Коррекция нарушений произношения шипящих звуков

На этапе постановки звука необходимо про­водить работу над речевой моторикой, а также над фонема­тическим анализом, синтезом и фонематическими представ­лениями.

Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе поста­новки шипящих звуков рекомендуются и следующие спе­циальные упражнения:

для губ: попеременно улыбка-трубочка;

для языка: "чашечка" вне ротовой полости, "чашечка" внутри ротовой полости.


Приемы постановки шипящих звуков:

1. От "чашечки". Предлагается сделать "чашечку" в ро­
товой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается
внимание, чтобы боковые края языка упирались в верхние
коренные зубы, так как иначе с боков образуются щели и
часть воздуха через них проходит. Утечка воздуха через бо­
ковые щели приводит к ослаблению шумового акустическо­
го эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижимать
щеки пальцами к челюстям.

2. От звука с. Предлагается произнести звук с, одновре­
менно поднимая кончик языка вверх. Возможна механичес­
кая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или
шпателя.

3. От звука т. В момент произнесения звука т предлага­
ется с силой выдохнуть воздух.

4. По подражанию. Используется подражание шипению
змеи, шуму деревьев при сильном ветре.

При постановке звука ш используются тактильные ощу­щения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воз­духа). Рекомендуется использовать кинестетические ощуще­ния от движения пальцев кистей рук при обозначении поло­жения языка.

Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш.

Звук «(рекомендуется ставить от звука с': произносится звук с', с помощью зонда или шпателя кончик языка под­нимается вверх, к верхним альвеолам.

Звук ч можно поставить: а) от звука т'в верхней артику­ляции (кончик языка у альвеол верхних резцов) или от сло­га ат', при этом при помощи зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам, и отодви­гается назад; б) от нижнего (нормального) произношения звука т': с помощью зонда или шпателя рекомендуется под­нять кончик языка вверх и отодвинуть его назад; в) при про­изношении от'отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); г) рекомендуется быстрое поочередное произнесение звуков т'и щ.

На этапе автоматизации шипящие звуки ш, ж, щ автоматизируются первоначально в прямых открытых сло-


гах, далее в обратных и закрытых слогах, в последнюю оче­редь в слогах со стечением согласных. Звук ч автоматизиру­ется сначала в обратных слогах, а затем в прямых слогах.

III. Нарушения произношения звуков л — л' и их коррекция

Нормальная артикуляция звуков л — л'

Положение губ и зубов зависит от последующего гласно­го, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т.е. образуется прижиманием кончи­ка языка (апекса). Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам обра­зуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л —л', таким образом, явля­ются боковыми. .Нёбная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют)

При палатализованном л' корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.

Нарушения произношения звуков л —л'

Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов:

1. Губно-губное произношение, напоминающее звук у.
В этом случае звук произносится с участием губ, кончик
языка опущен, лежит на дне ротовой полости.

2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в.
Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка
лежит на дне ротовой полости.

3. Межзубное произношение. При этом виде ламбдациз-
ма кончик языка находится между зубами.

4. Смягченное произношение, среднее между твердым и
мягким произношением. В этом случае звук л произносит­
ся с более приподнятой средней частью спинки языка.

Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звука­ми у, д, в, н, л', з, р.


 




Коррекция нарушений произношения звуков л — л'

На этапе постановки звука при проведении ар-тикуляторной гимнастики рекомендуются следующие спе­циальные упражнения:

для губ (лишь в случае губно-губного или губно-зубного лабдацизма): растянуть губы в улыбку— губы трубочкой, опустить нижнюю губу — поднять ее;

для языка: язык широкий — узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами); "маятник", или "часики" (узкий язык вправо—влево); узким языком посчитать зубы, надавить на правую, левую щеку; узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу; узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние (нижние) зубы; узкий язык за верхние (нижние) зубы.