Коррекция сигматизма свистящих звуков
На этапе постановки звука проводится работа по формированию фонематического восприятия, фонематического анализа и развитию речевой моторики.
Артикуляторная гимнастика включает следующие упражнения:
для губ: улыбка, трубочка, улыбка-трубочка; опустить нижнюю губу, поднять ее; поднять верхнюю губу, опустить ее;
для языка: сделать язык широким; широкий — узкий язык; широким кончиком языка облизать верхнюю и нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхнюю губу, опустить на нижнюю губу; широкий кончик языка поднять на верхние зубы, опустить на нижние зубы; широкий кончик языка — за верхние зубы, то же — за нижние зубы; подуть на высунутый широкий язык, чтобы воздух шел посредине языка; подуть в отверстие пузырька, сделать "лодочку" вне ротовой полости, сделать "лодочку" внутри ротовой полости.
При развитии фонематического анализа на этом этапе предлагаются такие задания:
1. Поднять руку, флажок, если в слове слышится дан
ный звук.
2. Отобрать картинки, название которых содержит дан
ный звук.
3. Определить место данного звука в слове (начало, сере
дина, конец, какой по счету звук в слове, после какого
звука, перед каким звуком слышится данный звук).
4. Отметить место звука на графической схеме слова, на
звуковой линейке.
Постановка звуков с, з
1. По слуховому подражанию. Звук с сравнивается со сви
стом ветра, со звуком воды, текущей из крана, звук з срав
нивается со звоном комара.
2. Используется и подражание, и показ нормальной ар
тикуляции звука после предварительной отработки отдель
ных элементов артикуляции звука.
3. По подражанию с использованием тактильных ощуще
ний. Обращается внимание на узкую холодную струю воз
духа, которая ощущается тыльной стороной ладони.
4. От других звуков. Звук с можно поставить: от звука ф
(ребенку предлагают улыбнуться, произнести звук ф и про
сунуть язык между зубами — получится межзубное произно
шение звука с, или во время произношения звука ф оттяги
вать нижнюю губу вниз), от звуков и, т нижней артикуля
ции (предлагается подуть на язык, чтобы ветерок погулял
по спинке языка, а на тыльной стороне ладони, располо-
женной горизонтально чуть выше подбородка, ощущалась холодная струя воздуха).
Постановка звука ц
1. Возможна постановка по подражанию.
2. Быстрое произнесение звуков тис.
3. Предлагается произносить звук т с опущенным кончи
ком языка, при этом сильно подуть на спиинку языка, од
новременно отодвигая язык назад.