Измерения и обработка результатов
1. Убедиться, что на площадке 4, соединенной с микрометром, находятся три груза начального натяжения проволоки, а остальные четыре груза находятся на нижней площадке 5.
2. Установить стрелку микрометра в нулевое положение.
3. По одному перемещать грузы на площадку 4, соединенную с микрометром, записывая в таблицу его показания, cоответствующие удлинению проволоки.
4. Проделать то же самое в обратном порядке, перенося грузы по одному с площадки 4 на площадку 5, и занося показания микрометра в журнал наблюдений (перекладывать только четыре груза!).
5. Обработать результаты измерений, определить значение модуля Юнга, сравнить его с табличным значением для стали (Етаб.=200 ГПа) и подсчитать отклонение (ΔЕ = |Езв – <Е>|) измеренной величины от табличного значения.
Журнал наблюдений
i, шт Количество грузов на платформе | ∆L0• 10-5, м | DL/i•10-5, м Удлинение проволоки при нагружении | DL//i•10-5 ,м Удлинение проволоки при разгрузке | DLi•10-5, м Среднее удлинение при деформации | E, ГПа | <E>, ГПа | Относительная погрешность δ = (ΔЕ /<Е >)•100 % |
Окончательный результат:
E = <E> ± Δ E = _______________________________________
Контрольные вопросы
1. Что называется деформацией тела?
2. Что называется упругой деформацией? Что называется неупругой деформацией?
3. Назовите виды простых упругих деформаций?
4. Что называется механическим напряжением? Единицы его измерения?
5. Что называется относительным удлинением?
6. Сформулируйте физическую сущность коэффициента упругости?
7. Что называется модулем Юнга? Единица его измерения? Физический смысл модуля Юнга? От чего он зависит?
8. Сформулируйте закон Гука? Запишите закон Гука через модуль Юнга.
Литература
1. Савельев И.В. Курс общей физики: В 3-х т. М.: Наука, 1982. Т.1.
2. Трофимова Т.И. Курс физики. М.: Высш. Школа, 1985.
3. Хайкин С.Э. Физические основы механики. – М.: Наука, 1971.
Яворский Б.М., Детлаф А.А. Справочник по физике. М.: Наука, 1985.
Лабораторная работа № 7
Изучение явления стоячих звуковых волн и определение скорости звука в воздухе
Выполнил студент _______________, группа ____________, дата ____________.
Допуск ______________
Выполнение __________
Зачет ________________
Цель работы: Ознакомиться с явлением возникновения стоячих звуковых волн и определить опытным путем скорость звука в воздухе.
Приборы и материалы
№ п\п | Наименование прибора | Цена деления | Предел измерения (хmax) | Точность отсчета (Δхпр) |
Труба с подвижным поршнем | - | - | - | |
Звуковой генератор с телефоном | - | - | - | |
Линейка |
Теоретические сведения
1. Основные понятия и законы