Устранение аграмматической дислексии и дисграфий
Аграмматические дислексии и дисграфий связаны с недоразвитием грамматического строя речи и проявляются в аграмматизмах в процессе чтения и письма. При их устранении основной задачей является формирование обобщенных представлений о морфологической структуре слова и о синтаксической структуре предложений. Логопедическая работа проводится в следующих направлениях: уточнение и усложнение структуры предложения, развитие функции словоизменения, формирование навыков словообразования, развитие умений морфологического анализа слова, работа над однокоренными словами, закрепление грамматических форм в письменной речи.
Овладение морфологической системой языка должно осуществляться в тесной связи с усвоением структуры предложения. Содержание работы по развитию грамматического строя речи представлено в соответствующем разделе.
При устранении аграмматической дислексии и дисграфий широко используются письменные упражнения.
Примерные письменные упражнения:
1. Вставить пропущенные флексии, суффиксы, пристав
ки в предложениях. Например: Дрова рубят топор.... Сахар
кладут в сахар... . Поезд ...ъехал к станции.
2. К названию одного предмета дописать названия двух,
пяти предметов. Например: стул — два ..., пять ...; каран
даш — два ..., пять ...; барабан — два ..., пять ....
3. Письменные ответы на вопросы (одним словом, сло
восочетанием или предложением). Например: Где живет
белка? (В дупле. Или: Белка живет в дупле.}
4. К названию большого предмета дописать название ма
ленького предмета. Например: стол — столик, банка — ...,
стул — стульчик, бант — ..., кольцо — ....
5. К названию предмета дописать название его цвета. На
пример: помидор ..., репа ..., огурец ....
6. Дописать приставки в словах предложения:
Машина ...ъехала в гараж. Дети ...ъехали с горки. Грузовик
...ехал через мост. Мальчик ...шел к забору. Девочка ...шла с крыльца.
7. К названию предмета подобрать слово, отвечающее на
вопрос какой? какая? или какие?, и записать его:
Дом— ... (деревянный), аквариум— ... (стеклянный), шуба — ... (меховая), платье — ... (шелковое).
8. Из слов, данных в беспорядке, составить предложение
и записать его. Например: радуга, дождя, после, на, небе,
появилась.
9. Вставить в предложение слова вместо картинок. Запи-
![]() |
сать предложение. Например: Девочка сорвала
10. Закончить предложение, подобрав нужное слово. Напри
мер: На озере плавали белые .... Мальчик получил хорошую ....
11. Придумать и записать предложения с данными слово
сочетаниями. Детям предлагаются записанные на доске сло
восочетания: вкусное яблоко, сочная трава, толстая книга,
сладкие конфеты, тяжелая сумка, холодное мороженое.
12. Добавить недостающую букву в глагольную форму. На
пример: стул упал, девочка упал..., дерево упал... .
13. Среди предложенных изображений предметов назвать
и записать предметы одного цвета. Например: красный шар,
красная машина, красное платье.
14. Изменить словосочетание, данное в скобках. Напри
мер: Мама подарила дочке (красивая кукла).
15. К названию животного дописать название его детены
ша. Например: волк — волчонок, лиса — ..., заяц — ..., мед
ведь— ... .
16. Выделить и записать общую часть родственных слов.
Примерные группы слов: столик, столовая, столы; лед, ле
дяной, ледокол; лес, лесной, лесник.
17. Диктанты предложений, текста.
Наиболее трудным для умственно отсталых детей является употребление в письменной речи предложно-падежных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
При определении этапов работы над предложно-падеж-ными конструкциями учитывается последовательность их усвоения в онтогенезе. В связи с этим сначала отрабатываются предлоги в, на, под с ярко выраженным конкретным значением, а позднее — предлоги над, из, около, за, перед, между, по и др.
При этом необходимо учитывать, что с предлогами употребляются следующие падежные формы:
1) родительный падеж с предлогом у, обозначающий ме
стонахождение, с предлогом с, из, досо значением направле
ния действия (лежит у забора, берет с парты, изпортфеля)',
2) дательный падеж с предлогом по (значение местона
хождения), с предлогом к (значение направления действия).
Например: плывет по реке, идет к дому;
3) винительный падеж с предлогами в, на, за, под(значе
ние направления действия). Например: ставит настол,
кладет настол, подстол, застол',
4) творительный падеж с предлогами за, над, под перед
(значение местонахождения), обозначающий часть простран
ства, в пределах которого совершается действие. Например:
лежит закнигой, передкнигой',
5) предложный падеж с предлогами в, на, обозначаю
щий местонахождение предмета (лежит настоле).
Предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения. Например, предлог в с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом — местонахождение (кладет в стол, но лежит в столе).
Исходя из этого при проведении логопедической работы необходимо уточнить и отдифференцировать различные значения одного и того же предлога. Так, сначала нужно уточ-
нить понимание и употребление предлога в со значением местонахождения (где?), а затем— тот же предлог, но со значением направления действия (куда?).
В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном использовании не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных констукциях. Первоначально предлог отрабатывается с существительными только одного склонения, постепенно включаются существительные других склонений. Так, например, предлог в со значением направления действия (винительный падеж) сначала используется с существительными 2-го склонения, затем 3-го, имеющими нулевое окончание в этом падеже (кладет в стол, в шкаф, в ящик, в тетрадь). Впоследствии этот же предлог отрабатывается с существительными 1-го склонения (кладет в книгу, в машину, в сумку, в парту).
Употребление предложно-падежных конструкций целесообразно давать в приглагольных словосочетаниях, так как от характера глагола зависят значение предлога и падежная форма существительного. Например: лежит (где?) в портфеле; кладет (куда?) в портфель.
Особенно это важно в конструкциях, обозначающих направление действия. Употребление того или иного предлога со значением направления действия часто определяется в словосочетании характером глагольной приставки. В русском языке имеется определенное соответствие в использовании глагольных приставок и предлогов: входит в дом (в — в), выходит из дома (вы — из), подходит к дому (под — к), отходит от дерева (от — от),
В связи с этим необходимо проводить работу по уточнению соответствия в употреблении глагольной приставки и предлога. Можно использовать задания по добавлению предлога в падежной флексии существительного в словосочетаниях с глаголом: влетела ... (клетка), вылетела ... (клетка), подлетела ... (клетка), отлетела ... (клетка), залетела ... (клетка).
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Работа над предлогом проводится в двух на-
правлениях: над уточнением его конкретного значения и над падежной формой существительного, с которым он употребляется.
Значение предлога уточняется с помощью графической схемы. Например:
на |
под — |
-о-
После изолированной работы над отдельными предлогами проводится дифференциация нескольких предлогов.
С целью уточнения понимания предлогов в импрессив-ной речи рекомендуются такие задания:
1. Предлагаются картинки с различным пространствен
ным расположением предметов (ложка в стакане, ложка на
стакане, ложка под стаканом), а также вопросы к ним: "Где
ложка в стакане? Где ложка на стакане? Где ложка под стака
ном?" Ребенок должен показать соответствующую картинку.
2. Выполнить действия с предметами в соответствии с за
даниями логопеда, например: "Положи карандаш в пенал,
под пенал, на пенал", "Положи ручку на книгу, в книгу,
под книгу".
Для закрепления правильного употребления предлогов в самостоятельной речи предлагается назвать, где расположен предмет на картинке (птичка в клетке, под клеткой, на клетке; тетрадь на альбоме, в альбоме, под альбомом)', назвать действия с предметами, которые выполняет логопед; придумать предложение на основе выполненного действия или по сюжетной картинке; составить предложение из слов в начальной форме (например: Мальчик, выпускать, птичка, из, клетка).
Рекомендуются следующие игры в лото:
1. Логопед называет предметы. Ребенок закрывает кар
тинку соответствующим предлогом, написанным на карточ
ке. Примерные картинки: птичка под клеткой, книга на
столе, цветы в вазе.
2. Детям раздаются карточки с тремя картинками на раз
личные предлоги (голуби на крыше, ложка в стакане, кош
ка под столом). Логопед называет предлог. Дети закрывают
карточкой соответствующую картинку.