Коррекция сигматизма свистящих звуков

На этапе постановки звука проводится ра­бота по формированию фонематического восприятия, фо­нематического анализа и развитию речевой моторики.


 




Артикуляторная гимнастика включает сле­дующие упражнения:

для губ: улыбка, трубочка, улыбка-трубочка; опустить ниж­нюю губу, поднять ее; поднять верхнюю губу, опустить ее;

для языка: сделать язык широким; широкий — узкий язык; широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верх­ние зубы, опустить на нижние зубы; широкий кончик язы­ка — за верхние зубы, то же — за нижние зубы; подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине язы­ка; подуть в отверстие пузырька, сделать "лодочку" вне ро­товой полости, сделать "лодочку" внутри ротовой полости.

При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания:

1. Поднять руку, флажок, если в слове слышится дан­
ный звук.

2. Отобрать картинки, название которых содержит дан­
ный звук.

3. Определить место данного звука в слове (начало, сере­
дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого
звука, перед каким звуком слышится данный звук).

4. Отметить место звука на графической схеме слова, на
звуковой линейке.

Постановка звуков с, з

1. По слуховому подражанию. Звук с сравнивается со сви­
стом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук з срав­
нивается со звоном комара.

2. Используется и подражание, и показ нормальной ар­
тикуляции звука после предварительной отработки отдель­
ных элементов артикуляции звука.

3. По подражанию с использованием тактильных ощуще­
ний. Обращается внимание на узкую холодную струю воз­
духа, которая ощущается тыльной стороной ладони.

4. От других звуков. Звук с можно поставить: от звука ф
(ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и про­
сунуть язык между зубами — получится межзубное произно­
шение звука с, или во время произношения звука ф оттяги­
вать нижнюю губу вниз), от звуков и, т нижней артикуля­
ции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял
по спинке языка, а на тыльной стороне ладони, располо-


женной горизонтально чуть выше подбородка, ощущалась холодная струя воздуха).

Постановка звука ц

1. Возможна постановка по подражанию.

2. Быстрое произнесение звуков тис.

3. Предлагается произносить звук т с опущенным кончи­
ком языка, при этом сильно подуть на спиинку языка, од­
новременно отодвигая язык назад.