Коррекция нарушений произношения шипящих звуков
На этапе постановки звука необходимо проводить работу над речевой моторикой, а также над фонематическим анализом, синтезом и фонематическими представлениями.
Кроме артикуляторных упражнений, используемых при коррекции нарушений свистящих звуков, на этапе постановки шипящих звуков рекомендуются и следующие специальные упражнения:
для губ: попеременно улыбка-трубочка;
для языка: "чашечка" вне ротовой полости, "чашечка" внутри ротовой полости.
Приемы постановки шипящих звуков:
1. От "чашечки". Предлагается сделать "чашечку" в ро
товой полости и сильно подуть на нее. При этом обращается
внимание, чтобы боковые края языка упирались в верхние
коренные зубы, так как иначе с боков образуются щели и
часть воздуха через них проходит. Утечка воздуха через бо
ковые щели приводит к ослаблению шумового акустическо
го эффекта. Во избежание этого рекомендуется прижимать
щеки пальцами к челюстям.
2. От звука с. Предлагается произнести звук с, одновре
менно поднимая кончик языка вверх. Возможна механичес
кая помощь: кончик языка поднимают с помощью зонда или
шпателя.
3. От звука т. В момент произнесения звука т предлага
ется с силой выдохнуть воздух.
4. По подражанию. Используется подражание шипению
змеи, шуму деревьев при сильном ветре.
При постановке звука ш используются тактильные ощущения (ощущение теплой широкой струи выдыхаемого воздуха). Рекомендуется использовать кинестетические ощущения от движения пальцев кистей рук при обозначении положения языка.
Звук ж можно поставить аналогичным образом от звуков з, д, р, а также путем озвончения звука ш.
Звук «(рекомендуется ставить от звука с': произносится звук с', с помощью зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам.
Звук ч можно поставить: а) от звука т'в верхней артикуляции (кончик языка у альвеол верхних резцов) или от слога ат', при этом при помощи зонда или шпателя кончик языка поднимается вверх, к верхним альвеолам, и отодвигается назад; б) от нижнего (нормального) произношения звука т': с помощью зонда или шпателя рекомендуется поднять кончик языка вверх и отодвинуть его назад; в) при произношении от'отодвигают кончик языка вглубь (нижнее ч); г) рекомендуется быстрое поочередное произнесение звуков т'и щ.
На этапе автоматизации шипящие звуки ш, ж, щ автоматизируются первоначально в прямых открытых сло-
гах, далее в обратных и закрытых слогах, в последнюю очередь в слогах со стечением согласных. Звук ч автоматизируется сначала в обратных слогах, а затем в прямых слогах.
III. Нарушения произношения звуков л — л' и их коррекция
Нормальная артикуляция звуков л — л'
Положение губ и зубов зависит от последующего гласного, кончик языка узкий, смыкается с верхними резцами и альвеолами у их основания. По активному органу звук л является апикальным, т.е. образуется прижиманием кончика языка (апекса). Средняя часть спинки языка опущена, а корень языка отодвинут назад и поднят вверх. Боковые края языка не касаются верхних коренных зубов. По бокам образуются щели, через которые проходит воздушная струя. Язык имеет форму седла. Согласные л —л', таким образом, являются боковыми. .Нёбная занавеска приподнята и закрывает проход в носовую полость, голосовые складки сомкнуты и вибрируют)
При палатализованном л' корень языка опущен. Средняя часть спинки языка и его передняя часть более приподняты. Передняя часть языка упирается в верхние зубы.
Нарушения произношения звуков л —л'
Выделяются следующие наиболее распространенные виды ламбдацизмов:
1. Губно-губное произношение, напоминающее звук у.
В этом случае звук произносится с участием губ, кончик
языка опущен, лежит на дне ротовой полости.
2. Губно-зубное произношение, напоминающее звук в.
Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка
лежит на дне ротовой полости.
3. Межзубное произношение. При этом виде ламбдациз-
ма кончик языка находится между зубами.
4. Смягченное произношение, среднее между твердым и
мягким произношением. В этом случае звук л произносит
ся с более приподнятой средней частью спинки языка.
Параламбдацизмы. Звук л чаще всего заменяется звуками у, д, в, н, л', з, р.
Коррекция нарушений произношения звуков л — л'
На этапе постановки звука при проведении ар-тикуляторной гимнастики рекомендуются следующие специальные упражнения:
для губ (лишь в случае губно-губного или губно-зубного лабдацизма): растянуть губы в улыбку— губы трубочкой, опустить нижнюю губу — поднять ее;
для языка: язык широкий — узкий (если не получается узкий язык, предлагают дотянуться до пальца, просунуть язык между вытянутыми губами); "маятник", или "часики" (узкий язык вправо—влево); узким языком посчитать зубы, надавить на правую, левую щеку; узкий язык на верхнюю (нижнюю) губу; узкий язык за верхнюю (нижнюю) губу, на верхние (нижние) зубы; узкий язык за верхние (нижние) зубы.