МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Московский инженерно-физический институт

(национальный исследовательский ядерный университет)

 

 

Военная кафедра

 

Экз. №___

 

 

У Т В Е Р Ж Д А Ю

Начальник военной кафедры
полковник А.И. Коростелев
«___»______________________ 2014г.

 

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

По военной топографии

 

Тема 4: “Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание

 

 

Разработал

преподаватель 3-го цикла

подполковник Карпекин А.В..

 

 

Тема 4: “Подготовка карты к работе, измерения по карте, определение координат и целеуказание.”

Учебные цели:

1. Совершенствовать навыки курсантов в работе с топографическими картами на местности и в подготовке исходных данных для движения по азимуту.

2.Дать практику курсантам в ориентировании на местности и движению по азимутам.

3. Воспитывать у к-тов уверенность в действиях при движении на местности.

Вид занятия:практическое.

Место: учебный класс.

Время:1 час.

Материальное обеспечение:

− Учебные топографические карты (масштаб 1:10000, 1:25000, 1:50000, 1:100000, 1:200000)

− Магнитные компасы

− Курвиметры, транспортиры,линейки

Руководства и пособия:

− Методическая разработка.

Учебные вопросы и распределение времени:

Вводная часть______________________________________________5мин.

Основная часть____________________________________________35мин.

1. Подготовка карты к работе.__________________________________ 15 мин.

2. Определение по карте протяжённости маршрута. Предельная точность измерений. Способы определения площадей по карте.______________10 мин.

3. Различные системы координат.________________________________10мин.

4. Способы целеуказания по карте._______________________________10мин

Заключительная часть __________________________________________5мин.

Организационно-методические указания:

- обучаемые должны твердо усвоить классификацию и номенклатуру топографических карт, для этого необходима тренировка в часы самоподготовки;

- провести тренировку в часы самоподготовки по определению координат целей, производству целеуказаний по карте и определению расстояний по карте;

- для проведения занятия подготовить комплекты топокарт различных масштабов, позволяющих наглядно демонстрировать их различие;

- при организации занятия, распределить по комплекту карт на каждого обучаемого;

- в конце занятия дать задание изучить условные топографические знаки и вычертить их в тетради к следующему занятию.

Порядок проведения занятия.

Вводная часть: __________________________________________5 мин.

- проверить готовность л/с и материального обеспечения;

- провести контрольный опрос по предыдущей теме;

- объявить тему и цели занятия.

Основная часть: _________________________________________35 мин.

1 вопрос: Подготовка карты к работе _______________________15мин.

 

Каждый командир должен работать всегда на подготовленной карте – это дает возможность решить задачи с наименьшими затратами по времени.

Подготовка карты слагается из выбора, оценки, склеивания, подъема и складывания карты.

Выбор карты заключается в выборе ее масштаба. Выбор масштаба карты зависит от предстоящих боевых действий, характера и содержания боевых задач и района предстоящих действий. В качестве рабочей карты командира могут использоваться карты масштаба: 1:25 000, 1:50 000, 1:100 000.

Наиболее подробной и точной является карта масштаба 1:25 000. Она применяется для детальных расчетов, связанных с решением огневых задач, инженерным оборудованием рубежей, районов и позиций. Такая карта чаще используется командирами взводов, рот (батарей).

Карта масштаба 1:50 000 обеспечивает решение тех же задач, но с меньшей точностью (30-50 м на местности). Используется в качестве рабочей карты командиров батальонов (дивизионов).

Карта масштаба 1:100 000 используется как рабочая карта в подвижных формах боя: при совершении маршей, при перегруппировках во встречном бою, при преследовании. Допускаемая ошибка при измерении расстояний, составляющая 70-100 м, не препятствует ее использованию в качестве рабочей карты командирами частей (подразделений).

Оценка карты заключается в изучении каждого листка карты. При этом уточняются масштаб и год съемки или рекогносцировки, год издания, система координатной сетки и поправка направления, высота сечения, предельная крутизна ската, выражаемая горизонталями.

Изучение масштаба карты имеет целью выработать у командира чувство масштабности. Изучая масштаб карты, командир мысленно откладывает отрезки величиной 0,5; 1; 2 см и т.д. Это помогает быстро и точно наносить положение тактических элементов.

Уяснив год съемки, год издания командир определяет свое отношение к точности и полноте нанесенной на нее типографической основы. Карта наиболее поздней съемки, новейшего издания точнее и вернее представляет местность.

Очень часто районы боевых действий подразделений будут выходить за пределы одного листа карты. В этих случаях рабочая карта командира может состоять из нескольких листов.

N-35-2-А Лист №1  
N-35-2-Б Лист №2  
N-35-2-В Лист №4  
N-35-15-А Лист №9  
N-35-2-Г Лист №5  
N-35-14-А Лист №7  
N-35-14-Б Лист №8  
N-35-3-В Лист №6  
N-35-3-А Лист №3  
О-35-134-В  
N-35-14-В  
N-35-14-Г  
N-35-15-В  
О-35-134-Г  
О-35-135-В  

 

 

Рис. 46.