Особенности правового статуса и регулирования деятельности фермерских хозяйств

 

Специфика создания и функционирования крестьянских (фермерских) хозяйств в Украине отличается от создания и функционирования юридических лиц. Правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности фермерских хозяйств в Украине регулируются специальным Законом Украины «О фермерском хозяйстве» (№ 973 от 19.06.2003 года с изменениями и дополнениями). Кроме данного закона отношения, связанные с созданием, деятельностью и прекращением деятельности фермерских хозяйств, регулируются также Конституцией Украины, Земельным кодексом Украины и другими нормативно-правовыми актами Украины.

Закон Украины «О фермерском хозяйстве» (№ 973 от 19.06.2003 года с изменениями и дополнениями) не регламентирует деятельность граждан, которые ведут личное хозяйство или используют земельные участки для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок), садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота.

Согласно указанному закону фермерское хозяйство является формой предпринимательской деятельности граждан, которые изъявили желание производить товарную сельскохозяйственную продукцию, заниматься ее переработкой и реализацией с целью получения прибыли на земельных участках, предоставленных им для ведения фермерского хозяйства, с созданием юридического лица.

Фермерское хозяйство может быть создано одним или несколькими гражданами Украины, которые являются родственниками или членами семьи. У фермерского хозяйства имеется свое наименование, печать и штамп. Фермерское хозяйство действует на основе Устава, в котором указываются наименование хозяйства, его местонахождение, предмет и цель деятельности, порядок формирования имущества, органов управления, порядок принятия ими решений, порядок вступления в хозяйство и выход из него. В Уставе также могут быть прописаны иные положения, которые не противоречат законодательству.

Членами фермерского хозяйства могут быть супруги, их родители, дети, достигшие 14-летнего возраста, другие члены семьи, родственники, объединившиеся для совместного ведения фермерского хозяйства, признающие и придерживающиеся положений Устава фермерского хозяйства. Членами фермерского хозяйства не могут быть лица, работающие в нем по трудовому договору (контракту). В случае создания фермерского хозяйства одним из членов семьи (то есть одним гражданином Украины) другие члены семьи, а также родственники могут стать членами фермерского хозяйства после внесения соответствующих изменений в Устав хозяйства.

В понимании указаного закона к членам семьи и родственникам председателя фермерского хозяйства относятся жена (муж), родители, дети, бабушка, дедушка, прабабушка, прадед, внучки, правнуки, мачеха, отчим, падчерица, пасынок, родные и двоюродные братья и сестры, дядя, тетя, племянники как председателя фермерского хозяйства, так и его жены (ее мужа), а также лица, которые находятся в семейных отношениях первой степени родства со всеми вышеупомянутыми членами семьи и родственниками (родители такого лица и родители мужа или жены, его муж или жена, дети как такого лица, так и ее мужа или жены, в том числе усыновленные ими дети).

Председателем фермерского хозяйства является его учредитель или иное определенное в Уставе лицо. Председатель фермерского хозяйства представляет фермерское хозяйство в органах государственной власти, предприятиях, учреждениях, организациях, перед гражданами или их объединениями в соответствии с законом. Председатель фермерского хозяйства заключает от имени хозяйства соглашения и совершает иные юридически значимые действия, может поручать выполнение своих обязанностей одному из членов хозяйства или лицу, которое работает по контракту.

Право на создание фермерского хозяйства имеет каждый дееспособный гражданин Украины, достигший 18-летнего возраста.

Граждане, создавшие фермерское хозяйство, имеют право обустроить жилье в той части предоставленного для ведения фермерского хозяйства земельного участка, откуда обеспечивается удобный доступ ко всем производственным объектам хозяйства. Если жилье членов фермерского хозяйства находится за пределами населенных пунктов, то они имеют право на создание отдельной фермерской усадьбы, которой предоставляется почтовый адрес.

Отдельной фермерской усадьбой является земельный участок вместе с расположенными на ней жилым домом, хозяйственно-бытовыми зданиями, наземными и подземными коммуникациями, многолетними насаждениями, который находится за пределами населенного пункта.

Для обустройства отдельной усадьбы фермерскому хозяйству предоставляется за счет бюджета помощь на строительство подъездных путей к фермерскому хозяйству, електро-, радио-, телефонных сетей, сетей газо- и водоснабжения.

Переселенцам, которые создают фермерское хозяйство в труднодоступных населенных пунктах (перечень таких пунктов определяется Кабинетом Министров Украины), предоставляется единоразовое пособие за счет государственного бюджета в размере, устанавливаемом Кабинетом Министров Украины.

Земельные участки для ведения фермерского хозяйства передаются гражданам Украины в собственность или предоставляются в аренду из земель государственной или коммунальной собственности.

Для приобретения в собственность или в аренду земельного участка государственной собственности с целью ведения фермерского хозяйства граждане обращаются в соответствующую районную государственную администрацию. Для получения в собственность или в аренду земельного участка из земель коммунальной собственности – к местному совету.

К подаваемому заявлению устанавливаются следующие требования. В заявлении указываются: желательный размер и место расположения земельного участка, количество членов фермерского хозяйства и наличие у них права на безоплатное получение земельных участков в собственность, обоснование размеров земельного участка с учетом перспектив деятельности фермерского хозяйства. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в учебном заведении аграрного профиля.

Перечень документов, подтверждающих опыт работы в сельском хозяйстве, утверждается Кабинетом Министров Украины.

Заявление гражданина о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду районная или местная государственные администрации или орган местного самоуправления рассматривают в месячный срок и, в случае его удовлетворения, дают согласие на подготовку землеустроительной организацией проекта отведения земельного участка.

Проект отведения земельного участка разрабатывается за счет Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств. Проект отведения земельного участка согласовывается и утверждается в соответствии с законом.

В случае отказа в предоставлении земельного участка для ведения фермерского хозяйства вопрос разрешается судом. Решение суда об удовлетворении иска является основанием для отведения земельного участка в натуре (на местности), выдаче документа, который удостоверяет право собственности или заключения договора аренды. В случае использования земельного участка третьими лицами отведение земельного участка в натуре (на местности) проводится после уборки урожая на этом участке предыдущим землепользователем.

Гражданам Украины - членам фермерских хозяйств передаются безвозмездно в собственность предоставленные им в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. Это положение не распространяется на граждан, которые ранее уже приобрели право на земельную долю (пай).

Земельные участки, размер которых превышает размер пая, передаются гражданам в частную собственность для ведения фермерского хозяйства на основании гражданско-правовых сделок. Участки предоставляются гражданам для ведения фермерского хозяйства единым массивом с расположенными на них водными источниками и лесными угодьями, прилегающим к существующим путям, електро- и радиотелефонных сетей, систем газо- и водоснабжения, других видов инженерной инфраструктуры.

Земли лесного и водного фондов, которые входят в состав сельскохозяйственных угодий, не могут передаваться в частную собственность для ведения фермерских хозяйств, за исключением небольших - до 5 гектаров участков лесов в составе угодий фермерского хозяйства и небольших - до 3 гектаров под замкнутыми естественными водоемами. Фермерское хозяйство имеет право высаживать лес на части земель и строить замкнутый водоем на земельном участке, который принадлежит фермерскому хозяйству или его члену на праве частной собственности.

После получения учредителем государственного акта, подтверждающего право собственности на земельный участок, или заключения договора аренды земельного участка и его государственной регистрации, фермерское хозяйство подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом для государственной регистрации юридических лиц.

Новообразованным фермерским хозяйствам в период становления (первые три года после создания, а в труднодоступных населенных пунктах - пять лет), фермерским хозяйствам с отдельными фермерскими усадьбами, фермерским хозяйствам, которые осуществляют хозяйственную деятельность и расположены в горных населенных пунктах, на полесских территориях и иным фермерским хозяйствам предоставляется помощь за счет государственного и местного бюджетов, в том числе через Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств.

Средства Государственного бюджета Украины направляются на мелиорацию земель, в том числе их орошение и осушение, а также на консервирование и рекультивацию малопроизводительных сельскохозяйственных угодий, на приобретение сельскохозяйственной техники (комбайнов, тракторов, автомашин, бульдозеров, сеялок и тому подобное).

За счет местных бюджетов фермерским хозяйствам может предоставляться помощь в строительстве объектов производственного и непроизводственного назначения, жилья, проведении мероприятий по землеустройству.

Государством предусмотрено создание Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств. Фонд является государственным бюджетным учреждением, которое выполняет функции по реализации государственной политики по финансовой поддержке становления и развития фермерских хозяйств, действует на основе Устава, утверждаемого центральным органом исполнительной власти по вопросам аграрной политики Украины.

Средства фонда предоставляются вновь образованным фермерским хозяйствам и фермерским хозяйствам с обособленными фермерскими усадьбами, фермерским хозяйствам, которые осуществляют хозяйственную деятельность и расположены в горных населенных пунктах, на полесских территориях, на безвозвратной основе и на конкурсных принципах на возвратной основе, а иным фермерским хозяйствам поддержка предоставляется только на возвратной основе, а также - направляются на обеспечение гарантий, поручительства при кредитовании банками фермерских хозяйств.

Вновь созданным фермерским хозяйствам и фермерским хозяйствам с обособленными фермерскими усадьбами, фермерским хозяйствам, которые осуществляют хозяйственную деятельность и расположены в горных населенных пунктах, на полесских территориях на безвозвратной основе средства предоставляются на следующие цели:

· возмещение стоимости разработки проектов отведения земельных участков для ведения фермерского хозяйства;

· возмещение части расходов, связанных с уплатой процентов за пользование кредитами банков, и частичную компенсацию расходов на приобретение одного трактора, комбайна, грузового автомобиля, строительство и реконструкцию животноводческих помещений, включая стоимость проектно-сметных документов, страхования фермерских хозяйств;

· подготовку, переподготовку, повышение квалификации кадров фермерских хозяйств в сельскохозяйственных учебных заведениях;

· расширение исследований по проблемам организации и ведения производства в фермерских хозяйствах, издания рекомендаций по вопросам использования достижений научно-технического прогресса в деятельности фермерских хозяйств.

На возвратной основе помощь предоставляется для производства, переработки и сбыта произведенной продукции, на осуществление производственной деятельности и иные цели, предусмотренные уставом Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств под гарантию возврата таких средств на срок от трех до пяти лет.

Остальным фермерским хозяйствам предоставляется помощь за счет Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, в том числе через Украинский государственный фонд поддержки фермерских хозяйств, на возвратной основе сроком до пяти лет на следующие цели:

· приобретение техники, оборудования;

· пополнение оборотных средств;

· на производство и переработку сельскохозяйственной продукции;

· строительство и реконструкцию производственных и непроизводственных помещений, в том числе жилых;

· закладку многолетних насаждений;

· развитие кредитной и обслуживающей кооперации;

· орошение и мелиорацию земель.

Земли фермерского хозяйства могут состоять из:

· земельного участка, который принадлежит на праве собственности фермерскому хозяйству как юридическому лицу;

· земельных участков, которые принадлежат гражданам - членам фермерского хозяйства на праве частной собственности;

· земельного участка, который используется фермерским хозяйством на условиях аренды.

Право владения и пользования земельными участками, которые находятся в собственности членов фермерского хозяйства, осуществляет фермерское хозяйство.

Члены фермерского хозяйства имеют право на получение безвозмездно в собственность из земель государственной и коммунальной собственности земельных участков в размере земельной доли (пая). Им передаются безвозмездно в частную собственность из ранее предоставленных в пользование земельные участки в размере земельной доли (пая) члена сельскохозяйственного предприятия, расположенного на территории соответствующего совета. Земельные участки, на которых расположены жилые дома, хозяйственные здания и сооружения фермерского хозяйства, передаются безвозмездно в частную собственность в счет земельной доли (пая).

Однако такое положение не распространяется на граждан, которые ранее приобрели право на земельную долю (пай). Граждане Украины, которые до 1 января 2002 года получили в постоянное пользование или аренду земельные участки для ведения фермерского хозяйства, имеют преимущественное право на приобретение (выкуп) земельных участков размером до 100 гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе до 50 гектаров пашни, в собственность с рассрочкой платежа до 20 лет.

Фермерское хозяйство и его члены имеют право:

· продавать или иным способом отчуждать земельный участок, передавать его в аренду, залог, наследство;

· самостоятельно хозяйствовать на земле;

· собственности на посевы и насаждения сельскохозяйственных и других культур, на выработанную сельскохозяйственную продукцию;

· на возмещение убытков;

· сооружать жилые дома, хозяйственные здания и сооружения;

· реализовывать выработанную сельскохозяйственную продукцию на отечественных рынках и поставлять ее на экспорт;

Перечисленные права фермерского хозяйства и его членов являются основными, но не исчерпываются данным перечнем.

Нарушенные права подлежат восстановлению в порядке, установленном законом. Как правило восстановление нарушенного права происходит путем обращения в суд с соответствующим иском.

Фермерские хозяйства, в собственности которых находятся земельные участки, предоставленные им для ведения фермерского хозяйства, обязаны:

· использовать земельные участки по их целевому назначению;

· соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды;

· платить налоги и сборы;

· не нарушать прав владельцев смежных земельных участков и землепользователей;

· не допускать снижения плодородия почв и сохранять полезные свойства земли;

· предоставлять соответствующим органам исполнительной власти и органам местного самоуправления данные о состоянии и использовании земель и других природных ресурсов;

· соблюдать санитарные, экологические и другие требования по качеству продукции;

· соблюдать правила добрососедства и установленные ограничения в использовании земель и земельных сервитутов;

· сохранять геодезические знаки, противоэрозийные сооружения, сети оросительных и осушительных систем.

Действующим законодательством могут быть установлены иные обязанности собственников земельных участков.

Фермерское хозяйство имеет право сооружать жилые дома, хозяйственные здания и сооружения на принадлежащих ему или его членам на праве собственности земельных участках в соответствии с утвержденной документацией по землеустройству и градостроительной документацией. Строительство на арендованном земельном участке жилых домов, хозяйственных зданий и сооружений фермерское хозяйство - арендатор согласовывает с арендодателем.

На землях фермерских хозяйств третьи лица имеют право свободного прохода, проезда всеми видами транспорта по дорогам, передвижения на лодках, купания в водоемах на принадлежащих фермерским хозяйствам на праве собственности или аренды земельных участках, размещения палаток и проживание в них, разведение костров и иных действий, которые разрешены в случае согласия их собственников, кроме случаев установления по решению суда земельных сервитутов, при условии сохранения естественных компонентов в экологически чистом виде.

Юридические лица - владельцы объектов (газо-, нефтепроводов, линий электропередач, связи и тому подобное), которые проходят через земельные участки фермерских хозяйств, имеют право доступа к таким объектам на основании соглашения, заключенного с фермерским хозяйством, в соответствии с утвержденной документацией по землеустройству или установленным земельным сервитутом.

Фермерское хозяйство может использовать для своих нужд общераспространенные полезные ископаемые (песок, глина, гравий, торф и тому подобное), лесные угодья, водные объекты и пресные подземные воды, которые находятся на земельном участке.

В состав имущества фермерского хозяйства могут входить: здания, сооружения, оборудование, материальные ценности, ценные бумаги, продукция, выработанная хозяйством в результате хозяйственной деятельности, полученные доходы, иное имущество, приобретенное на основаниях, которые не запрещены законом; право пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями, оборудованием, а также другие имущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность), денежные средства, которые передаются членами фермерского хозяйства в его уставный капитал.

Имущество фермерского хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Имущественные права, которые входят в уставный фермерского хозяйства, передаются ему на определенный в Уставе срок.

В собственности фермерского хозяйства может находиться любое имущество, в том числе земельные участки, жилые дома, хозяйственные здания и сооружения, средства производства и тому подобное, которые необходимы для ведения товарного сельскохозяйственного производства и приобретение которого в собственность не запрещено законом.

Как собственник фермерское хозяйство может отчуждать и приобретать имущество на основании гражданско-правовых сделок.

Порядок владения, пользования и распоряжения имуществом фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с его Уставом, если иное не предусмотрено соглашением между членами фермерского хозяйства или законом.

Член фермерского хозяйства имеет право на получение доли имущества фермерского хозяйства при его ликвидации или в случае прекращения членства в фермерском хозяйстве. Размер доли и порядок ее получения определяются Уставом фермерского хозяйства.

Имущественные споры между фермерским хозяйством и его членами разрешаются судом.

Фермерское хозяйство несет ответственность по своим обязательствам в пределах имущества, которое является собственностью фермерского хозяйства.

Обращение взыскания на земельные участки, предоставленные в собственность для ведения фермерского хозяйства, допускается в случаях, если у фермерского хозяйства отсутствует иное имущество, на которое может быть обращено взыскание.

За нарушение кредитно-расчетной и налоговой дисциплины, санитарных и ветеринарных норм, правил, требований относительно качества продукции и других нормативно-правовых актов, которые регулируют осуществление хозяйственной деятельности, председатель фермерского хозяйства несет ответственность, предусмотренную законом.

По решению членов фермерского хозяйства в соответствии с законом фермерское хозяйство как целостный имущественный комплекс может быть отчуждено на основании гражданско-правовых сделок гражданам Украины, которые имеют право на создание фермерского хозяйства, или юридическим лицам Украины для ведения товарного сельскохозяйственного производства.

Граждане, которые приобрели имущество фермерского хозяйства как целостного имущественного комплекса на основании гражданско-правовой сделки, подают в установленном порядке Устав фермерского хозяйства на государственную регистрацию.

Наследование фермерского хозяйства (целостного имущественного комплекса или его части) осуществляется в соответствии с законом. Если фермерское хозяйство наследуется двумя или более наследниками, то земельный участок разделу не подлежит, если в результате раздела образуется хотя бы один земельный участок меньше минимального размера, установленного для данного региона. В этом случае необходимо опираться на научно обоснованные региональные минимальные размеры земельных участков, которые определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам аграрной политики Украины и Украинской академией аграрных наук и утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Фермерское хозяйство действует на условиях самоокупаемости. Все расходы хозяйство покрывает за счет собственных доходов и других источников, не запрещенных законодательством. Фермерское хозяйство самостоятельно определяет направления своей деятельности, специализацию, организует производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и реализацию, на свое усмотрение и собственный риск выбирает партнеров во всех сферах деятельности, в том числе иностранных. Фермерское хозяйство имеет право вступать в договорные отношения с любыми юридическими или физическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Споры, которые возникают во время исполнения договоров, заключенных фермерским хозяйством, разрешаются в соответствии с законом.

Фермерские хозяйства вместе с другими сельхозпроизводителями имеют право создавать обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы, кооперативные банки, союзы, иные объединения, а также могут быть учредителями хозяйственных обществ. Созданные при участии фермерских хозяйств обслуживающие сельскохозяйственные кооперативы не является прибыльными.

Трудовые отношения в фермерском хозяйстве основаны на труде его членов. В случае производственной необходимости фермерское хозяйство может привлечь к работе других граждан по трудовому договору (контракту). Трудовые отношения регулируются Уставом и законодательством о труде. Трудовые споры разрешаются в установленном порядке.

С лицами, привлеченными к работе в фермерском хозяйстве, заключается трудовой договор (контракт) в письменной форме. В договоре определяются срок, условия труда и отдыха (длительность рабочего дня, выходные дни, ежегодный оплачиваемый отпуск, формы оплаты труда и ее размеры, питания и тому подобное). Выдача трудовых книжек членам фермерского хозяйства и гражданам, которые работают в нем, и их ведение осуществляются в соответствии с законодательством о труде. Размер оплаты труда и длительность ежегодного отпуска лиц, которые работают в фермерском хозяйстве по трудовому договору (контрактом), не могут быть меньше установленного государством размера минимальной заработной платы и длительности ежегодного отпуска.

Председатель фермерского хозяйства создает безопасные условия труда для членов хозяйства и граждан, которые заключили трудовой договор (контракт), обеспечивает соблюдение требований техники безопасности, производственной гигиены и санитарии, пожарной безопасности.

Фермерское хозяйство ведет бухучет и подает финансовую и статистическую отчетность, иные данные, установленные действующим законодательством, может открывать в банках текущие и депозитные счета, распоряжается собственными средствами. Фермерское хозяйство самостоятельно определяет размер лимита остатка наличности, которая постоянно находится в его кассе, на текущие расходы. Списание средств с текущих и депозитных счетов фермерского хозяйства, кроме платежей в бюджет, может осуществляться лишь по его согласию или по решению суда, а также в иных определенных законом случаях. Платежи в бюджет вносятся в порядке и сроки, установленные законом.

Фермерское хозяйство имеет право получать в финансово-кредитных учреждениях долгосрочные и краткосрочные кредиты на основании заключенного договора. Также фермерское хозяйство может получить кредит под залог имущества, поручительство (гарантию) и другие виды обеспечения обязательств.

Под залог имущества может передаваться фермерское хозяйство как целостный имущественный комплекс, либо отдельные товарно-материальные ценности или другие вещи, относительно которых могут возникать гражданские права и обязанности.

Проценты за использование кредитов, которые предоставлены для поддержки фермерским хозяйствам, могут выплачиваться за счет средств Украинского государственного фонда поддержки фермерских хозяйств, на пополнение которых в Государственном бюджете Украины предусматриваются соответствующие финансовые ресурсы.

Страхование имущества фермерского хозяйства, а также его налогообложение осуществляется в соответствии с законом.

Государство гарантирует соблюдение и защиту имущественных и других прав и законных интересов фермерского хозяйства.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью фермерского хозяйства в определенных законом случаях.

Незаконное вмешательство в хозяйственную деятельность фермерского хозяйства органов государственной власти или органов местного самоуправления, их должностных лиц запрещено. Убытки, причиненные фермерскому хозяйству неправомерным вмешательством в его деятельность, подлежат возмещению. Споры о возмещении убытков разрешаются судом.

Действующим законодательством Украины предусмотрено создание Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины, которая является представительным органом фермерских хозяйств Украины.

С целью обеспечения прав и законных интересов граждан Украины, которые ведут фермерское хозяйство, а также создания благоприятных условий для развития фермерских хозяйств, Ассоциация фермеров и частных землевладельцев Украины:

· представляет интересы граждан, которые ведут фермерское хозяйство, перед Президентом Украины, Верховной Радой Украины, центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

· вносит предложения относительно совершенствования законодательства, которое регулирует деятельность фермерских хозяйств, на рассмотрение центральному органу исполнительной власти по вопросам аграрной политики Украины.

Президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины может входить в состав коллегии центрального органа исполнительной власти по вопросам аграрной политики Украины, участвовать в ее заседаниях с правом совещательного голоса. Руководитель областной Ассоциации фермеров и частных землевладельцев может входить в состав коллегии соответствующего органа исполнительной власти по вопросам аграрной политики с правом совещательного голоса. Члены Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Украины в соответствии с законом могут быть учредителями кредитных союзов.

Члены фермерского хозяйства и лица, которые работают в нем по трудовому договору (контракту), подлежат общеобязательному государственному социальному страхованию и пенсионному обеспечению.

Фермерское хозяйство в установленном порядке регистрируется как плательщик взносов на общеобязательное государственное социальное страхование в органах Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхования по временной утрате трудоспособности, Фонда общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы, Фонда общеобязательного государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины.

Время работы в фермерском хозяйстве членов хозяйства и наемных лиц засчитывается в общий непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, которые подтверждают уплату взносов на социальное страхование. Членам фермерского хозяйства и наемным работникам пенсии выплачиваются в полном размере без учета получаемого заработка (дохода).

Фермерское хозяйство несет ответственность за вред, причиненный его членам и наемным работникам увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с выполнением ими своих трудовых обязанностей.

Деятельность фермерского хозяйства прекращается в случаях:

· реорганизации;

· ликвидации;

· признания фермерского хозяйства неплатежеспособным (банкротом);

· если не осталось ни одного члена фермерского хозяйства или наследника, который желает продолжить деятельность хозяйства.

Решение о прекращении деятельности фермерского хозяйства принимается:

· собственником в случае реорганизации или ликвидации фермерского хозяйства - в соответствии с законом и Уставом фермерского хозяйства;

· в случае, если не остается ни одного члена фермерского хозяйства или наследника, который желает продолжить деятельность хозяйства в порядке, установленном законом;

· в случае банкротства фермерского хозяйства - в соответствии с законом.

В случае наличия спора о прекращении деятельности фермерского хозяйства, такой спор разрешается судом.

Средства, полученные от продажи имущества фермерского хозяйства, направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, установленном Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом» (от 14.05.1992 года № 2343 с изменениями и дополнениями).

Если после удовлетворения требований кредиторов имущество остается, оно распределяется между членами фермерского хозяйства в соответствии с его Уставом. При наличии спора, он разрешается судом.

В случае прекращения деятельности фермерского хозяйства до окончания срока предоставления хозяйству налоговых льгот, хозяйство уплачивает в бюджет за весь период своей деятельности сумму налога, начисленную в размере, установленном для фермерского хозяйства, кроме случаев выкупа земельного участка для общественных потребностей или принудительного отчуждения его по мотивам общественной необходимости, а также в иных случаях, установленных действующим законодательством.

 

 

Контрольные вопросы:

Что такое предпринимательская деятельность?

Назовите основные обязанности участников предприни­мательской деятельности.

Каковы основные этапы регистрации юридического лица?

Какие виды предпринимательской деятельности подлежат лицензированию?

Какой срок действия лицензии?

Какие основания для отказа в выдаче лицензии вы знаете?

В каком порядке удовлетворяются требования кредиторов при ликвидации юридического лица?

Когда договор считается заключенным?

Назовите основные виды обеспечения договорных обязательств?

Кто является собственником имущества фермерского хозяйства?

 

ГЛАВА 3. БИЗНЕС-ПЛАН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ

 

ЦЕЛЬ:

Ознакомить студентов с основными принципами бизнес-планирования.

 

ЗАДАЧИ:

Изучить структуру бизнес-плана.

Изучить рекомендации по составлению бизнес-плана сельскохозяйственных организаций.

Обратить внимание на особенности составления отдельных разделов бизнес-плана.

 

ВВЕДЕНИЕ:

Необходимым элементом осуществления предпринимательской деятельности является ее планирование. В рыночных условиях основным плановым документом является бизнес-план предприятия. Без знания основных требований по его составлению и оформлению невозможно рациональное планирование, ни эффективное выполнение планов.

Из данной главы читатель сможет узнать:

как правильно разработать бизнес-план;

какие особенности бизнес-планирования существуют в агропромышленном секторе;

каковы структура типового бизнес-плана;

как правильно определить основные расчетные плановые величины.

 

3.1. Структура и методика разработки бизнес-плана

 

Необходимость планирования производственно-хозяйствен­ной и финансовой деятельности организаций безусловна и не зависит от организационно-правовой формы предприниматель­ской деятельности или формы собственности на средства про­изводства. Однако с переходом к рынку в значительной степе­ни изменилась методология планирования. Предприятие (орга­низация) самостоятельно планирует свою деятельность, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обес­печения производственного и социального развития предпри­ятия, повышения доходов его работников (а не на основе кон­трольных цифр, утверждаемых органом управления). Основу планов составляют договоры, заключенные с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов.

Основной целью разработки и утверждения бизнес-планов является определение потребности в ресурсах, а также прогно­зирование финансового результата деятельности организации на планируемый год и ближайшую перспективу.

На промышленных предприятиях различных форм собст­венности используется следующая примерная структура биз­нес-плана:

1. Исполнительное резюме (обзорный раздел).

2. Общее описание компании.

3. Продукция и услуги.

4. Маркетинг-план.

5. Производственный план.

6. График выполнения работ (календарный план).

7. Управление и организация.

8. Капитал и юридическая форма компании.

9. Финансовый план.

10. Оценка рисков.

Хотя исполнительное резюме и является первым разделом бизнес-плана, писать его следует после завершения работы над всеми остальными разделами. По сути, исполнительное резюме - это предельно сокращенная версия бизнес-плана. Объем ре­зюме не должен превышать 2-3 страниц. Работая над резюме, необходимо помнить, что главная его функция – привлечь внимание рецензента. После предельно краткого описания компании следует изложить наиболее привлекательные моменты из всех остальных разделов, акцентируя внимание на по­ложительных аспектах предлагаемой бизнес-идеи. В резюме обязательно должен быть указан объем привлекаемых инвестиций или кредитных ресурсов и предполагаемый срок возврата затраченных средств.

Бизнес-план начинается с раздела «Общее опи­сание компании».

В этом разделе необходимо отразить основ­ные виды деятельности и характер компании, не вдаваясь при этом в детали, которые можно будет изложить в последующих разделах. Основными вопросами, ответы на которые должна содержать эта часть бизнес-плана, являются следующие: на какой стадии развития находится данный бизнес; является ли компания производственной, торговой или она действует и бу­дет действовать в сфере услуг; что и как она намерена предлагать своим клиентам; где она расположена; в каких географи­ческих пределах она намерена развиваться; каковы цели дан­ного бизнеса. Особое внимание следует уделить отличиям данного предприятия от других компаний.

Основной задачей раздела «Продукты и услуги» является описание в сжатой форме характеристик товаров и услуг, предлагаемых данным бизнесом. Помимо физического описа­ния продукции или услуг необходимо также остановиться на возможностях их использования и на их привлекательных сто­ронах. Кроме того, следует отразить степень готовности про­дукции или услуг к выходу на рынок. Если есть возможность, можно представить список экспертов или потребителей, кото­рые знакомы с товаром или услугами и могут дать о них бла­гоприятный отзыв.

Раздел, посвященный маркетингу, является одной из важ­нейших частей бизнес-плана. Цель данного раздела заключает­ся в том, чтобы разъяснить, как предполагаемый бизнес наме­ревается воздействовать на рынок и реагировать на склады­вающуюся на нем обстановку, чтобы обеспечить сбыт товара. Маркетинг-план может быть представлен по-разному в зависимости от вида бизнеса и сложности рынка.

Однако в любом бизнес-плане в том или ином виде должны быть отражены следующие аспекты маркетинг-плана: определение спроса и возможности рынка; анализ конкуренции и других фактор воздействия на развитие данного бизнеса; описание стратегии маркетинга данной компании (т.е. необходимо разъяснить, как предполагается использовать средства маркетинга, включая описание стратегии сбыта, рекламы и продвижения товара, ценообразования, стимулирования продаж и т.д.); результаты исследования рынка; прогнозы объемов продаж.

В разделе «Производственный план» должно быть описано как бизнес будет создавать свою продукцию и услуги. Не­обходимо ответить на следующие основные вопросы: каким будет его общий подход к организации производства; какие источники сырья и материалов предполагается использовать; какие технологические процессы будут использованы; какое оборудование и какой мощности необходимо; каковы требова­ния в отношении трудовых ресурсов (производственный пер­сонал, инженерно-технический персонал, административный персонал, условия оплаты и стимулирования, условия труда, структура и состав подразделений, обучение персонала, пред­полагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия). Желательно также составить схему производст­венных потоков, на которой следует наглядно продемонстри­ровать, откуда и как будут поступать все виды сырья и ком­плектующих изделий, где и как они будут перерабатываться в готовую продукцию, как и куда эта продукция будет постав­ляться с предприятия. Аналогичную схему можно составить и для предприятий торговли и услуг, отразив на ней технологию предоставления услуг клиентам, начиная с обеспечения необ­ходимыми материалами и инструментами.

График выполнения (календарный план) работ в рамках проекта должен включать перечень основных этапов реализа­ции проекта и потребности в финансовых ресурсах для их реа­лизации. Планирование не обязательно осуществлять с при­вязкой к конкретным датам, планирование может быть, например, с указанием срока в днях, необходимого для реа­лизации каждой стадии проекта, но с указанием на возмож­ность параллельной реализации различных стадий.

В разделе «Управление и организация» нужно коротко представить основных участников будущего предприятия (в данном случае речь идет о лицах, которым принадлежат клю­чевые роли в становлении будущего бизнеса: предприниматель и его партнеры, инвесторы, члены совета директоров, зани­мающие ключевые посты сотрудники и т.д.). Затем целесооб­разно привести организационную схему будущего предпри­ятия, показывающую внутренние связи и разделение ответст­венности в рамках организации. Вместо схемы или для ее дополнения можно привести пояснительный текст. Затем же­лательно объяснить, каким образом будет проводиться подбор, подготовка и оплата сотрудников.

В разделе «Капитал и юридическая форма компании» необходимо указать форму собственности и правовой статус предприятия. Затем необходимо описать требования компании в отношении капитала как в количественном выражении, так и сказать об источниках средств, имеющихся в настоящее время и о тех, к которым предполагается прибегнуть в будущем. Особо следует указать, сколько денег сам предприниматель вложил или собирается вложить в предприятие.

Цель финансового раздела бизнес-плана заключается том, чтобы сформулировать и представить детальную систему проектировок, отражающих ожидаемые финансовые результа­ты деятельности компании. При этом финансовый план не должен расходиться с материалами, представленными в остальных частях бизнес-плана. Для уже существующего бизнеса, имеющего намерение расширить свою деятельность, целесообразно показать финансовые данные за предыдущие годы. Необходимо также в ясной и сжатой форме изложить предположения, которые стали основой представляемых проектировок. Можно рассмотреть в финансовом плане несколько возможных сценариев развития компании.

Желательно включить в финансовый план сразу несколько документов, а именно: прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений (т.е. проектировка потоков денежных средств), таблицу доходов и затрат (этот документ показывает, как будет формироваться и изменяться прибыль прогнозируемый баланс активов и пассивов предприятия (структура этого документа соответствует структуре общепринятого отчетного баланса предприятия), график достижения безубыточности (показывает уровень продаж, необходимый для покрытия затрат при данном масштабе производства). Могут быть подготовлены также дополнительные финансовые данные, отражающие вклад отдельных видов продукции и услуг в общие итоги деятельности компании.

Необходимо привести исходную информацию, на основе которой проводились финансовые расчеты.

В разделе «Оценка рисков» требуется ориентировочно оценить, какие риски наиболее вероятны для проекта и во что они в случае их реализации могут обойтись. Ответ на вопрос, как минимизировать риски и возможные потери от них, должен состоять из двух частей: описание организационных мер профилактики рисков (например, при риске сбоев в работе транспорта необходимо проработать альтернативные варианты поставки) и изложение программы самострахования или внешнего страхования.

В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К таковым могут относиться следующие:

· автобиографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;

· результаты маркетинговых исследований;

· заключения аудиторов;

· фотографии образцов продукции;

· подробные технические характеристики продукции;

· план предприятия;

· план прилегающей к предприятию территории;

· гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;

· договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;

· заключения служб государственного надзора по вопро­сам экологии и безопасности;

· статьи из журналов и газет о деятельности предприятия или о предлагаемом к производству продукте;

· отзывы авторитетных организаций и т.п.

 

3.2. Особенности составления бизнес-плана организациями АПК

Специфика сельскохозяйственного производства и системы управления, используемой в сельском хозяйстве Украины в на­стоящее время, обуславливает и специфичность подходов к разработке плановых документов субъектами предпринима­тельской деятельности.

Первоочередной задачей при разработке бизнес-планов должно быть изучение и знание рынка своей продукции. Пре­жде чем начинать производство, предприятие (организация) должно получить надежные гарантии того, что продукция бу­дет реализована на условиях, выгодных для продавца и приемлемых для покупателя. Поэтому разработку бизнес-плана целесообразно начинать с плана реализации продукции, а не с производственной программы. Весьма важное значение приоб­ретают вопросы ценообразования, снабжения, взаимоотношений с банками, страховыми и другими организациями.

Бизнес-план включает в себя планы развития предприятия (организации) в целом и его структурных подразделений, наделяемых различной степенью хозяйственной самостоятельности в соответствии с уставом предприятия (организации).

Целесообразно иметь запасной «аварийный» вариант плана, который будет выполняться при самых неблагоприятных условиях.

При разработке бизнес-плана следует использовать оправдавшие себя ранее методы планирования (балансовый, нормотивный, аналитический, расчетный и др.). В случаях серьезных затруднений при определении показателей целесообразно за основу брать фактические данные прошлых лет, скорректированные исходя из условий планируемого года и задаваемого конечного результата.

При этом проводится подготовительная работа:

· анализируется хозяйственно-финансовая деятельно предприятия (организации), использование производственных фондов, мощностей, применяемые технологии, организация производства;

· с учетом хозяйственных договоров, спроса потребителей и возможного объема реализуемой продукции и услуг, остатков готовой продукции и наращивания мощностей определяется конкретная номенклатура (ассортимент) изделий, виды объемы производства продукции и выполняемых работ, уточняется спрос потребителей на материально-технические средства и услуги.

Механизм реализации бизнес-плана включает организацию мониторинга внешней среды (изменение конъюнктуры рынка, законодательства и др.) и контроллинга (анализ, отчетность, подведение итогов и др.). Контроль проводится методом управления по отклонениям, т.е. немедленным внесением в план корректив на основе анализа за прошедший период.

Успешное выполнение бизнес-плана в условиях рыночных отношений во многом зависит от соблюдения участниками взаимодействия принципов делового партнерства: равноправия, взаимной выгоды, ненанесения ущерба другим предприятиям (организациям). Каждый предприниматель на рынке равноправен, он рассчитывает на свою долю прибыли, полученную в результате реализации совместно выработанных решений.

Методические рекомендации предлагают использовать следующую структуру бизнес-плана: