобождает от необходимости сбора классических сведений о заболеваниях ребенка, проводимого врачом (медицинская часть анамнеза). Однако психологический анамнез своеобразен, важен для построения общей гипотезы обследования и для постановки психологического диагноза. По результатам проведения углубленного обследования психолог составляет развернутое заключение.
Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.
В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального обследования после проведения обследований специалист проводят коллегиальное обсуждение полученных результате)! Это обсуждение можно рассматривать в качестве второ этапа консилиумной деятельности. Коллегиальное обсужДе' ние результатов обследования позволяет выработать едиЖ представление о характере и особенностях развития ребенК* определить общий прогноз его дальнейшего развития и к°
еКС необходимых развивающе-коррекционных мероприятий-
Завершающей частью второго этапа работы психолога в
ямках консилиума является участие в выработке решения определению образовательного маршрута в соответствии оСобенностями и возможностями ребенка, а также определение необходимых психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов ДРУГ с другом. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Основным принципом деятельности команды специалистов на этом этапе является принцип мультидисциплинарнос-ти, выдвинутый в 1968 году ведущими отечественными психологами А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Смирновым.
Характерной особенностью деятельности психолога в современных условиях является то, что его работа не может протекать изолированно от работы других специалистов (и не только педагога). Сейчас в большинстве образовательных учреждений (а в системе специального образования — в обязательном порядке) появляются такие специалисты, как логопед, социальный педагог, специалисты медицинского профиля (невролог, психиатр, педиатр), специалисты по охране здоровья. Пока еще их работа, как правило, недостаточно согласованна, каждый из них в первую очередь заботится о максимально полном выполнении своего объема работ, зачастую вне зависимости от того, что делают остальные. Эффективна ли такая помощь? Как должна быть организована совместная работа и ее эффективное распределение? Междисциплинарный подход [118] позволяет решить эти проблемы.
Задача психолога — объединить свои усилия с усилиями логопеда, учителя-дефектолога, врача, организовать единую слаженную команду — требует от него особых психотерапевтических навыков, умения создать психотерапевтичес-кУю атмосферу в деятельности консилиума. Эта сторона де-ЯТельности психолога в междисциплинарной команде еще
Достаточно разработана и требует дополнительных иссле-Дований.
^асто встает вопрос о том, необходимо ли присутствие
ебенка или его родителей (лиц, их заменяющих) на таком
обсуждении. Наш опыт показывает, что, если коллегия ное обсуждение ребенка проходит непосредственно после следования всеми специалистами (в течение 3-5 дней по последнего обследования, а то и непосредственно после закл чительного обследования каким-либо специалистом), луи^, не приглашать родителей на обсуждение, а предоставить р результаты в виде понятного для них заключения и разъя нить на консультации все интересующие или непонятнь им моменты. Как правило, эта консультация проводится ли самим руководителем консилиума, либо психологом. этом следует помнить, что каждый специалист обязан пр консультировать родителей по результатам своего обследо вания и дать собственные ясные и понятные рекомендацщ по развитию, воспитанию ребенка. Точно так же, с нащей точки зрения, каждый специалист обязан в доступной форме предоставить родителям информацию о прогнозе дальнейшего развитая ребенка, предполагаемой динамике его состояния. Тем более родителям должна быть предоставлена информация (естественно, в щадящем режиме) о неблагоприятности того или иного прогноза, возможном ухудшении состояния, динамики развития в целом. Нарушение этого принципа, сокрытие неприятной информации или и< кажение ее в угоду превратно понимаемого щадящего отношения к родителям и ребенку, на наш взгляд, является нарушением профессионального долга. Подобный факт должен стать предметом обсуждения профессиональным сообществом.
Если школьный консилиум не пришел к общему мне нию о том, какая развивающая и коррекционная работа с ребенком необходима, случай оказался сложным и опыта специалистов недостаточно, ребенок может быть напра] лен на консультацию более высокого уровня: муниципальную, районную или даже региональную. Точно так же обходимо поступать и в ситуации конфликтных отноше* с родителями ребенка, непринятием родителями рекомен, ций консилиума. Подразумевается, что в консультации t лее высокого уровня сосредоточены более опытные cnei листы, что позволяет им правильно оценить состояние бенка. Да и авторитет такой организации может t хорошим мотивирующим компонентом воздействия на I дителей.
1ЯЯ
тэсе полученные результаты в виде общего (коллегиально-заключения консилиума в подобных случаях передают-я психолого-медико-педагогическую консультацию1 и в ; яьнейшем (после дополнительного обследования ребенка) ^ вращаются в данное образовательное учреждение с за-3 ючениями всех специалистов консультации и рекоменда- по организации развития, воспитания и обучения ре-
бенка.
Следующим (третьим) этапом деятельности психолога
бразования является реализация решений консилиума (муниципальной консультации) в плане развивающе-коррекци-онных мероприятий внешкольного компонента или включения специальной психологической помощи непосредственно в процесс обучения ребенка.
Развивающе-коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в школе определяются направленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Наиболее важной задачей деятельности психолога на этом этапе является использование (а в некоторых случаях и разработка) индивидуально ориентированных программ специальной психологической помощи с учетом индивидуально-типологических особенностей ребенка или группы детей. С этим связана важная задача подбора детей для групповой работы. Кроме того, должна быть определена ориентировочная продолжительность отдельного занятия и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только зафиксированы, но и обоснованы в программе коррек-Ционной работы.
Завершением этого этапа работы психолога является динамическое обследование (оценка состояния ребенка после °кончания цикла развивающе-коррекционной работы) или итоговое обследование. Как уже отмечалось в разделе III,
0 Результатам каждого из обследований пишется заключение.
Данной ситуации следует говорить именно о консультации, а не комис-Рект °СКольку ребенок уже находится на обучении в соответствующем кор-гово °ННом Учреждении после прохождения ПМПК (комиссии), и мы можем тест 1ТЬ только о консультирующем, сугубо рекомендательном процессе. Ес-bt0Dh Ho> есл» речь не идет о диагностической ошибке и необходимости по-°Го прохождения ПМПК (в комиссионном режиме).