II. Вычленение первого и последнего звука из слова
Вычленение первого ударного гласного из слова. Работа начинается с уточнения артикуляции гласных звуков. Гласный звук вьщеляется на основе звукоподражаний с использованием картинок. Можно предложить такие картинки: малыш плачет: (а-а-а); волк воет (У-У-у)', болит зуб, завязана щека (о-о-о). При уточнении артикуляции гласного звука внимание ребенка обращается
на положение губ (раскрыты, вытянуты кружочком, вытянуты трубочкой и т.д.). Сначала гласный звук в словах произносится с интонированием, т.е. с выделением голосом, затем с естественной артикуляцией и интонацией.
Умственно отсталыедйти часто затрудняются в определении временной последовательности звуков (раньше — позже), так как длительность звучания каждого отдельного звука в потоке речи очень кратковременна.
Иногда первым звуком они называют тот, который является последним и ближе по времени к моменту определения, а последним звуком считают тот, который является первым и вследствие этого отстоит дальше во времени от момента его определения. В связи с этим важно обратить внимание на различение самих понятий раньше—позже, первый—последний. Различение этих понятий уточняется с опорой на зрительное восприятие звуков, поскольку артикуляция звуков уже предварительно уточнена. Так, с помощью зеркала и непосредственного зрительного восприятия артикуляции звуков ученик определяет, что, например, в сочетании иу первый звук и (губы сначала растягиваются), а последний звук у (губы вытягиваются в трубочку).
Рекомендуются следующие задания по вычленению первого ударного гласного:
1. Определить первый звук в словах: ослик, утка, Аня, Игорь, азбука, уголь, окна, астра, осень, улица, ах, осы, улей, аист, узкий, Оля, утро, иней, Ира.
1. Найти в разрезной азбуке букву, соответствующую первому звуку слова, начинающегося с ударного гласного.
3. Подобрать слова, которые начинаются на гласный а,
о,У-
4. Отобрать картинки, названия которых начинаются на
ударные гласные (а, о, у). Предлагаются, например, кар
тинки, на которых нарисованы мышка, окно, астра, ули
ца, осы, улей, аист, азбука, утка, угол.
5. К картинке подобрать букву, соответствующую перво
му звуку слова. Предлагаются картинки, названия которых
начинаются с ударного гласного, например облако, уши.
6. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками.
Логопед называет слово. Ученик закрывает картинку той
буквой, с которой начинается слово. Например, картинка
с изображением облака закрывается буквой о.
Определение ударной гласной в начале слова также проводится в трех вариантах: а) на слух, когда слово произносится логопедом, б) после произнесения слова ребенком, в) на основе слухопроизносительных представлений, например по заданию подобрать картинку к соответствующему звуку.
Вычленение первого согласного из с л о -в а. Вычленение первого согласного звука из слова умственно отсталым детям гораздо труднее, чем выделение согласного на фоне слова. Основная сложность заключается в расчленении слога, особенно прямого, на составляющие его звуки. Так, например, если ребенку предлагают назвать первый звук в слове шапка, он вместо ш называет "ша", а первым звуком в слове муха называет слог "му". Причиной этого является нерасчлененное восприятие слога, несфор-мированность представлений о слоге и звуке. Известно, что" произносительной единицей речи является слог, а конечным звеном фонематического анализа — звук. Поэтому сам процесс произношения как бы препятствует фонематическому анализу. И чем более слиты в произношении согласный и гласный, тем сложнее слог для фонематического анализа, для вычленения изолированного согласного и гласного, определения их последовательности в слове. В связи с этим из прямого открытого слога согласный вычленяется труднее, чем из обратного. Работа по вычленению первого звука из слова проводится после того, как у детей сформировано умение вычленять звук из обратного и прямого слогов и узнавать звук, находящийся в начале слова.
Так, например, дети сначала определяют, что в слове мыло есть звук м, который находится в начале слова, является первым звуком этого слова. Логопед еще раз предлагает послушать это слово и назвать первый звук. И в заключение дается задание — подобрать слова, в которых звук м слышится в начале слова.
Примерные задания на вычленение первого согласного звука:
1. Подобрать названия цветов, животных, птиц, посу
ды, овощей, фруктов и т.д., которые начинаются с задан
ного звука.
2. Выбрать только те предметные картинки, названия
которых начинаются с заданного звука.
3. По сюжетной картинке назвать слова, которые начи
наются с данного звука.
4. Изменить первый звук слова. Логопед называет слово.
Дети определяют первый звук слова. Далее им предлагается
заменить этот первый звук в слове на другой. Например, в
слове гость заменить звук г на звук к, в слове карта заме
нить звук к на звук п, в слове моль заменить звук м на звук с,
в слове соль заменить с на б, в слове зайка заменить з на м.
5. Лото "Необычные цветы". На доску прикрепляется
контур цветка с прорезями для лепестков и лепестки с изоб
ражениями различных предметов. Из предложенных лепест
ков дети выбирают только те предметные изображения, на
звания которых начинаются с заданного звука, и прикреп
ляют их к контуру цветка.
6. Вписать первую букву в схему слова под картинкой.
7. Лото "Какой первый звук?"Детям предлагаются кар
точки лото на слова, начинающиеся, например, со звуков
м, ш, р, и соответствующие буквы. Логопед называет сло
ва, дети находят картинки, называют их, определяют пер
вый звук и закрывают картинки буквой, соответствующей
первому звуку слова.
8. "Найди картинку". Детям предлагаются две карточки. На одной из них нарисован предмет, другая пустая. Дети
называют предмет, определяют первый звук в его названии, находят соответствующую букву и кладут букву между карточками. Затем они выбирают среди других ту картинку, название которой начинается с этого же звука, и кладут на пустую карточку.
9. Отгадать загадку. Назвать первый звук в отгадке.
Определение конечного согласного в слове. Определение конечного согласного проводится вначале на_обЕатньгх_^лргах, таких, например, как ум, ом, ух, ах, ус. Это умение воспитывается последовательно и опирается на ранее сформированное действие по определению наличия звука, находящегося в конце слога или слова. Предлагаются слова, сходные по составу с ранее предъявленными слогами: ом — сам, ом — сом, ук — сук, уп — суп и т.д. Определяется конечный согласный сначала в слоге, потом в слове.
В дальнейшем вычленение конечного согласного производится непосредственно в словах (типа дом) на слух, при самостоятельном произношении, по слухопроизносительным представлениям. Действие считается закрепленным, если ученик, не называя слова, научается определять конечную согласную. Например, логопед предлагает ребенку отобрать картинки, в названии которых последним является указанный звук.
При определении конечного согласного звука используются те же виды заданий, что и при определении первого гласного и согласного звука.
Определение места звука в слове (начало, середина, конец). Уточняют, что если звук не первый и не последний, то он находится в середине. Используется полоска "светофор", разделенная на три части: красная левая часть — начало слова, средняя часть желтого цвета — середина слова, правая зеленая часть полоски — конец слова.
Вначале предлагается определить место ударной гласной в односложных—двусложных словах: например, место звука а в словах аист, два, мак, место звука и в словах иней, лист, три. Гласные произносятся протяжно, интонируются. При этом используются картинки.
В дальнейшем проводится работа по определению места согласного звука в слове.
Примерные задания по определению места звука л в слове:
1. Разложить в три ряда картинки, в названии которых
есть звук л: в один ряд положить картинки, в названии кото
рых звук слышится в начале слова, в другой — в середине, в
третий — в конце. Примерные картинки: лампа, лыжи, пол,
стол, стул, луковица, полка, палка, голубь, мыло, пе
нал, лодка, лось.
2. Подобрать слова, в которых звук л в начале слова.
3. Подобрать слова, в которых звук л в конце слова.
4. Подобрать слова, в которых звук л в середине слова.
5. Назвать животных, овощи, фрукты, растения, цве
ты, названия которых начинаются на звук л.
6. Назвать животных, овощи, растения, цветы, посуду
или игрушки, в названии которых звук л в конце или сере
дине слова.
7. По сюжетной картинке подобрать слова, которые на
чинаются со звука л.
8. Игра "Светофор". Логопед называет слова. Ученики
ставят фишки на левую красную, желтую или зеленую пра
вую часть полоски, в зависимости от того, где слышится
заданный звук в слове.
9. Игра в лото. Предлагаются карточки с картинками на
звук л и картонные полоски, разделенные на три части. На
одной трети полоски (в начале, середине или в конце) на
писана буква. В ходе игры логопед называет слова. Учени
ки определяют место звука и закрывают картинку соответ
ствующей полоской.