Коррекция дефектов звонкости — глухости

При коррекции дефектов звонкости используются как общие, так и частные приемы коррекции. К общим отно­сятся такие приемы, которые могут быть использованы для озвончения любого глухого звука. Частные приемы озвонче­ния используются при озвончении лишь определенных звуков.

Общие приемы озвончения:

1. Опора на тактильно-вибрационное ощущение. Тыль­
ной стороной одной руки ребенок касается гортани логопе­
да, другую руку кладет на свою гортань. По подражанию
ребенок повторяет вслед за логопедом глухие и звонкие зву­
ки. При этом обращается внимание ребенка на то, что при
произношении звонких звуков горлышко дрожит.

2. Последовательное произнесение гласных, сначала ше­
потом, потом громко. Следом за ними предлагаются пары
согласных, сначала глухой, потом звонкий. Ребенок про­
износит глухие и звонкие вслед за логопедом, по подража­
нию.

3. Использование таблицы звонких и глухих согласных.
Вначале произносятся пары правильно произносимых зву­
ков. В конце предлагается произносить пары с нарушен­
ным звуком. Читая пары глухих и звонких согласных, ребе­
нок по аналогии озвончает и неправильно произносимый звук.

4. От протяжного произнесения глухого щелевого звука.
Затем предлагается говорить этот звук все громче и громче.
Для контроля можно использовать зажимание ушей.

Частные приемы озвончения:

1. Звонкий звук б ставят от звука у. При произнесении
звука у смыкают губы, сначала с механической помощью.

2. Звук д ставится от межзубного б, при котором губы
отодвигаются. Получается межзубное д, от которого пере­
ходят к зазубному произнесению этого звука.


3. Звук г ставится от звука д. При произнесении д (или
слога да) шпателем нажимают на переднюю часть спинки
языка и отодвигают ее в глубь ротовой полости (да-дя-гя-га).

4. Звонкий звук в можно поставить от "гудения" (у-у-у),
поднимая вверх нижнюю губу.

5. При постановке звука з можно исходить от протяжного
звучания гласного звука (э, ы). При этом предлагается выд­
винуть кончик языка между зубами. Далее от межзубного
произношения переходят к зазубному произношению звука.

6. При постановке звука ж предлагается произносить звук з.
Одновременно при произнесении звука з с помощью шпате­
ля кончик языка приподнимается кверху.