Организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах.
П/п – это осн. звено в рын. экономике. Именно на п/п осущ-ся производство товара, реализация к-ых позволяет удовлетворить потребности членов общества.
Орг-нно-правовые формы различаются: а) по типу собственности и правилам в отношении этой собственности; б) по ответственности за результаты своей деятельности: ограниченная или неограниченная; в) по цели: коммерческое или некоммерческое. г) по содержанию: предприятия (производят материальные блага, экономический продукт) и учреждения (они не создают товары, а способствуют, помогают их производству (Министерства). По отношению к прибыли, предприятия подразделяются на: - коммерческие: преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и могут ее распределять как угодно; - некоммерческие: не могут ставить целью извлечение прибыли и это должно быть отражено в Уставе, но они могут получать прибыль в результате хозяйственной деятельности, однако расходовать могут только на уставные цели (не могут класть себе в карман). Существует 4 наименования для коммерческих орг-заций:1. Товарищества: а) полное; б) коммандитное (товарищество на вере); 2. Общества: а) ООО; б) ОДО; в) Акционерные общества (ОАО, ЗАО); 3. Производственный кооператив; 4. Государственное унитарное предприятия (собственник государство). Организационные формы п/п различаются по ответственности: - неограниченная или солидарная ответственность, она установлена для учредителей полного товарищества. В случае банкротства в погашении долга конфискуется даже личное имущество и, во-вторых, действует принцип "один за всех и все за одного", т.е. 1 учредитель должен покрыть долги всех остальных несостоятельных учредителей. Организационные формы различаются по типу собственности. Можно считать, что определяющим отличительным признаком организаций является собственность и права в отношении ее. Част.собственность реализуется в част. П/п, т.е. все имущество принадлежит собственнику – юр. или физ. л. Здесь необходимо отметить, что юр. л – это орг-ция со своим названием. Ее учредители отдают либо деньги, либо ОФ в собственность п/п и теряют свои права на эту собственность взамен на участие в прибылях и доходах. Гос. собственность всегда принадлежит государству. Унитарная - имущество принадлежит либо муниц. либо фед. госорганам. Необходимо различать: частную и общественную (гос.) собственность. Собс-ность реализуется в правах владения, пользования и распоряжения. Можно быть полным собственником, т.е. реализуются все 3 права: - владения; - пользования; - распоряжения. Можно оставаться собственником, владельцем, но не пользоваться самому, а отдать хоз. ведение другому на определенных условиях. Можно также отдать только в оперативное управление, т.е. тот кто пользуется этим имуществом, может только на нем работать и никаких других действий не совершать. Сравнение различных организационно-правовых форм предприятия: ЧП:Ответственность по обязательствам - Всем своим имуществом. Не требуется официальной бухгалтерии, за исключением записей по НДС и НДФЛ. Прекращение деятельности - По желанию собственника, регистрация, подготовка отчетов занимает минимальные сроки, УК— Не обязательно
ООО:имеет ограниченную ответственность по обязательствам, требуется ведение официальной бухгалтерии и подготовки отчетов в соответствии.с официальными требованиями. Все официальные налоги. Продолжает существовать, пока не будет ликвидировано учредителями. Регистрация и подготовка отчетов занимают достаточно длительное время. УК- Не менее 100 МРОТ ЗАО:Ответственность по обязательствам — В пределах стоимости своих вкладов. Требуется ведение официальной бухгалтерии и подготовки отчетов в соответствии с официальными требованиями, оплачивает все официальные налоги, продолжает существовать, пока не будет ликвидировано учредителями. Регистрация и подготовка отчетов занимают достаточно длительное время. Уставной капитал - Не менее 100 МРОТ
Виды аудита и аудиторских услуг; Планирование и программа аудита; основные этапы, сущность техники и технологии проведения аудиторских проверок.
ВИДЫ АУДИТА по отношению к аудируемой организации:
1) внешний- оценка системы отчетности, проверка и оценка активов и пассивов организации, тестирование существующей системы внутреннего контроля;
2) внутренний - организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства.
Виды аудита по решаемым задачам:1)управленческий, или производственный, аудит (проверка и совершенствование организации и управления предприятием);2)аудит хозяйственной деятельности (объективное обследование и всесторонний анализ определенных видов деятельности) ;3)аудит на соответствие требованиям (анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам);4)аудит финансовой отчетности (проверка отчетности субъекта с целью вынесения заключения о соответствии ее установленным критериям и обще принятым правилам бухучета); 5)специальный аудит (проверка конкретных вопросов в деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил).
по степени знакомства с аудируемой организацией:
1)первоначальный аудит проводится аудитором для конкретного клиента впервые. Это существенно увеличивает риск и трудоемкость аудита, так как аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля;
2) согласованный аудит осуществляется аудитором повторно или регулярно и поэтому основан на знании специфики клиента, его плюсов и минусов в организации бухгалтерского учета.
по стадиям развития.
1) подтверждающий аудит - проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;
2) системно-ориентированный аудит - аудиторская экспертиза на основе анализа системы внутреннего контроля;
3) аудит, базирующийся на риске-концентрация аудиторской работы в областях с низким риском.
по обязательности проведения:
1) обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством или по поручению государственных органов. 2) инициативный
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГРАММА АУДИТА
Планирование является начальным этапом проведения аудита. Оно включает в себя разработку аудиторской организацией общего плана аудита с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также разработку аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.
Аудиторская организация должна начать планировать аудит до написания письма-обязательства и до заключения договора с экономическим субъектом о проведении аудита.
Общий план должен служить руководством при осуществлении программы аудита. В общем плане аудиторская организация должна предусмотреть срок проведения аудита и составить график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения.
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
1)формирование аудиторской группы, численность и квалификацию аудиторов, привлекаемых к проведению аудита;
2) распределение аудиторов по конкретным участкам аудита;
3) инструктирование всех членов команды об их обязанностях;
4) контроль руководителя за выполнением плана и качеством работы ассистентов аудитора и т. д.
Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для практической реализации плана аудита.
Программа служит подробной инструкцией для ассистентов аудитора, а для руководителей аудиторской организации и аудиторской группы - одновременно и средством контроля качества работы.
Аудиторскую программу следует составлять в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской программы, документально отраженные в рабочих документах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета и аудиторского заключения.
По окончании процесса планирования аудита общий план и программа аудита должны быть оформлены документально и завизированы в установленном порядке.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ, СУЩНОСТЬ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК
Три основных этапа проведения аудита:
1) подготовка и планирование аудиторской проверки;
2) выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации;
3) составление аудиторского заключения.
Подготовка и планирование аудиторской проверки производятся в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентами финансово-хозяйственной деятельности объекта проверок. Дается оценка его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский риск. На основе такой оценки определяются содержание, масштаб и количество аудиторских процедур.
Эта информация отражается в общем плане и программе аудита. На данном этапе решается также вопрос о привлечении экспертов и составе аудиторской бригады.
На этапе выполнения аудиторских процедур производятся сбор аудиторских доказательств и ихдокументирование.
В аудиторском заключении аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству.