I. Дифференциация свистящих и шипящих
В качестве примера предлагается описание последовательности логопедической работы по дифференциации звуков с и ш.
Дифференциация изолированных звуков с и ш. С опорой на произнесение звуков, на зрительное восприятие артикуляции, на кинестетические ощущения дети уточняют, что при произношении звука с губы растянуты как бы в улыбке, а при произношении звука ш губы вытянуты вперед. Кончик языка при звуке с прижимается к альвеолам нижних резцов, а при звуке ш кончик языка поднимается к альвеолам верхних резцов (но не смыкается с ними). С помощью тактильных ощущений тыльной стороны ладони определяется, что воздушная струя при произношении звука с узкая и холодная, а при произношении звука ш — широкая и теплая. Оба звука произносятся без участия голоса (горлышко не дрожит). Речевые звуки сравниваются с неречевыми звучаниями. Для этого используются картинки, на которых изображены змея и вода, текущая из крана. Звук с соотносится с шумом воды, текущей из крана, звук ш — с шипением змеи.
Для закрепления предлагаются следующие упражнения:
1. Определить звуки по беззвучной артикуляции.
2. Определить артикуляцию произнесенного логопедом
звука, при этом с целью исключения опоры на зрительное
восприятие нижняя часть лица закрывается.
Дифференциация звуков с и ш в слогах также проводится на основе слухового и произносительного сопоставления.
Упражнения для произносительной дифференциации: 1. Повторение слогов со звуками с и ш, сначала с одинаковой гласной, затем с разными гласными:
шу—су ши— сы со—ша су—ша шо— са шу— са суш— шус шис— сош | сы-ша ши—са |
ша— са шо— со
са—шо са—шу са—ши ша— со ша— су ша— сы
саш— шас сош— шос
саш— шус шос— суш
2. Чтение слов, запись слов под диктовку.
С целью слуховой дифференциации рекомендуются следующие упражнения:
1. Поднять соответствующую букву после произнесения
слогов со звуками с и ш: са, ша, со, шу, ши, сы, ши, ше.
2. Придумать слоги со звуками с и ш.
3. Преобразовать слоги, заменяя звук с звуком ш и наоборот.
4. Диктанты слогов со звуками с к ш.
Дифференциация звуков с и ш в словах проводится на фоне уточнения звуковой структуры слова. Используются различные задания по формированию фонематического анализа: установление наличия или отсутствия звука в слове, выделение первого и последнего звука, определение последовательности, количества и места звука в слове.
Рекомендуются следующие упражнения:
1. Определить, какой звук (с или ш) в словах. Логопед
называет слова, в которых звуки с и ш находятся в начале, а
затем в середине и в конце слова.
Слон, сумка, шуба, скатерть; мышка, крыса, колбаса, лошадь; насос, пылесос, карандаш, малыш.
2. Определить место звуков с и ш в словах (начало, сере
дина, конец). Вначале уточняется, какой звук в слове (с
или ш), затем определяется его место в слове. Примерные
слова: стул, скамейка, шарф, шофер, камыш, лапша, сан
ки, косы, мышь, лес, овес, миска, машина, косынка, кры
ша.
3. Подобрать слова со звуком с или ш в начале слова.
4. Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.
5. Подобрать слова со звуком с или ш в конце слова.
6. Разложить картинки со звуками с или ш под соответ
ствующими буквами.
7. Записать слова в два столбика: в первый — слова со
звуком с, во второй — со звуком ш.
8. Определить значение слов крыса, крыша. Сравнить зву
чание этих слов и найти, в чем их различие.
9. Составить графические схемы слов. Отметить синим
цветом кружок, соответствующий звуку с, красным — кру
жок, соответствующий звуку ш. Примерные слова: сыр, шар,
каша, косы, столб, штора, каска, каштан, костюм, ро
машка, скамейка.
10. Вставить в слова пропущенные буквы сию.
И. Игра в лото1. Предлагаются карточки с картинками на слова со звуками сии/.Игра может проводиться в двух вариантах:
а) Детям раздаются карточки и буквы сию. Логопед
назьюает слово. Ученик должен найти соответствующую кар
тинку на своей карточке, определить, какой звук слышится
в этом слове, и закрыть картинку соответствующей буквой.
б) Детям раздаются карточки лото и полоски, разделен
ные на три части. На двух полосках буквы сию написаны в
начале полоски, на двух других— в середине, на осталь
ных— в конце.
Логопед называет слово. Ученики определяют, какой звук в слове (с или ш), его место (начало, середина, конец), и закрывают картинку соответствующей полоской.
12. Диктанты слов со звуками сию.
13. Составление слов со звуками с и ш из букв разрезной
азбуки.
14. Отгадать загадки. Определить в отгадках место звука с
или ю.