МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Московский инженерно-физический институт
(национальный исследовательский ядерный университет)
Военная кафедра
Экз. №___
У Т В Е Р Ж Д А Ю
Начальник военной кафедры
полковник А.И. Коростелев
«___»______________________ 2014г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
По военной топографии
Тема 4: “Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание”
Разработал
преподаватель 3-го цикла
подполковник Карпекин А.В..
Тема 4: “Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание.”
Учебные цели:
1. Совершенствовать навыки курсантов в работе с топографическими картами на местности и в подготовке исходных данных для движения по азимуту.
2.Дать практику курсантам в ориентировании на местности и движению по азимутам.
3. Воспитывать у к-тов уверенность в действиях при движении на местности.
Вид занятия:практическое.
Место: учебный класс.
Время:1 час.
Материальное обеспечение:
− Учебные топографические карты (масштаб 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000)
− Магнитные компасы
− Курвиметры, транспортиры,линейки
Руководства и пособия:
− Методическая разработка.
Учебные вопросы и распределение времени:
Вводная часть______________________________________________5мин.
Основная часть____________________________________________35мин.
1. Подготовка карты к работе.__________________________________ 15 мин.
2. Определение по карте протяжённости маршрута. Предельная точность измерений. Способы определения площадей по карте.______________10 мин.
3. Различные системы координат.________________________________10мин.
4. Способы целеуказания по карте._______________________________10мин
Заключительная часть __________________________________________5мин.
Организационно-методические указания:
- обучаемые должны твердо усвоить классификацию и номенклатуру топографических карт, для этого необходима тренировка в часы самоподготовки;
- провести тренировку в часы самоподготовки по определению координат целей, производству целеуказаний по карте и определению расстояний по карте;
- для проведения занятия подготовить комплекты топокарт различных масштабов, позволяющих наглядно демонстрировать их различие;
- при организации занятия, распределить по комплекту карт на каждого обучаемого;
- в конце занятия дать задание изучить условные топографические знаки и вычертить их в тетради к следующему занятию.
Порядок проведения занятия.
Вводная часть: __________________________________________5 мин.
- проверить готовность л/с и материального обеспечения;
- провести контрольный опрос по предыдущей теме;
- объявить тему и цели занятия.
Основная часть: _________________________________________35 мин.
1 вопрос: Подготовка карты к работе _______________________15мин.
Каждый командир должен работать всегда на подготовленной карте – это дает возможность решить задачи с наименьшими затратами по времени.
Подготовка карты слагается из выбора, оценки, склеивания, подъема и складывания карты.
Выбор карты заключается в выборе ее масштаба. Выбор масштаба карты зависит от предстоящих боевых действий, характера и содержания боевых задач и района предстоящих действий. В качестве рабочей карты командира могут использоваться карты масштаба: 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000.
Наиболее подробной и точной является карта масштаба 1:25 000. Она применяется для детальных расчетов, связанных с решением огневых задач, инженерным оборудованием рубежей, районов и позиций. Такая карта чаще используется командирами взводов, рот (батарей).
Карта масштаба 1:50 000 обеспечивает решение тех же задач, но с меньшей точностью (30-50 м на местности). Используется в качестве рабочей карты командиров батальонов (дивизионов).
Карта масштаба 1:100 000 используется как рабочая карта в подвижных формах боя: при совершении маршей, при перегруппировках во встречном бою, при преследовании. Допускаемая ошибка при измерении расстояний, составляющая 70-100 м, не препятствует ее использованию в качестве рабочей карты командирами частей (подразделений).
Оценка карты заключается в изучении каждого листка карты. При этом уточняются масштаб и год съемки или рекогносцировки, год издания, система координатной сетки и поправка направления, высота сечения, предельная крутизна ската, выражаемая горизонталями.
Изучение масштаба карты имеет целью выработать у командира чувство масштабности. Изучая масштаб карты, командир мысленно откладывает отрезки величиной 0,5; 1; 2 см и т.д. Это помогает быстро и точно наносить положение тактических элементов.
Уяснив год съемки, год издания командир определяет свое отношение к точности и полноте нанесенной на нее типографической основы. Карта наиболее поздней съемки, новейшего издания точнее и вернее представляет местность.
Очень часто районы боевых действий подразделений будут выходить за пределы одного листа карты. В этих случаях рабочая карта командира может состоять из нескольких листов.
N-35-2-А Лист №1 |
N-35-2-Б Лист №2 |
N-35-2-В Лист №4 |
N-35-15-А Лист №9 |
N-35-2-Г Лист №5 |
N-35-14-А Лист №7 |
N-35-14-Б Лист №8 |
N-35-3-В Лист №6 |
N-35-3-А Лист №3 |
О-35-134-В |
N-35-14-В |
N-35-14-Г |
N-35-15-В |
О-35-134-Г |
О-35-135-В |
Рис. 46.