Особенности анализа консолидированной отчетности организаций разного типа, специфика анализа сегментарной отчетности

Орг-и, имеющие в своей стр-ре дочерние п/п, сост консолидированную отчет-ть, получившую в нашей стране название сводной отчетности. Сводная бухгалтерская отчетность — это особый вид бухгалтерской отчетности, составляемый путем объединения (свода) данных бухгалтерской отчетности нескольких предприятий.

В настоящее время в Российской Федерации существует два вида сводной бухгалтерской отчетности:

· Сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств).

· Сводная бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных предприятий.

Первый вид сводной отчетности - сводная бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств)составлялся в нашей стране и ранее, в условиях социалистической экономики. Назначение сводного отчета состояло в том, чтобы предоставить возможность органам государственного управления оценить деятельность подчиненных им министерств и ведомств.

Сводная отчетность министерств и ведомств включала в себя:

· текущую сводную статистическую отчетность;

· периодическую сводную бухгалтерскую отчетность;

· годовую сводную бухгалтерскую отчетность.

Сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти составляется путем суммирования соответствующих данных отчетности организаций, подведомственных органу исполнительной власти. Сводная годовая бухгалтерская отчетность федеральных органов исполнительной власти представляется Министерству финансов Российской Федерации, Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по статистике.

Второй вид сводной отчетности — сводная (консолидированная) бухгалтерская отчетность группы взаимосвязанных организаций. Правила и порядок составления этого вида сводной отчетности существенно отличается от правил и порядка составления сводной отчетности органов исполнительной власти. В настоящее время правила и порядок составления сводной отчетности группами взаимосвязанных организаций регулируется следующими документами:

· Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности Приложение к приказу Министерства финансов РФ от 30 декабря 1996г. №112.

· Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 9 января 1997г. №24

При этом, «Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы» носит в большей степени декларативный, «рамочный» характер, в то время как основные положения по составлению сводной отчетности излагаются в Методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности.

Подобно тому, как инф-я внешней фин отче-ти использ-ся для анализа фин сост-я п/п, рез-тов его дея-ти, данные сегментарной отч-ти (СО) позвол оценить кач-во работы кажд сегмента бизнеса. На основе инф-и СО дел-ся выводы о проф пригодности того или иного менеджера, разраб-ся фин и нефин критерии оценки его дея-ти, формир-ся система материального и морального поощрения персонала п/п. Кроме того, СО помогает в работе самим менеджерам. Руков-лю любого уровня всегда следует знать, наск-ко хорошо он работает. Поэтому контроль за рез-тами дея-ти центров ответств-ти в управленч учете назыв обратной связью. СО должна представляться в полных комплектах публикуемой фин отч-ти, к-рые, сост из отчетного бух баланса, отчета о приб и уб, отчета о движ-и ДС, отчета об измен-х в кап-ле и примечаний к отч-ти. Цель соз-я системы сегментарного учета и отч-ти - это обеспеч-е собственников и менеджеров всех уровней упр-я полной, оперативной и достовер инф-й о дея-ти структурных подразделений для анализа и принятия грамотных управл реш-ий. Сост-е сегментар отчетов напрямую связано с трансфертным ценообраз-ем. На базе этих цен формируется отч-ть сегмента. От степени обоснованности разработанных п/п трансфертных цен зависит объективность оценки качества работы структурн подразделения п/п. С точки зрения задач формиров-я и представл-я бух отч-ти можно говорить о сегментах орг-и, по к-рым: 1)в соотв-вии с правилами БУ необходимо сост-е внешней отч-ти; 2)в системе бух упр учета сост-ся внутренняя (сегментарная) отч-ть.

Основной док-т ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам». При подготовке фин отчетов появилась необходимость наряду с прочими данными включать доп инф-ю в отраслевом разрезе (по хозяйственным сегментам бизнеса) и с учетом географич местонахождения рынков сбыта (по географич сегментам). Формир-е отч-ти по таким сегментам необходимо как внешним, так и внутренним польз-лям, поскольку, с одной стороны, она включ-ся в состав фин отч-и, а с другой лежит в основе принятия разнообразных управленч реш-й по сегментам бизнеса. СО, составленная в соот-вии с принципами МСФО №14, обобщая информацию относительно различных типов товаров и услуг, производимых компанией, и различных географич районов, в к-рых она работает, с тем, чтобы помочь пользователям фин отчетов: 1)лучше понять показатели работы компании в предыдущих периодах; 2)точнее оценить риски и прибыли компании; 3)принимать более обоснованные реш-я относительно компании и ее отдел подразделений. По аналогии с МСФО №14 выделено 2 типа сегментов - операционный и географический. Операционным сегментом названа "часть дея-ти орг-и по произ-ву определенн товара, оказанию определенн услуги или однородная группа товаров, работ, услуг, к-рая подвержена рискам и получ-ю прибылей, отличным от рисков и прибылей по др товарам, услугам или однородным группам товаров, работ, услуг.