Устранение семантической дислексии

Семантическая дислексия обусловлена несформирован-ностью слогового синтеза, синтеза слов, в предложение и проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.


Поэтому при устранении семантической дислексии (меха­нического чтения) проводится работа по развитию звуко-слогового синтеза, по обогащению словаря, по развитию грамматического строя речи, по формированию морфоло­гических и синтаксических обобщений.

С целью развития звукового и слогового синтеза реко­мендуются следующие задания:

1. Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между
ними (с, о,м; м, у, х, а; б, а, н, к, а; к, р, а, п, и, в, а).

2. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, при
этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются.
Например: ку — ры, ма — ши — на, ба — буш — ка, ско
во — ро — да.

3. Добавить недостающие слоги в словах. Предлагаются
слова с пропущенными слогами (например: ка...ста, кар...-
ка, поми..., коло..., о...ванчик, ...ребенок, ска...ка).

4. Изменить первый слог слова так, чтобы получилось
другое слово (например: топор — забор — упор, кошка мош­
ка — ложка
мышка).

5. Из двух слов составить одно (например: карп + ива = кра­
пива).

6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ,
лас, ка; ши, ма, на; ка, ро, маш; ра, ба, бан).

1. Произнести слитно предложение, прочитанное лого­педом по слогам (Де-воч-ки си-дят на ска-мей-ке. Де-ти со-би-ра-ют сос-но-вые шиш-ки. О-сенью бел-ка су-шит гри-бы).

Одновременно проводится работа над понимаем прочи­танных слов, предложений, текста.

Рекомендуемые задания:

1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.

2. Прочитать предложение и выполнить соответствующее
действие.

3. Прочитать предложение и ответить на вопрос.

4. Прочитать предложение и показать соответствующую кар­
тинку.

5. Выбрать из текста предложение, соответствующее изоб­
ражению на картинке.

6. Найти в тексте ответ на данный вопрос.

7. Работа с деформированным текстом. Дети читают пред­
ложения деформированного текста и распределяют их в та­
кой последовательности, чтобы получился рассказ.


 

Устранение оптической дислексии и дисграфииПри оптической дислексии и дисграфии у умственно от­сталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприя­тия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного вос­приятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оп­тических образов букв.

В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях:

а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зритель­
ного гнозиса), в том числе и буквенного;

б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;

в) формирование пространственного восприятия и представ­
лений;

г) развитие зрительного анализа и синтеза;

д) формирование речевых обозначений зрительно-про­
странственных отношений;

е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в
слогах, словах, предложениях, текстах.

Развитие зрительного восприятия и уз­навания (зрительного гнози с а). С целью раз­вития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:

2. Назвать недорисованные предметы:




1. Назвать предметы по их контурам:


3. Назвать перечеркнутые изображения:

4. Вьщелить предметные изображения, наложенные друг на друга:


 

6. Распределить предметы по величине (учитывая реаль­ные размеры):

7. Распределить изображения предметов по их реальной ве­личине.

Предлагаются одинаковые по величине изображения пред­метов, реально различающихся по величине.


 




5. Определить, что неправильно нарисовал художник:


8. Подбор картинок к определенному цветовому фону.
Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цвета:

красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, ли­ста; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.

Дается задание положить картинку на свою "лужайку".

9. Игра "Геометрическое лото".

ОПСИО А

У детей большие карты. На каждой из карт геометричес­кая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треуголь-


 




ник. Кроме того, имеются картинки с изображением раз­личных предметов. Логопед показывает нарисованный пред­мет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кла­дется на карту с похожей геометрической фигурой.

Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.

10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются раз­ноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой по­лоской внизу). Например: