Субъекты предпринимательства

Поскольку предпринимательская деятельность осуществляется посредством реализации права собственности, то определяю­щим признаком субъектов предпринимательской деятельности является их отношение к средствам производства и предметам труда.

В соответствии со ст.41 Конституции Украины, ст.325-327 Гражданского кодекса Украины форма собственности в Украине делится на государственную, коммунальную и частную.

Субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица. Они могут быть собственниками любого имущества, за исключением такого, которое в соответствии с законом не может им принадлежать.

Состав, количество и стоимость имущества, которое может быть в собственности физических и юридических лиц, не ограничено. Законом может быть установлено ограничение относительно размера земельного участка, который может быть в собственности физического и юридического лица.

Государственной собственностью является имущество, в том числе денежные средства, которое принадлежит государству Украина. От имени и в интересах государства право собственности осуществляют органы государственной власти. Управление имуществом, которое находится в государственной собственности, осуществляется государственными органами, а в случаях, предусмотренных законом, может осуществляться иными субъектами.

Коммунальной собственностью является имущество, в том числе денежные средства, которое принадлежит территориальной громаде. Управление имуществом, которое относится к коммунальной собственности, осуществляют непосредственно территориальная громада и созданные ей органы местного самоуправления.

Предпринимательство в Украине осуществляется в любых организационных формах, предусмотренных законом, по выбору предпринимателя.

Юридические лица могут создаваться в форме обществ (товариществ), учреждений и в иных формах, установленных законом.

Обществом является организация, созданная путем объединения лиц (участников), которые имеют право участвовать в этом обществе. Оно может быть создано одним лицом, если иное не установлено законом. Общества (товарищества) разделяются на предпринимательские и непредпринимательские.

Учреждением является организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями), которые не принимают участия в управлении им, путем объединения (выдела) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества. Особенности правового статуса отдельных видов учреждений устанавливаются законом.

Общества (товарищества), которые осуществляют предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего ее распределения между участниками, могут быть созданы только как хозяйственные общества (полное общество, коммандитное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество) или производственные кооперативы.

Непредпринимательскими обществами являются общества, которые не имеют целью получение прибыли для ее последующего распределения между участниками. Особенности правового статуса отдельных видов непредпринимательских обществ устанавливается законом.

Непредпринимательские общества (потребительские кооперативы, объединения граждан и т.д.) и учреждения могут вместе со своей основной деятельностью осуществлять предпринимательскую деятельность, если иное не установлено законом и если эта деятельность соответствует цели, для которой они были созданы, и способствует ее достижению.

В зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать предприятия таких видов:

· частное предприятие, которое действует на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридическое лицо);

· предприятие которое действует на основе коллективной собственности (предприятие коллективной собственности);

· коммунальное предприятие, которое действует на основе коммунальной собственности территориальной громады;

· государственное предприятие, которое действует на основе государственной собственности;

· предприятие основанное на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности).

В Украине могут действовать также иные виды предприятий, предусмотренные законом.

В случае, если в уставном капитале предприятия иностранная инвестиция составляет не менее 10%, оно признается предприятием с иностранными инвестициями. Предприятие, в уставном капитале которого иностранная инвестиция составляет 100%, считается иностранным предприятием.

В зависимости от способа создания (учреждения) и формирования уставного капитала в Украине действуют предприятия унитарные и корпоративные.

Унитарное предприятие создается одним учредителем, который выделяет необходимое для этого имущество, формирует в соответствии с законом уставный капитал, не разделенный на части (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через руководителя, который им назначается, руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основе найма рабочей силы. Унитарными являются предприятия государственные, коммунальные, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности учредителя.

Корпоративное предприятие создается, как правило, двумя или более учредителями по их совместному решению (договору), действует на основе объединения имущества и/или предпринимательской или трудовой деятельности учредителей (участников), их совместного управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе чрез органы, которые ими создаются, участия учредителей (участников) в разделе доходов и рисков предприятия. Корпоративными являются кооперативные предприятия, предприятия, которые создаются в форме хозяйственного общества, а также иные предприятия, в том числе основанные на частной собственности двух или более лиц.

Особенности правового статуса унитарных и корпоративных предприятий устанавливаются действующим законодательством.

Действующим законодательством Украины также предусмотрено существование ассоциированных предприятий и холдинговых компаний.

Ассоциированными предприятиями (хозяйствующие организации) – это группа субъектов хозяйствования – юридических лиц, связанных между собой отношениями экономической и/или организационной зависимости в форме участия в уставном капитале и/или управлении. Зависимость между ассоциированными предприятиями может быть простой и решающей.

Простая зависимость между ассоциированными предприятиями возникает в случае если одно из них имеет возможность блокировать принятие решений другим (зависимым) предприятием, которые должны приниматься в соответствии с законом и/или уставными документами этого предприятия квалифицированным большинством голосов.

Решающая зависимость между ассоциированными предприятиями возникает в случае, если одно из них имеет возможность блокировать принятие решений другим (зависимым) предприятием, которые должны приниматься в соответствие с законом и/или уставными документами этого предприятия квалифицированным большинством голосов.

Решающая зависимость между ассоциированными предприятиями возникает в случае, если между предприятиями устанавливаются отношения контроля – подчинения за счет преимущественного участия контролирующего предприятия в уставном капитале и/или общем собрании или других органах управления другого (дочернего) предприятия, в том числе владения контрольным пакетом акций. Отношения решающей зависимости могут устанавливаться при условии получения согласия соответствующих органов Антимонопольного комитета Украины.

В случае существования зависимости от другого предприятия такое предприятие признается дочерним.

О существовании простой и решающей зависимости должно быть указано в ведомостях государственной регистрации зависимого (дочернего) предприятия и опубликовано в соответствии с законом.

Холдинговая компания – это публичное акционерное общество, которое владеет, пользуется, а также распоряжается холдинговыми корпоративными пакетами акций (долей, паев) двух или более корпоративных предприятий (кроме пакетов акций, которые находятся в государственной собственности).

Если корпоративное предприятие через действия или бездействие холдинговой компании окажется неплатежеспособным и признается банкротом, то холдинговая компания несет субсидиарную ответственность по обязательствам корпоративного предприятия.

Общие основы функционирования холдинговых компаний в Украине, в том числе Государственной управляющей холдинговой компании, а также особенности их создания, деятельности и ликвидации регулируются Законом Украины «О холдинговых компаниях Украины» и иными нормативно-правовыми актами.

Необходимо также учитывать, что для предприятий определенного вида и организационных форм законами могут устанавливаться особенности хозяйствования.

Гражданские права и обязанности участников предприни­мательской деятельности возникают из их действий, предусмот­ренных актами гражданского и хозяйственного законодательства, а также из действий, которые хотя и не преду­смотрены такими актами, но по аналогии порождают граждан­ские права и обязанности.

Основаниями для возникновения гражданских прав и обязанностей, являются:

· договора и иные сделки (правочины), предусмотренные законом, а также сделки не предусмотренные законом, но не противоречащие ему ;

· создания литературных, художественных произведений, изобретений и иных результатов интеллектуальной, творческой деятельности;

· причинение имущественного (материального) и морального ущерба субъекту или субъекту хозяйствования;

· приобретение или сохранение имущества субъекта или субъекта хозяйствования за счет другого лица без достаточных оснований;

· событие, с которым закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования;

· иные юридические факты

Гражданские права и обязанности могут возникать непосредственно из актов гражданского законодательства (непосредственно из закона или иного нормативно-правового акта, который регулирует хозяйственную деятельность, из акта управления хозяйственной деятельностью). В случаях, определенных актами гражданского законодательства, гражданские права и обязанности возникают непосредственно из актов органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым или органов местного самоуправления. В случаях, определенных актами гражданского законодательства, гражданские права и обязанности могут возникать из решения суда. В случаях, определенных актами гражданского законодательства или договором, основанием возникновения гражданских прав и обязанностей может быть наступление или ненаступление определенного события.

Сделки могут совершаться в усной или письменной форме. Стороны имеют право определять форму сделки, если иноее не предусмотрено законом. Сделка, для которой законом не установлена обязательная письменная форма, считается совершенной, если поведение сторон свидетельствует их волю на наступление соответствующих правовых последствий. В случаях, установленных договором или законом, воля стороны к заключению сделки может виражаться ее молчанием.

Усно могут совершаться сделки, которые полностью исполняются сторонами в момент их совершения (например, продажа товара на рынке, в магазине и т.д.), за исключением сделок, которые подлежат нотариальному удостоверению и (или) государственной регистрации, а также сделок, для которых несоблюдение письменной формы имеет последствием их недействительность.

Юридическому лицу, которое оплатило товары и услуги на основании усной сделки с другой стороной, выдается документ, который подтверждает основания оплаты и сумму полученных средств. Сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме, могут по согласию сторон совершаться усно, если это не противоречит договору или закону.

Сделка считается совершенной в письменной форме, если ее содержание зафиксировано в одном или нескольких документах, письмах, телеграммах, которыми обменялись стороны. Сделка также считается совершенной в письменной форме, если воля сторон выражена с помощью телетайпного, электронного или иного технического способа связи. Сделка считатется совершенной в письменной форме, если она подписана стороной (мсторонами).

Сделка, которую совершает юридическое лицо, подписывается лицами, уполномоченными на это ее учредительными документами, доверенностью, законом или иными актами гражданского законодательства, и скрепляется печатью. Использование при совершении сделок факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-числовой подписи или иного аналога собственноручной подписи допускается в случаях, установленных закном, иными актами гражданского законодательства, или по письменному соглашению сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующего аналога их собственноручных подписей.

Если физическое лицо в связи с болезнью или физическим состоянием не может расписаться сбственноручно, по ее поручению текст сделки в ее присутствии подписывает другое лицо. Подпись иного лица в тексте сделки, которая удостоверяется нотариально, удостоверяется нотариусом или должностным лицом, которое имеет право на учинение такого нотариального действия, с указанием причин, вследствие которых текст сделки не может быть подписан лицом, которое ее совершает.

Необходимо помнить, что в письменной форме надлежит совершать:

· сделки между юридическими лицами;

· сделки между физическим и юридическим лицом (кроме сделок, которые полностью исполняются сторонами в момент их совершения);

· сделки физических лиц между собой на сумму, превыщающую в двадцать и более раз размер необлагаемого минимума доходов граждан (кроме сделок, которые полностью исполняются сторонами в момент их совершения);

· иные сделки, в отношении которых законом установлена письменная форма.

Сделка, которая совершена в письменной форме, подлажит нотариальному удостоверению лишь в случаях, установленных законом или соглашением сторон.

Договор о закупке, который заключается в соответствии с Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок», по требованию заказчика подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Нотариальное удостоверение осуществляется нотариусом или иным должностным лицом, которая в соответствии с законом имеет право на осуществление такого нотариального действия, путем учинения на документе, в котором изложен текст сделки, удостоверяющей надписи. Нотариальное удостоверение может быть учинено на тексте только такой сделки, которая отвечает следующим требованиям:

· содержание догвора не может противоречить действующему законодательству, интересам государства и общества, его моральным основам;

· лицо, которое совершает сделку должно быть дееспособным;

· волеизъявление учасника сделки должно быть свободным и отвечать его воле;

· сделка совершается в форме, установленной законом;

· сделка должна быть направлена на реальное наступление правовых последствий, которые ей обусловлены;

· сделка, которая совершается родителями (усыновителями), не может противоречить правам и интересам их малолетних, неполнолетних или нетрудоспособных детей.

По требованию физического или юридического лица любая сделка с ее участием может быть нотариально удостоверена.

Сделка подлежит государственной регистрации лишь в случаях, установленных законом. Такая сделка считается совершенной с момента ее государственной регистрации. Перечень органов, которые осуществляют регистрацию, порядок регистрации, а также порядок ведения соответствующих реестров устанавливается законом.

Местом совершения односторонней сделки является место виражения воли стороны, местом совершения двух- или многосторонней сделки является место проживания физического лица или местонахождение юридического лица, если иное не установлено договором.

В договоре стороны имеют право обусловить наступление, изменение прав и обязанностей обстоятельством, в отношении которого неизвестно наступит оно или нет (отлагательное условие).

Также стороны имеют право обусловить прекращение прав и обязанностей обстоятельством, в отношении которого неизвестно, наступит оно или нет (отменительное условие).

Если наступлению обстоятельства недобросовестно препятствовала (содействовала) сторона, которой наступление указанного обстоятельства невигодно (выгодно), то считается, что такое обстоятельство не настало.

Содержание сделки истолковывается сторонами. В случае возникновения спора между сторонами по вопросу толкования сделки по требованию одной или обеих сторон суд может принять решение о толковании содержания сделки. При толковании содержания сделки принимается во внимание одинаковое для всего содержания сделки значение слов и понятий, а также общепринятое в соотвествующей сфере отношений значение терминов и понятий.

Если буквальное значение слов и понятий, а также общепринятое в соответствующей сфере отношений значение терминов не дает возможности выяснить содержание отдельных частей сделки, их содержание определяется сравнением соответствющей части сделки с содержанием других ее частей, всем содержанием, намерением сторон.

Если нет возможности определить действительную волю стороны, которая совершила сделку, во внимание принимается цель сделки, содержание предварительных переговоров, установившаяся практика отношений между сторонами, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон, текст типового договора и другие обстоятельства, которые имеют существенное значение.

Каждое лицо имеет право на зищиту своего права в случае его нарушения, непризнания или оспаривания. Каждый имеет право на защиту своего интереса, который не противоречит общим основам законодательства.

С этой целью каждый имеет право обратиться в суд за защитой своего неимущественного или имущественного права и интереса.

Способами защиты могут быть:

· признание права;

· признание сделки недействительной;

· прекращение действий, которые нарушают право;

· возобновление положення, которое существовало до нарушения;

· принудительное исполнение обязательства в натуре;

· изменение правоотношения;

· прекращение правоотношения;

· возмещение убытков и иные способы возмещения имущественного вреда;

· возмещение морального (неимущественного) вреда;

· признание незаконным решения, действий или бездеятельности органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, их должностных или служебных лиц.

Суд также может защитить гражданское право или интерес иным способом, который установлен договором или законом. Суд может также отказать в защите гражданского права и интереса.

В случае нарушения права или интереса у потерпевшего лица возникает право на применение конкретного способа защиты, который зависит от вида нарушения. Потерпевшая сторона сама выбирает именно тот способ защиты, который отвечает характеру нарушения ее права и интереса.

Президент Украины осуществляет защиту гражданских прав и интересов у пределах полномочий, определенных Конституцией Украины. В случаях, установленных Конституцией Украины и законом, лицо имеет право обратиться за защитой гражданского права и интереса к органу государственной власти, органам власти Автономной Республики Крым или органам местного самоуправления.

Орган государственной власти, орган власти Автономной Республики Крым или орган местного самоуправления осуществляют защиту ражданских прав и интересов в пределах, на основаниях и способом, установленными Конституцией и законом. Решение, принятое указанными органами относительно защиты гражданских прав и интересов, не является препятствием для обращения за их защитой в суд.

Нотариус осуществляет защиту гражданских прав путем учинения исполнительной надписи на долговом документе в случаях и в порядке, установленных законом.

Лицо имеет право на защиту своего права и права другого лица самостоятельно от нарушений и противоправных посягательств. Самостоятельной защитой является применение лицом способов противодействия, которые не запрещены законом и не противоречат моральным основам общества. Способы самостоятельной защиты должны отвечать содержанию права, которое нарушено, характеру действий, которыми оно нарушено, а также последствиям, которые причинены этим нарушением. Способы самостоятельной защиты могут выбираются самим лицом или устанавливаться договором или актами гражданского законодательства.

Право на защиту лицо осуществляет на свое усмотрение. Неосуществление лицом права на защиту не является основанием для прекращения гражданского права, которое нарушенокроме случаев, установленных законом.

Суд может признать незаконным и отменить правовой акт индивидуального действия, принятый органом государственной власти, органом власти Автономной Республики Крым или органом местного самоуправления, если он противоречит актам гражданского законодательства и нарушает гражданские права или интересы.

Суд может признать незаконным и отменить нормативно-правовой акт органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления, если он противоречит актам гражданского законодательства и нарушает чьи-либо права или интересы.

Лицо, которому приичнены убытки в результате нарушения его права, имеет право на их возмещение.

Убытками являются:

· ущерб, который понесло лицо в связи с уничтожением или повреждением вещи, а также расходы, которые лицо сделало или должно сделать для возобновления своего нарушенного права (реальные убытки);

· доходы, которые лицо могло бы реально получить при обычных обстоятельствах, если бы ее право не было нарушено (упущенная выгода).

Убытки возмещаются в полном объеме, если договором или законом не предусмотрено возмещение в меньшем или большем розмере. Если лицо, которое нарушило право, получила в связи с этим доходы, то размер упущенной выгоды, который должен быть возмещен лицу, право которого нарушено, не может быть меньшим от доходов, полученных лицом, которое нарушило право. По требованию лица, которому причинен ущерб, и в соответствии с обстоятельствами дела имущественный вред может быть возмещен и иным способом, в том числе вред, причиненный имуществу, может возмещаться в натуре (передача вещи того же рода и того же качества, улучшения поврежденной вещи и т.п.).

Лицо имеет право на возмещение морального вреда, причиненного вследствие нарушения его прав.

Моральный вред заключается:

· в физической боли и страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с увечьем или иным повреждением здоровья;

· в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с противоправным поведением в отношении его самого, членов его семьи или близких родственников;

· в душевных страданиях, которые физическое лицо испытало в связи с уничтожением или повреждением его имущества;

· в унижении чести и дсотоинства физического лица, а также деловой репутации физического или юридического лица.

Моральный вред возмещается деньгами, иным имуществом или иным способом. Размер денежного возмещения морального вреда определяется судом в зависимости от характера правонарушения, глубины физических и душевных страданий, ухудшения способностей потерпевшего или лишения его возможности их реализации, степени вины лица, которая причинила моральный вред, если вина является основанием для возмещения, а также с учетом иных обстоятельств, которые имеют важное значение. При определении размера возмещения учитываются требования разумности и справедливости. Моральный вред возмещается независимо от имущественного вреда, который подлежит возмещению, и не связан с размером этого возмещения. Моральный вред возмещается единоразово, если иное не установлено договором или законом.

Защита гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел, уста­новленной соответствующим процессуальным законодательством.

Также следует учитывать возможность разрешения спора в третейском суде или с помощью процедуры медиации. Порядок рассмотрения с помощью указанных процедур установлен соответствующим законодательством.

Кроме того, при разрешении споров при помощи третейского суда необходимо учитывать следующее.

В силу статьи 1 Хозяйственного процессуального кодекса Украины предприятия, учреждения, организации, иные юридические лица (в том числе иностранные), граждане, которые осуществляют предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в установленном законом порядке приобрели статус субъекта предпринимательской деятельности, имеют право обращаться в хозяйственный суд в соответствии с установленной подведомственностью хозяйственных дел за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов.

Обращение за разрешением спора в третейский суд является правом лица, которое самостоятельно по своему усмотрению выбирает способы защиты нарушенных или оспариваемых интересов. Третейское соглашение (третейская оговорка) является обязательным и основным условием обращения лица с иском в третейский суд, однако ее наличие не свидетельствует об обязательстве лица в случае возникновения спора обращаться за его разрешением только в третейский суд, не влечет за собой лишения права лица на обращение с иском в хозяйственный суд и не запрещает хозяйственному суду рассматривать и разрешать по сути такой спор (позиция Высшего Хозяйственного суда Украины, изложенная в постановлении от 06.12.2011 года).

Обязательным условием начала предпринимательской дея­тельности является государственная регистрация создаваемого юридического или физического лица – предпринимателя.

Для создания юридического лица его учасники (учредители) разрабатывают учредительные документы, которые излагаются письменно и подписываются всеми учасниками (учредителями), если действующим законодательством не определен иной порядок их утверждения. Юридическое лицо частного права может создаваться и действовать на основании модельного устава, утвержденного Кабинетом Министров Украины, который после его принятия становится учредительным документом.

Учредители (учасники) юридического лица, созданого на основании модельного устава, могут в установленном законом порядке утвердить устав, который является учредительным документом, и проводить деятельность на его основе.

Учредительным документом общества (товарищества) является утвержденный учасниками устав или учредительный договор между учасниками, если иное не установлено законом. Общество, созданное одним лицом, действует на основании устава, утвержденного этим лицом.

Учреждение создается на основании индивидуального или совместного учредительного акта, составленного учредителем (учредителями). Учредительный акт может содержаться также в завещании. До создания учреждения учредительный акт, составленный одним или несколькими лицами, может быть отменен учредителем (учредителями).

Юридическое лицо считается созданым со дня его государственной регистрации.

Право на осуществление предпринимательской деятельности, которая не запрещена законом, имеет и физическое лицо с полной гражданской дееспособностью. Ограничение права физического лица на осуществление предпринимательской деятельности устанавливается Конституцией Украины и законом.

Физическое лицо осуществляет свое право на предпринимательскую деятельность при условии его государственной регистрации в порядке, установленном законом. Информация о государственной регистрации физических лиц – предпринимателей является открытой.

Если физическое лицо начало предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, заключив соответствующие договоры, оно не имеет права оспаривать эти договоры на том основании, что оно не является предпринимателем.

Порядок государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей регулируется Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (от 15.05.2003 года № 755 з изменениями и дополнениями).

Действие указанного закона распространяется на государственную регистрацию всех юридических лиц независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и подчинения, а также физических лиц – предпринимателей.

Однако, необходимо учитывать, что действующим законодательством могут быть установлены особенности государственной регистрации объединений граждан (в том числе профсоюзов, организаций работодателей (их объединений), благотворительных организаций, политических партий, органов государственной власти и местного самоуправления, асоциаций органов местного самоуправления, банков, торгово-промышленных палат, финансовых учреждений (в том числе кредитных союзов), бирж, а также иных учреждений и организаций.

Государственная регистрация юридических лиц и физических лиц – предпринимателей – это удостоверение факта создания или прекращения юридического лица, засвидетельствование факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также учинение иных регистрационных действий путем внесения соответсвующих записей в Единый государственный реестр.

Порядок проведения регистрации включает в себя:

· проверку комплектности документов, которые подаются госрегистратору, и полноты сведений, которые указаны в регистрационной карте;

· проверку документов, которые подаются госрегистратору, на отсутствие оснований для отказа в проведении государственной регистрации;

· внесение сведений о юридическом лице или физическом лице – предпринимателе в Единый государственный реестр;

· оформления и выдачи выписки из Единого государственного реестра.

Изменения в учредительные документы юридического лица, а также изменение фамилии, имени, отчества или места проживания физического лица – предпринимателя подлежат обязательной государственной регистрации путем внесения соответствующих изменений в записи Единого государственного реестра.

Под местом проживания физического лица данный закон подразумевает жилой дом, квартиру, иное помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т.д.) в населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, которое находится по определенному адресу, по которому осуществляется связь с физическим лицом – предпринимателем.

Местонахождением юридического лица является адрес органа или лица, которые в соответствии с уставными документами юридического лица или законом выступают от ее имени.

Обособленые подразделения юридического лица государственной регистрации не подлежат.

Представительства, филиалы иностранных компаний в Украине подлежат аккредитации на ее территории в отдельном порядке.

Государственная регистрация осуществляется государственным регистратором исключительно в исполнительном комитете городского совета или в районной (районной в г.Киеве и г.Севастополе) государственной администрации по местонахождению юридического лица или по месту проживания физического лица – предпринимателя.

Документы, которые подаются (направляются почтовым отправлением или электронным документом) государственному регистратору должны быть изложены на государственном языке. Регистрационная карта заполняется машинописным или от руки печатными литерами. Если документ направляется регистратору почтовым отправлением, действительность подписи заявителя должна быть нотариально удостоверена. Подпись лица, уполномоченного действовать от имени юридического лица (исполнительного органа), на регистрационной карте и в заявлении об утере (замене) документов, должна быть удостоверена соответствующим должностным лицом.

Для проведения государственной регистрации юридического лица учредитель (учредители) или уполномоченное ими лицо должны лично подать государственному регистратору (направить почтовым отправлением с описью вложения или в случае направления электронных документов предоставить опись, которая содержит сведения о направленных электронных документах, в электронной форме) следующие документы:

· заполненную регистрационную карту для проведения государственной регистрации;

· экземпляр оригинала (нотариально удостоверенную копию) решения учредителей или уполномоченного ими органа о создании юридического лица в случаях, предусмотренных законом;

· два экземпляра учредительных документов (в случае подачи электронных документов – один экземпляр);

· документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора ( в случае подачи электронных документов подтверждением оплаты является экземпляр электронного расчетного документа, заверенный цифровой подписью);

· документы, подтверждающие структуру собственности учредителей – юридических лиц, которая позволяет установить физических лиц – собственников существенного участия этих юридических лиц;

В случае создания юридического лица на основе модельного устава в регистрационной карте ставится отметка со ссылкой на типовой учредительный документ.

В определнных случаях кроме указанных документов дополнительно предоставляется копия решения органов Антимонопольного комитета или Кабинета Министров Украины о предоставлении разрешения на согласованые действия или на концентрацию субъектов хозяйствования.

В случае регистрации фермерского хозяйства кроме указанных документов предоставляются копия Государственного акта на право часной собственности на землю или копия Государственного акта на право постоянного пользования землей учредителем, или нотариально удостовереннная копия договора на право пользования землей учредителем, в том числе на условиях аренды.

В случае регистрации юридического лица, учредителем (учредителями) которого является иностранное юридическое лицо, также предоставлятся документ, подтверждающий регистрацию иностранного лица в стране его местонахождения, в том числе извлечение из торгового, банковского или судебного реестра.

Учредительные документы (устав, учредительный дговор, положение и т.д.) юридического лица должны содержать сведения, предусмотренные законом.

Ответственность за соответствие учредительных документов действующему законодательству несут учредители (учасники) юридического лица. Если действующим законодательством предусмотрено согласование учредительных документов с Национальным банком Украины (например, при регистрации устава банка) или иными оганами государственной власти, документы подаются с соответствующим согласованием.

Учредительные документы юридического лица, а также изменения к ним, излагаются письменно, прошиваются, пронумеровываются и подписываются учредителями (учасниками) или уполномоченными лицами, если законом не установлен иной порядок их утверждения. В отдельных случаях учредительные документы должны быть согласованы с органами государственной власти. Внесение изменений в учредительные документы оформляется отдельным приложением или изложением учредительных документов в новой редакции. На титульной странице приложения делается отметка о том, что указанные документы являются неотъемлемой частью учредительных документов. Документ, подтверждающий регистрацию иностранного юридического лица в стране ее местонахождения, должен быть легализован.

За проведение государственной регистрации оплачивается регистрационный сбор:

· за регистрацию юридического лица – 10 необлагаемых минумумов доходов граждан;

· за регистрацию физического лица – предпринимателя – 2 необлагаемых минумума доходов граждан;

· за регистрацию изменений в уставные документы юридического лица, за регистрацию изменения фамилии или проживания физического лица – предпринимателя – 30% регистрационного сбора от первичной регистрации (физического или юридического лица);

· за выдачу дубликата оригинала уставных документов и изменений к ним, удостоверенных регистратором, - 1 необлагаемый минумум доходов граждан.

Необходимо учитывать, если информация, которая подлежит внесению в Единый государственный реестр, была внесена в него, то такая информация считается достоверной и может быть использована в споре с третьим лицом до тех пор, пока в реестр не внесены соответствующие изменения.

Например, судебная повестка, определение, письмо, направленное по юридическому адресу лица, указанному в Едином государственном реестре, считается надлежащим уведомлением этого лица вне зависимости от того, находится ли фактически указанное лицо по этому адресу или нет.

Если ведомости, которые подлежат внесению в Единый государственный реестр, не были внесены в него, то они не могут быть использованы в споре с третьим лицом.

Например, налоговая инспекция при подаче заявления в суд о признании банкротом лица по основаниям отсутствия по юридическому адресу не может ссылаться на такие обстоятельства, если соответствующая запись не внесена в указанный реестр.

Если изменение ведомостей о юридическом лице не связано с изменениями, которые вносятся в учредительные документы или не подлежат регистрации, уполномоченное лицо подает (направляет) регистратору заполненную регистрационную карту о внесении изменений в ведомости. Если изменения в ведомости связаны со сменой руководителя или лиц, которые избираются (назначаются) в орган управления, или лиц, которые имеют право осуществлять от имени юридического лица действия без доверенности, в том числе подписывать договора, уполномоченное лицо дополнительно предоставляет экземпляр оригинала (нотариально удостоверенную копию) решения уполномоченного органа управления о смене указанных лиц или экземпляр оригинала (нотариально удостоверенную копию) распорядительного документа о их назначении.

Если изменения вносятся в связи с изменением состава учредителей (учасников) уполномоченное лицо дополнительно предоставляет экземпляр оригинала или нотариально удостоверенную копию соответсвующего решения уполномоченного органа управления.

Если изменения вносятся в связи с измненением местонахождения и/или наименования юридического лица, то подается дополнительно экземпляр оригинала или нотариально удостоверенная копия решения о внесении таких изменений.

Если изменения касаются уставного капитала, дополнительно предоставляются экземпляр оригинала или нотариально удостоверенной копии решения о таких изменениях, а в случае уменьшения уставного капитала дополнительно предоставляются доказательства внесения платы за публикацию в специальном печатном органе.

Если изменения касаются изменения ограничений в отношении представительства от имени юридического лица, дополнительно предоставляется экземпляр оригинала (нотариально удостоверенная копия) решения уполномоченного органа.

Регистратору запрещено требовать дополнительные документы, если они не предусмотрены ст.19 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (от 15.05.2003 года № 755 з изменениями и дополнениями).

Государственнй регистратор оставляет без рассмотрения документы, поданные для внесения изменений ведомостей о юридическом лице, если:

· документы поданы не по месту проведения государственной регистрации;

· документы не соответствуют требованиям Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (от 15.05.2003 года № 755 з изменениями и дополнениями);

· документы поданы не в полном объеме;

· документы поданы неуполномоченным лицом;

· если имеется решение суда о запрещении проведения регистрационных действий в отношении этого лица.

Юридическое лицо обязано предоставлять ежегодно в течение месяца, который настает после даты регистрации, начиная со следующего года регистратору в подтверждение сведений о себе регистрационную карту.

В иных случаях, регистратор после направления запроса, вносит в реестр сведения об отсутствии юридического лица по юридическому адресу.

Ведомости об обособленном подразделении юридического лица включаются в Единый государственный реестр.

В предусмотренных законом случаях государственным регистратором может быть отказано в проведении регистрации юридического лица. Основанием для отказа являются:

· несоответствие сведений, которые указаны в регистрационной карте, сведениям, которые указаны в документах, предоставленных для регистрации;

· нарушение порядка создания юридического лица, в часности:

- существование ограничений на занятие соответствующих должностей, установленных законом для лиц, которые указаны как должностные, органа управления юридического лица

- несоответствие сведений об учредителях (учасниках) юридического лица сведениям, которые содержаться в Едином государственном реестре

- существование ограничений в отношении совершения действий учредителями (учасниками) юридического лица или уполномоченным ими лицом

- наличие в Едином государственном реестре наименования, которое тождественно наименованию регистрирующегося юридического лица

- использование в наименовании юридического лица часного права полного или сокращенного наименования органа государственной власти или местного самоуправления, или производных от этих наименований, или исторического наименования, перечень которых устанавливается Кабинетом Министров Украины;

- несоотвествие наименования юридического лица требованиям закона о наименованиях отдельных видов юридических лиц (банк, кредитный союз, негосударственный пенсионный фонд и т.д.);

- установленный законами запрет использования в наименовании юридического лица определенных терминов, абревиатур, производных терминов.

Отказ в государственной регистрации по иным основаниям не допускается.

Отказ в проведении государственной регистрации может быть обжалован в суд.

Нарушение сроков выдачи (направления почтовым отправлением) учредителю или уполномоченному лицу экземпляра учредительных документов с отметкой регистратора, уведомление об отказе в проведении регистрации или об оставлении документов без рассмотрения может быть обжаловано в суд.

В случае принятия судом решения об отмене решения учредителей (учасников) юридического лица или уполномоченного ими органа о внесении изменений в учредительные документы или о признании полностью или частично недействительными изменений в учредительные документы суд в день вступления решения в законную силу направляет его регистратору для внесения соответствующей записи об отмене регистрации изменений в уставные документы. Данная информация заносится Единый государственный реестр.

Для проведения регистрации юридического лица, которое создается путем выделения, дополнительно предоставляется экземпляр оригинала (ксерокопия или нотариально удостоверенная копия) разделительного баланса. В этом случае также выдерживается срок в два месяца после соответствующей публикации уведомления о принятом учредителями (учасниками) решении.

Информация о регистрации направляется в налоговые органы и соответствующие фонды.

Однако необходимо учитывать то, что после проведения государственной регистрации юридическое лицо становится на учет в налоговом органе, соответствующих фондах, органах статистики, т.е. несмотря на направление информации о регистрации в электронном виде соответствующим органам, постановку на учет в этих органах юридическое лицо осуществляет самостоятельно. После проведения указанных действий юридическое лицо изготавливает печати, штампы, фирменные бланки и прочие атрибуты, необходимые для осуществления предпринимательской деятельности.

Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» (от 15.05.2003 года № 755 з изменениями и дополнениями) также опредедляет особенности регистрации физических лиц – предпринимателей.

Для проведения регистрации физическое лицо, которое собирается стать предпринимателем и имеет регистрационный номер плтельщика налогов или уполномоченное им лицо, должно подать лично (направить почтовым отправлением с описью вложения или, в случае направления электронных документов, предоставить опись, которая содержит сведения о направленых электронных документах) или через уполномоченное лицо государственному регистратору по месту жительства следующие документы:

· заполненную регистрационную карту;

· копию документа, подтверждающую регистрацию в Государственном реестре физических лиц – плательщиков налогов;

· документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора;

· нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или опекуна, или органа опеки и попечительства, если заявителем выступает физическое лицо, которое достигло 16 лет и имеет намерение заниматься предпринимательской деятельностью.

В случае подачи электронных документов письменное согласие родителей (усыновителей) или опекуна, или органа опеки и попечительства направляется регистратору почтовым отправлением. Также электронным документом направляются сведения о реквизитах, опись также предоставляется в электронной форме.

Для проведения регистрации физического лица, которое по религиозным соображениям отказалось от регистрационного номера плательщика налогов и имеет об этом соответсвующую отметку в паспорте, необходимо подать лично:

· заполненную регистрационную карту;

· документ, подтверждающий внесение регистрационного сбора;

В случае направления электронных документов подтверждением внесения регистрационного сбора является экземпляр электронного расчетного документа, засвидетельствованного электронной цифровой подписью.

Указанный перечень документов, которые может истребовать регистратор, является исчерпывающим.

Если документы предъявляются регистратору лично, то дополнительно предъявляется паспорт.

Если документы предъявляются регистратору представителем, то указанное лицо обязано предъявить паспорт и документ, подтверждающий его полномочия.

Регистратор имеет право оставить без рассмотрения поданые документы в следующих случаях:

· документы поданы по ненадлежащему месту проведения регистрации;

· документы поданы не на государственном языке;

· документы заполнены не машинописным шрифтом или не печатными литерами от руки, отсутствует нотариальное удостоверение подписи на регистрационной карте;

· документ, подтверждающий оплату регистрационного сбора не соответствует требованиям, предъявляемым к таким документам;

· документы поданы не в полном объеме.

Направление физическим лицом – предпринимателем документов регистратору для внесения изменений в сведения о физическом лице – предпринимателе исуществляется исключительно на бумажных носителях.

В случае отсутствия оснований для отказа в проведении регистрации в Единый государственный реестр вносится запись о регистрации в течение 2 рабочих дней с момента поступления документов, на следующий день после регистрации заявителю выдается выписка из Единого государственного реестра.

Основаниями для отказа в проведении государственной регистрации являются:

· несоответствие сведений, указанных в регистрационной карте, сведениям, которые указаны в документах, поданных на регистрацию;

· существование ограничений на занятие предпринимательской деятельностью, которые указаны в законе;

· существование записи в реестре о том, что заявитель является предпринимателем.

Отказ по иным основаниям не допускается.

В случае отказа регистрационный сбор не возвращается.

Никаких льгот по оплате регистрационного сбора действующим законодательством не предусмотрено.

Отказ в проведении государственной регистрации может быть обжалован в суд.