Дифференциация звуков с и ш в связной речи

Рекомендуются следующие упражнения:

1. Составить рассказ по серии сюжетных картинок с ис­
пользованием слов, включающих звуки сию.

2. Вставить в текст пропущенные буквы сию.

В саду

В на...ем ...аду кра...иво. По...пели кра...ные ей...ни. На вет-

кахви...ят боль...иегру...и. Деду...кахоро...о ухаживает за ...адом.

4. Диктант текстов со словами, включающими звуки сию.

В нашей комнате

Наша комната большая. У стены стоит шкаф. В шкафу висят пальто, костюмы и платья. В углу стоит стол. На столе игрушки. У стола кресло. В кресле сидит бабушка.

Лиса и мышка

В норке была мышка. Мышка вышла из норки. Лиса увидела мышку. Лиса стала ловить мышку. Мышка ушла в норку.

Аналогичным образом проводится работа по дифферен­циации звонких и глухих, а также аффрикат и звуков, вхо­дящих в их состав.

Дифференциация твердых и мягких согласных

Распространенными ошибками являются замены твердых и мягких звуков при чтении и неправильное обозначение


мягкости согласных на письме. Эти ошибки обусловлены целым рядом факторов: неумением дифференцировать на слух твердые и мягкие звуки, несформированностью ориентировки на гласную в процессе чтения, так как при чтении именно гласная определяет, какой согласный звук нужно воспроиз­вести — твердый или мягкий и др. Для преодоления ука­занных ошибок чтения и письма проводится следующая ра­бота:

а) слуховая и произносительная дифференциация твер­
дых и мягких согласных в словах;

б) уточнение двузначности многих букв, обозначающих
согласные звуки, так как одна и та же буква предполагает
двоякое звучание, твердое и мягкое, в зависимости от пос­
ледующей буквы;

в) усвоение в процессе чтения того, что перед буквами е,
ё, ю, я, и
согласные мягкие;

г) чтение с ориентировкой на последующую букву, осо­
бенно в прямых открытых слогах;

д) обозначение мягкости согласных на письме с помо­
щью мягкого знака;

е) обозначение мягкости согласных на письме с помо­
щью йотированных гласных букв е, ё, я, ю, а также и.