ГЛАВА IV. ФЕДЕРАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЛУЖБА ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ

4.1. Задачи и организация федеральной медицинской службы гражданской обороны.

Анализ людских потерь в войнах XX века показывает, что в ходе военных действий наряду с вооруженными силами огромные потери несет и граждан­ское население. Так, в годы первой мировой войны потери среди гражданс­кого населения составили 5%, во вторую мировую войны - 48% от общего числа людских потерь. Потери среди гражданского населения увеличивались по мере совершенствования средств нападения. Это видно на примере вой­ны в Корее, где они составили 84%. Во время войны США во Вьетнаме поте­ри среди мирного населения составили 90%, во время военных действий в Чечне (1994-1996гг.) — 95% [Серебряников В.В., Дерюгин Ю.И., 1997 г.}.

В условиях войны с применением современных средств поражения по­тери среди мирного населения могут существенно возрасти, так как новей­шие средства доставки позволяют вероятному противнику поражать нетолько прифронтовые и приграничные районы, но и административно-промышлен­ные объекты глубокого тыла. С учетом указанных обстоятельств, наряду с укреплением Вооруженных Сил, важная роль в системе безопасности РФ от­водится мероприятиям гражданской обороны, направленным на повышение устойчивости тыла, сохранение промышленного потенциала страны, защиту населения в условиях военного времени. Медицинское обеспечение населе­ния РФ, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, возложено на Федеральную медицинскую службу гражданской обороны.


населения а условиях военного времени. Медицинское обеспечение населе­ния РФ, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий, возложено на Федеральную медицинскую службу гражданской обороны.

Медицинская служба гражданской обороны (далее МС ГО) создана в соот­ветствии с Федеральным законом РФ от 12 февраля 1998 года № 28 ФЗ «О граж­данской обороне» и во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 1999 года № 1266 "О федеральных службах гражданс­кой обороны- и приказа Министерства здравоохранения РФ от 3.07.2000 г. № 242. МСГО является общегосударственной службой, которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения Российской Федерации, неза­висимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Методическое руководство созданием и деятельностью МС ГО осуще­ствляет Министерство здравоохранения РФ. Приказы, директивы и инструк­ции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые МЗ РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являют­ся обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти.

Организационно МС ГО представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуа­ционных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприя­тий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населе­ния, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и уч­реждений МС ГО и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.

На МС ГО возлагаются следующие основные задачи:

■прогнозирование и оценка возможных медико-санитарных послед­
ствий применения противником современных средств поражения;

■планирование, организация и проведение мероприятий по медицинс­
кому обеспечению населения в военное время;

■подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здра­
воохранения к работе в условиях военного времени;

■создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при
проведении мероприятий гражданской обороны;

■организация снабжения учреждений и формирований медицинской
службы гражданской обороны медицинским, санитарно-хозяйственным и
специальным имуществом;

■подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения на­
селения в военное время;

• участие в подготовке населения и личного состава гражданских орга­низаций гражданской обороны (санитарных дружин) по вопросам оказания первой медицинской помощи пораженным;

■ медицинское обеспечение населения при проведении эвакуационных
мероприятий;


 


72


73



лях возвращения их к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности;

■организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профи­
лактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникнове­
ния и распространения инфекционных заболеваний и обеспечение санитар­
но-эпидемиологического благополучия населения;

■организация и проведение медицинских мероприятий по первоочеред­
ному жизнеобеспечению населения, пострадавшего при ведении военных
действий или вследствие этих действий.

■медицинский контроль за захоронением трупов в очагах массовых по­
терь населения в военное время.

Выполнение стоящих перед МС ГО задач имеет большое государствен­ное значение и осуществляется в постоянном взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, медицинской службой ВС Российской Федерации, медицинской службой МВД России, другими службами граждан­ской обороны. МС ГО создается по территориально-производственному прин­ципу и имеет четыре уровня:

■федеральный — включает силы и средства МС ГО на территории всей РФ;

■территориальный — включает силы и средства МС ГО на территории
субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);

■местный — включает силы и средства МС ГО на территории города,
городского района, сельского округа;

■объектовый — представлен силами и средствами МС ГО организаций
(объектов экономики).

На каждом уровне в состав медицинской службы гражданской обороны входят: руководство, органы управления, учреждения, формирования (гражданские организации гражданской обороны).

Принципиальная схема организации МС ГО представлена на рис. 2.

К руководству относятся начальники медицинской службы гражданской обороны. Начальником медицинской службы гражданской обороны РФ явля­ется первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации;

Начальниками МС ГО субъектов Российской Федерации, городов, город­ских районов являются соответствующие руководители органов управления здравоохранением областей, краев, республик в составе Российской Феде­рации, городов, городских районов. Начальниками МС ГО сельских округов — главные врачи Центральных районных больниц (главные врачи округов).

Органами управления медицинской службы гражданской обороны явля­ются штатные органы управления здравоохранением и штабы медицинской службы гражданской обороны субъектов РФ, городов, городских районов и сельских округов. Штабы МС ГО создаются при соответствующих начальниках МС ГО для оперативного руководства силами и средствами службы.



Условные обозначения:

БСМП - бригады специализированной медицинской помощи

СЭО - санитарно-эпидемиологический отряд

СЭБ - санитарно-эпидемиологическая бригада

СПЭБ - специализированная противоэпидемическая бригада

ГЭР - группа эпидемиологической разведки

МО - медицинский отряд

ХПГ - хирургический подвижной госпиталь

ТТПГ - токсико-тсрапевтический подвижной госпиталь

ИПГ - инфекционный подвижной госпиталь

АЛ - аптечная летучка

Г Б - головная больница

МПБ - многопрофильная больница

ПБ - профилированная больница


Рис.2. Организационная структура МС ГО (схема).75

 


Состав штаба медицинской службы гражданской обороны определяется при­казом соответствующего руководителя органа управления здравоохранением.

Начальником штаба назначается заместитель руководителя органа уп­равления здравоохранением. Заместителем начальника штаба МС ГО явля­ется начальник Второго управления (отдела, сектора) органа управления здравоохранением. Членами штаба МС ГО являются:

■ руководители структурных подразделений соответствующего органа

управления здравоохранением

■главный государственный санитарный врач административной территории;

■главные медицинские специалисты;

■главный врач станции переливания крови;

• директор территориального центра медицины катастроф (на федераль­ном уровне директор Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" является заместителем начальника штаба МС ГО);

■представители комитетов Российского общества Красного Креста;
- руководитель производственного объединения «Фармация;

■руководитель производственного объединения «Медтехника».

■ представители других государственных, общественных и частных органи­
заций, привлекаемых к медицинскому обеспечению населения в военное время.

Штаб МС ГО субъекта Российской Федерации имеет городской и заго­родный пункты управления, а также дублера. Как правило, дублером являет­ся штаб МС ГО одного из сельских районов.

Для решения неотложных задач по организации управления силами и средствами службы в особый период заблаговременно создаются оператив­ные группы из числа сотрудников аппарата управления здравоохранением и центра медицины катастроф- Включение в состав штабов МС ГО руководите­лей и специалистов территориальных центров медицины катастроф позво­ляет еще на этапе планирования определить задачи и место органов управ­ления, сил и средств службы медицины катастроф в системе медицинского обеспечения населения в военное время.

Организационное построение МС ГО находится в постоянном развитии с | учетом изменения военной доктрины РФ и военных угроз безопасности наше­го государства, экономического состояния России, военно-политической об­становки в стране и мире, совершенствования медицинской науки и практики, стратегии и тактики гражданской обороны и других факторов.

4.2. Силы и средства федеральной медицинскойслужбы гражданской обороны.

К силам медицинской службы ГО относятся гражданские организации гражданской обороны и учреждения МС ГО, которые предназначаются для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий

или вследствие этих действий.

Гражданские организации МС ГО (далее формирования МС ГО) пред­ставляют собой мобильные силы службы, создаваемые по территориально-производстеенному принципу на базе учреждений здравоохранения, независимо от их организационно- правовой формы, не входящие в состав Воо­руженных Сил РФ, соответствующим образом оснащенные и подготовлен­ные для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Формирования медицинской службы ГО предназначаются для ведения ме­дицинской и биологической разведки, оказания медицинской помощи поражен­ным, проведения санитарно-противоэпидемических(профилактических) мероп­риятий, а также для ухода за пораженными и могут действовать в составе группи­ровки сил ГО как самостоятельно (ОПМ, ИПГ, ТТПГ, СЭО и др.), так и а составе формирований ГО общего назначения или служб (СД).

В зависимости от подчиненности формирования МС ГО подразделяют­ся на объектовые и территориальные.

К объектовым медицинским формированиям относятся санитарные посты и санитарные дружины.

К территориальным формированиям относятся: медицинские отряды (далее отряды первой медицинской помощи), подвижные госпитали, брига­ды специализированной медицинской помощи, санитарн о- эп идем иол о ги чес-кие отряды, санитарно-эпидемиологические бригады, специализированные противоэпидемические бригады, группы эпидемиологической разведки.

При необходимости решениями органов исполнительной власти ируко­водителей организаций могут создаваться и другие формирования МС ГО.

Объектовые формирования МС ГО.Санитарные посты (СП) и сани­тарные дружины (СД) создаются на объектах экономики, в учреждениях, выс­ших учебных заведениях. В их состав не включаются лица, имеющие меди­цинское образование, медицинские сестры запаса ГО, студенты медицинс­ких институтов и учащиеся медицинских училищ.

Санитарный пост состоит из 4-хчеловек-начальника СП и 3-х санпостовцев. В мирное время СП предназначены для оказания первой медицинской помощи при производственных травмах, проведения оздоровительных ме­роприятий среди рабочих и служащих своего объекта экономики.

В военное время они участвуют в оказании первой медицинской помощи пораженным и проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий. Оснащается СП табельным имуществом как звено санитарной дружины (вместо санитарной сумки у СП имеется аптечка санитарного поста). СП за 10 часов работы в очагах поражения может оказать первую медицинскую помощь 100 пораженным (без розыска и выноса).

Санитарная дружина состоит из 23 человек, в том числе командир, связ­ной (он же выполняет функции завхоза), шофер и 5 звеньев, каждое из которых состоит из командира и 3 сандружинниц. СД предназначены для работы в со­ставе формирований и учреждений МС ГО, а также включаются в состав форми­рований ГО общего назначения (сводных и спасательных отрядов).

В военное время СД привлекаются для розыска пораженных, проведения первичной сортировки и оказания первой медицинской помощи, для работы в лечебных учреждениях больничной базы и формированиях МС ГО, а также для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

77


Оснащение СД медицинским и специальным имуществом осуществля­ется в соответствии с табелем оснащения. Для перевозки личного состава СД приписывается от объекта экономики грузовой автомобиль (автобус).

Одна СД за 10 часов работы в очаге поражения может оказать первую медицинскую помощь 500 пораженным. В очаге биологического заражения за одной СД закрепляется территория с населением 1500 человек на весь период работы в очаге.

Территориальные формирования МС ГОпо своему предназначению подразделяются на следующие группы:

1. Формирования, предназначенные для оказания первой врачебной
помощи: отряды первой медицинской помощи (ОПМ);

2. Формирования, предназначенные для оказания специализированной
медицинской помощи: токсико-терапевтические подвижные госпитали
(ТТПГ), инфекционные подвижные госпитали (ИПГ), хирургические подвиж­
ные госпитали (ХПГ), бригады специализированной медицинской помощи
(БСМП);

З.Формирования, предназначенные для проведения санитарно- проти­воэпидемических (профилактических) мероприятий: санитарно-эпидемио­логические отряды (СЭО); санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ): эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсико­логические); специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ); группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

К формированиям МС ГО, предназначенным для оказания первой вра­чебной помощи населению в очагах поражения, относятся медицинские от­ряды {отряды первой медицинской помощи). Они создаются местными орга­нами здравоохранения на базе лечебно-профилактических учреждений го­родов и районов сельской местности независимо от их ведомственной принадлежности.

Численность личного состава ОПМ 143 человека, в том числе:

- врачей - 9 человек;

■ среднего медперсонала - 63 человека.

В составе ОПМ имеются следующие отделения: приемно-сортировоч-ное, операционно-леревязочное, госпитальное, эвакуационное, частичной санитарной обработки и дезактивации одежды и обуви, медицинского снаб­жения (аптеки), лабораторное и хозяйственное. Из техники к ОПМ приписы­ваются: 13 грузовых автомобилей, 1 легковой, 1 мотоцикл, подвижная элек­тростанция, радиостанция Р-105 (Р-109).

ОПМ, полностью укомплектованный кадрами и оснащенный табельным имуществом мобилизационного резерва, относится к формированиям повы­шенной готовности. За 24 часа работы ОПМ может оказать первую врачеб­ную помощь 1000 пораженным.

Крупным недостатком ОПМ является их громоздкость, низкая материаль­ная и техническая готовность к действиям в условиях современной войны. По­этому в настоящее время разработана перспективная модель нового мобиль­ного медицинского отряда МС ГО (ММО) — бригадного состава, предназна-

78


ченногодля оказания первой врачебной помощи пораженным. ММО отлича­ется компактностью и обладает более высокой мобильностью, чем ОПМ.

К формированиям, предназначенным для оказания специализирован­ной медицинской помощи, относятся токсико-терапевтические, инфекцион­ные и хирургические подвижные госпитали, а также бригады и отряды спе­циализированной медицинской помощи.

Токсико-тес-апевтический подвижнрй госпиталь ГТТПП МС ГО создается на базе токсикологических центров или многопрофильных больниц, имеющих в своем составе терапевтические отделения. Он предназначен для оказания специализированной медицинской помощи и лечения пораженных ОВ и АХОВ.

ТТПГ развертывается вблизи очага химического поражения на незара-женной территории по решению начальника МС ГО области и находится в его подчинении. Личный состав ТТПГ составляет 171 человек, в том числе: вра­чей - 18, из них терапевтов-токсикологов- 11, анестезиологов-реанимато­логов — 2 , среднего медперсонала — 47.

В своем составе ТТПГ имеет управление, медицинскую часть, отделе­ние МТО и развертывает следующие отделения и подразделения: приемно-эвакуационное, два терапевтических отделения, психоневрологическое от­деление, а также вспомогательные подразделения: рентгеновский кабинет, лабораторию, аптеку, стоматологическое и физиотерапевтическое отделе­ния, морг, хозяйственное отделение и электростанцию.

ТТПГ располагает автотранспортной техникой в количестве 19 единиц, втом числе: 2 легковых автомобиля, 11 грузовых, 1 санитарный автобус. Гос­питаль развертывает 300 штатных коек в палатках. Готовность к приему по­раженных через 2 часа после прибытия к месту развертывания, срок полной готовности - 3 часа.

Укомплектование ТТПГ медицинским составом, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом производится за счет учреждения-формирователя.

Прочий персонал, транспорт, вещевое имущество, продовольствие припи­сываются решением административных органов соответствующей территории.

Инфекционный подвижной госпиталь (ИПГ)МС ГО создается приказом руководителя органа управления здравоохранением субъекта РФ на базе одно­го из лечебных учреждений инфекционного профиля (больницы) по типовому штату.

ИПГ предназначается для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных, оказания квалифицированной консультативной помощи медицинскому персоналу, работающему в очагах особо опасных инфекций.

В мирное время ИПГ используется для работы в очагах инфекционных заболеваний, в военное время - в очагах массового поражения (биологичес­кого и комбинированного). Численный состав ИПГ - 138 человек, из них 17 врачей, 42 средних медицинских работника.

Комплектование ИПГ личным составом производится за счет учрежде­ния-формирователя. ИПГ способен обеспечить специализированное лече­ние в течение месяца 200 инфекционных больных. При развертывании ИПГ в очаге особо опасных инфекций его емкость сокращается до 100 коек без из-

79


 

менения штатной структуры. В своем составе ИПГ имеет: лечебно-диагнос­тические отделения (приемно-диагностическое, лечебное), а также клини­ко-диагностическую и бактериологическую лабораторию. В состав ИПГ вхо­дят также аптека и следующие подразделения: транспортное, хозяйствен­ное, обмывочно-дезинфекционное, столовая.

ИПГ прекращает свою деятельность после выписки выздоровевших ин­фекционных больных, проведения заключительной дезинфекции, обсервации и полной санитарной обработки медицинского и обслуживающего состава.

Хирургический подвижной госпиталь (ХПГ) МС ГО предназначается для оказания хирургической помощи и лечения пораженного населения в усло­виях применения вероятным противником современных средств поражения.

Госпиталь создается в мирное время приказом руководителя здравоохра­нением субъекта РФ на базе многопрофильной больницы, имеющей в своем составе хирургические отделения. ХПГ МС ГО имеет 300 штатных коек, развер­тывается в палатках, должен быть готов к приему пораженных через 3 часа пос­ле прибытия кместу развертывания и полностью готов к работе через 6-8 часов.

При массовом поступлении пораженных ХПГ МС ГО оказывает хирурги­ческую помощь, в основном по жизненным показаниям.

Основными подразделениями госпиталя являются: приемно-эвакуаци-онное отделение, первое хирургическое отделение с операционно-перевя-зочным блоком, реанимационной палатой и палатой интенсивной терапии, второе хирургическое отделение с палатой интенсивной терапии, третье хи­рургическое отделение с палатой интенсивной терапии. Вспомогательными подразделениями являются: рентгеновский кабинет, лаборатория, физиоте­рапевтический кабинет, аптека, морг.

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) создают-ся на базе медицинских институтов, институтов усовершенствования врачей, клинических городских, областных, краевых и республиканских больниц.

Основное назначение БСМП -оказание специализированной медицинс­кой помощи пораженным в лечебных учреждениях загородной зоны. В отдель­ных случаях БСМП могут придаваться отрядам первой медицинской помощи.

В МС ГО создаются БСМП 17 профилей: общехирургические, нейрохи­рургические, офтальмологические, челюстно-лицевые, травматологические, торакоабдоминальные,токсико-терапевтические, ожоговые, психоневроло­гические, урологические, рентгенологические, радиологические, анестези­ологические, акушерско-гинекологические, оториноларингологические, ин­фекционные, переливания крови.

Оснащение БСМП медицинским имуществом производится согласно табелю оснащения за счет учреждения-формирователя. Все имущество БСМП хранится в специальных укладках в готовности кнемедпенному исполь­зованию для оказания медицинской помощи.

При необходимости могут формироваться отряды специализированной медицинской помощи (ОСМП). Организационно ОСМП состоит из управле­ния и восьми бригад специализированной медицинской помощи.


К формированиям, предназначенным для проведения санитарно-про-тиипэпидемических (профилактических) мероприятий, относятся санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО) и санитарно-эпидемиологические бри­гады (СЭБ), специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ), а также группы эпидемиологической разведки (ГЭР).

Санитарно-эпидемиологические отряды являются формированиями ГО повышенной готовности. Они создаются на базе центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора (ЦГСЭН), институтов эпидемиоло­гии, микробиологии и гигиены, и предназначены для организации и прове­дения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в очагах поражения.

СЭО формируется за счет функционального объединения радиологи­ческой, санитарно-гигиенической (токсикологической) и эпидемиологичес­кой бригад быстрого реагирования центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора. ЦГСЭН, не имеющие возможностей для со­здания СЭО, формируют санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ).

Специализированные противоэпидемические бригады создаются на базе противочумных институтов, станций. Они предназначаются для работы в очагах биологического заражения (особо опасных инфекций) и других опас­ных в условиях чрезвычайных ситуаций инфекционных заболеваний и болез­ней неясной этиологии. СПЭБ участвуют в организации и проведении комп­лекса экстренных противоэпидемических мероприятий по выявлению, лока-лизации и ликвидации очагов особо опасных и других инфекционных заболеваний, осуществляют диагностику заболеваний неясной этиологии и индикацию возбудителей инфекционных заболеваний в окружающей среде.

Группы эпидемиологической разведки создаются на базе центров госу-дарственногосанитарн о-эпидемиологического надзора. ГЭР предназначаются для проведения эпидемиологического обследования инфекционных очагов, проведения эпидемиологической разведки и отбора проб из объектов внеш­ней среды. ГЭР состоит из 3 человек: командир - врач-эпидемиолог, помощ­ник эпидемиолога - фельдшер (лаборант) и шофер-санитар. Оснащается ГЭР укладками для отбора проб и противочумными костюмами за счет имущества ЦГСЭН — формирователя этой группы. ГЭР в течение 1 часа может обследо­вать территорию в 2 кмг с отбором 8 проб с объектов внешней среды.

В интересах федеральной медицинской службы ГО для эвакуации по­раженных из очагов поражения, а также вывоза персонала, больных и меди­цинского имущества учреждений здравоохранения из категорированных го­родов при проведении эвакуационных мероприятий создаются санитарно-транспортные формирования:

• автосанитарные колонны и отряды, создаваемые на базе автотранс­
портных предприятий;

• эвако-санитарные поезда МС ГО и эвако-санитарные летучки ГО, со­
здаваемые на базе Министерства путей сообщения РФ;

• авиасанитарные эскадрильи.

81


Для эвакуации пораженных в лечебные учреждения загородной зоны планируется использование также судов речного и морского флотов.

К учреждениям МС ГО относятся учреждения здравоохранения, имею­щие мобилизационное задание на дополнительное развертывание больнич­ных коек или на создание медицинских формирований ГО, а также вновь со­здаваемые по планам военного времени больничные учреждения.

Учреждениями МС ГО являются также центры государственного санэпид-надзора, включенные в состав сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны (СНЛК), станции и отделения скорой и неотложной ме­дицинской помощи, судебно-медицинские лаборатории, аптечные предприя­тия, склады медицинского имущества, станции перелиаания крови и другие медицинские учреждения, предназначенные для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий.

Для оказания пораженным квалифицированной и специализированной медицинской помощи и их стационарного лечения на территории субъектов РФ планируется развертывание головных, многопрофильных, профилирован­ных, (травматологических, ожоговых, терапевтических, психоневрологичес­ких, инфекционных) больниц, а также детских больниц и отделений. При не­обходимости и наличии возможностей допускается развертывание больниц для легкопораженных. Общая коечная емкость всех лечебных учреждений МС ГО определяется развитием здравоохранения субъекта РФ мирного време­ни и полученным от Минздрава России заданием на дополнительное развер­тывание коечной сети в военное время.

Многопрофильные больницы планируется создавать на базе централь­ных районных больниц, а также крупных районных и городских больниц, имею­щих в своем составе не менее двух хирургических отделений. Профилирован­ные больницы - на базе специализированных лечебно-профилактических уч­реждений или больниц, имеющих отделения соответствующего профиля. Развертывание учреждений МС ГО в загородной зоне планируется осуществ­лять на базе общественных зданий круглогодичного функционирования,

В целях обеспечения организованной и рациональной медицинской эва­куации пораженных из очагов в больницы МС ГО, в загородной зоне субъек­тов Российской Федерации формируются лечебно-эвакуационные направ­ления (ЛЭН), которые представляют собой территорию нескольких сельских округов с развернутой на них сетью лечебных учреждений МС ГО, объеди­ненных путями эвакуации. Руководство организацией и оказанием медицин­ской помощи пораженным в лечебных учреждениях каждого лечебно-эваку­ационного направления выполняют головные больницы, которые назначают­ся из числа наиболее мощных центральных районных больниц (ЦРБ), расположенных на основных путях эвакуации пораженных.

Развертывание дополнительных больничных коек МС ГО в загородной зоне предусматривается планом медицинского обеспечения населения в военное время в двух основных вариантах:

1) в условиях планомерного выполнения мероприятий ГО, когда лечеб­но-профилактические учреждения категорированных городов эвакуируются


в загородную зону и вместе с существующими там ЛПУ развертывают лечеб­ные учреждения МС ГО;

2) при внезапном нападении противника, без возможности использо­вания больниц категорированных городов, когда дополнительные больнич­ные койки здравоохранения развертываются только силами учреждений здра­воохранения загородной зоны.

Численность и профиль дополнительно развертываемых больничных коек МС ГО определяются масштабами и интенсивностью военных действий, ви­дом примененных противником средств поражения, структурой потерь среди населения, а также возможностями и специализацией имеющихся лечебно-профилактических учреждений здравоохранения. В соответствии с рекомен­дациями Министерства здравоохранения РФ дополнительно развертываемые больничные койки ориентировочно должны иметь следующую специализацию:

1. Хирургический профиль - 70-75%, в т.ч. нейрохирургические -10-
11%,торакоабдоминальные- 11 -12%, травматологические— 18-19%, ожо­
говые -7-8%, общехирургические -17%, гинекологические -1-1,5%, для лег­
кораненых -7-8%.

2. Терапевтический профиль —25-30%, в т.ч. терапевтические-13-14%,
психоневрологические — 5-6%, инфекционные — 4-6%, туберкулезные -1 -
1,5% и кожно-венерологические -1%.

При этом детские койки должны составлять не менее 20% от общего числа дополнительно развертываемых больничных коек МС ГО;

Оперативное руководство развертыванием и работой лечебных учреж­дений МС ГО осуществляет штаб МС ГО субъекта РФ и его оперативные груп­пы. Медицинские силы и средства различных министерств и ведомств при оказании медицинской помощи населению в очагах поражения должны ис­пользоваться совместно.

К средствам МС ГО относится табельное медицинское, санитарно-хо-зяйственное, специальное имущество.

В случае необходимости, при возникновения очагов массовых санитар­ных потерь и значительном дефиците сил и средств МС ГО, к оказанию меди­цинской помощи пораженному населению могут привлекаться все кадровые и материальные ресурсы здравоохранения, независимо от их форм собствен­ности и ведомственной принадлежности, в т.ч. не включенные в состав МС ГО.

В свою очередь, в целях более эффективного использования кадровых и материальных ресурсов здравоохранения, следует предусмотреть возмож­ность медицинского обслуживания в лечебных учреждениях МС ГО больных из числа местного населения и эвакуированных жителей. Опыт свидетельствует, что в случае разрушения противником крупных городов, проживание значи­тельных контингентов эвакуированного населения в загородной зоне (в основ­ном это старики, женщины и дети) может принять долговременный характер.

Кроме того, следует учитывать, что, помимо "организованного" зваконасе-ления, в загородной зоне возможно формирован небольших по численности групп вынужденных переселенцев, прибывающих в результате стихийной миграции и не имеющих крова, продуктов литания, предметов первой необходимости.


 


В первый период после завершения эвакуации медицинское обеспече­ние этого контингента может носить характер предусмотренных федераль­ным законом РФ "О гражданской обороне" экстренных медицинских мероп­риятий первоочередного жизнеобеспечения населения, пострадавшего вследствие военныхдействий, - оказание первой медицинской помощи боль­ным, с их последующей эвакуацией при необходимости в лечебные учрежде­ния, обеспечение простейшими медикаментами, выполнение санитарно-ги­гиенических и противоэпидемических мероприятий в местах расселения.

В дальнейшем медицинское обслуживание эвакуированного населения (в том числе беженцев) должно строиться на долговременной основе в соот­ветствии с принятым у нас в стране участковым принципом медицинского обслуживания по месту жительства.



r.php"; ?>