Устранение семантической дислексии
Семантическая дислексия обусловлена несформирован-ностью слогового синтеза, синтеза слов, в предложение и проявляется в нарушении понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.
Поэтому при устранении семантической дислексии (механического чтения) проводится работа по развитию звуко-слогового синтеза, по обогащению словаря, по развитию грамматического строя речи, по формированию морфологических и синтаксических обобщений.
С целью развития звукового и слогового синтеза рекомендуются следующие задания:
1. Назвать слово, произнесенное по звукам с паузой между
ними (с, о,м; м, у, х, а; б, а, н, к, а; к, р, а, п, и, в, а).
2. Назвать слитно слово, произнесенное по слогам, при
этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются.
Например: ку — ры, ма — ши — на, ба — буш — ка, ско —
во — ро — да.
3. Добавить недостающие слоги в словах. Предлагаются
слова с пропущенными слогами (например: ка...ста, кар...-
ка, поми..., коло..., о...ванчик, ...ребенок, ска...ка).
4. Изменить первый слог слова так, чтобы получилось
другое слово (например: топор — забор — упор, кошка — мош
ка — ложка — мышка).
5. Из двух слов составить одно (например: карп + ива = кра
пива).
6. Составить слово из слогов, данных в беспорядке (точ,
лас, ка; ши, ма, на; ка, ро, маш; ра, ба, бан).
1. Произнести слитно предложение, прочитанное логопедом по слогам (Де-воч-ки си-дят на ска-мей-ке. Де-ти со-би-ра-ют сос-но-вые шиш-ки. О-сенью бел-ка су-шит гри-бы).
Одновременно проводится работа над понимаем прочитанных слов, предложений, текста.
Рекомендуемые задания:
1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
2. Прочитать предложение и выполнить соответствующее
действие.
3. Прочитать предложение и ответить на вопрос.
4. Прочитать предложение и показать соответствующую кар
тинку.
5. Выбрать из текста предложение, соответствующее изоб
ражению на картинке.
6. Найти в тексте ответ на данный вопрос.
7. Работа с деформированным текстом. Дети читают пред
ложения деформированного текста и распределяют их в та
кой последовательности, чтобы получился рассказ.
Устранение оптической дислексии и дисграфииПри оптической дислексии и дисграфии у умственно отсталых детей наблюдаются нарушения зрительного восприятия, неточность представлений о форме, величине, цвете, недоразвитие зрительной памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптического и оптико-пространственного анализа, недифференцированность оптических образов букв.
В связи с этим при устранении таких нарушений чтения и письма проводится работа в следующих направлениях:
а) развитие зрительного восприятия и узнавания (зритель
ного гнозиса), в том числе и буквенного;
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
в) формирование пространственного восприятия и представ
лений;
г) развитие зрительного анализа и синтеза;
д) формирование речевых обозначений зрительно-про
странственных отношений;
е) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в
слогах, словах, предложениях, текстах.
Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнози с а). С целью развития зрительного гнозиса предлагаются следующие задания:
2. Назвать недорисованные предметы: |
1. Назвать предметы по их контурам:
3. Назвать перечеркнутые изображения:
4. Вьщелить предметные изображения, наложенные друг на друга:
6. Распределить предметы по величине (учитывая реальные размеры):
7. Распределить изображения предметов по их реальной величине.
Предлагаются одинаковые по величине изображения предметов, реально различающихся по величине.
5. Определить, что неправильно нарисовал художник:
8. Подбор картинок к определенному цветовому фону.
Детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цвета:
красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты.
Дается задание положить картинку на свою "лужайку".
9. Игра "Геометрическое лото".
ОПСИО А
У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треуголь-
ник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов. Логопед показывает нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой.
Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч, шарик; яйцо, дыня, огурец; крыша дома, лист треугольной формы, дорожный знак; платок, скатерть, шахматная доска; кузов машины, картина, книга.
10. Подбор одинаковых полосок. Детям предлагаются разноцветные полоски, состоящие из двух частей (с белой полоской внизу). Например: