Общие положения
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ:
Ознакомить студентов с основными требованиями действующего законодательства по организации предпринимательской деятельности.
ЗАДАЧИ:
Изучить права и обязанности участников предпринимательской деятельности.
Изучить правила создания и ликвидации коммерческих организаций.
Уяснить требования, предъявляемые законодательством к лицензированию коммерческой деятельности.
Изучить основы договорного права.
Изучить особенности создания крестьянских (фермерских) хозяйств.
ВВЕДЕНИЕ:
Для обеспечения нормального функционирования создаваемых коммерческих организаций необходимо соблюсти все требования действующего законодательства, регулирующие порядок создания таких организаций, осуществления их деятельности, организации взаимоотношений между субъектами предпринимательской деятельности, порядок ликвидации таких лиц.
Из данной главы читатель сможет узнать:
· каков порядок создания коммерческой организации;
· какие требования предъявляются законодательством к тем, кто занимается бизнесом;
· что такое лицензирование и в каких целях оно осуществляется;
· что следует учитывать при принятии решения о ликвидации организации;
· каковы основные особенности создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Общие положения
Основным законодательным актом, регулирующим предпринимательскую деятельность в Украине, а также взаимоотношения между субъектами этой деятельности, является, прежде всего, Конституция Украины, Гражданский и Хозяйственный кодексы Украины (далее по тексту ГК и ХК).
Отсутствие понятия предпринимательской деятельности в нормах Гражданского кодекса (Закон Украины от 16.01.2003 года № 436-IV) компенсируется нормами Хозяйственного кодекса Украины (Закон Украины от 16.01.2003 года № 436-IV).
В соответствие со ст.42 Хозяйственного кодекса Украины предпринимательство – это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, которая осуществляется субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.
Под хозяйственной деятельностью в ст.3 Хозяйственного кодекса Украины законодатель подразумевает деятельность субъектов хозяйствования в сфере общественного производства, направленная на изготовление и реализацию продукции, исполнение работ или предоставлению услуг стоимостного характера, которые имеют ценовую определенность. Далее этой же статьей установлено, что хозяйственная деятельность, которая осуществляется для достижения экономических и хозяйственных результатов и с целью получения прибыли, является предпринимательством, а субъекты предпринимательства – предпринимателями. Хозяйственная деятельность может осуществляться и без цели получения прибыли (некоммерческая хозяйственная деятельность).
Итак, для того, чтобы деятельность участника рынка подпадала под понятие предпринимательской необходимо наличие следующих условий:
· наличие самого субъекта хозяйствования (действующим законодательством определен специальный порядок регистрации такого субъекта);
· самостоятельность субъекта хозяйствования (наличие возможности и способности принятия самостоятельного решения, касающееся деятельности субъекта хозяйствования);
· возможность инициативы субъекта хозяйствования при осуществлении своей деятельности;
· систематичность деятельности субъекта хозяйствования (в этом случае должен исполняться принцип непрерывности, постоянства деятельности, поскольку одноразовая сделка или одноразовое оказание услуг не могут свидетельствовать о предпринимательской деятельности лица; проблема систематичности деятельности в данный момент не решена ни на законодательном, ни на теоретическом уровне; в правоприменительной практике данный вопрос решается путем трактования действующего законодательства судом при разрешении соответствующих споров); при создании организации, в общем случае, не устанавливается срок ее деятельности и не предполагается добровольная ликвидация в ближайшей перспективе;
· риск получения прибыли или убытков (необходимость учета конъюнктуры рынка, спроса и предложения, следствие принятых управленческих решений, а также возникновение чрезвычайных обстоятельств, в том числе при выполнении договорных обязательств, возможности невыполнения своих обязательств контрагентом субъекта хозяйствования);
· экономический результат (деятельность должна быть направлена на получение прибыли – это основная цель деятельности субъекта хозяйствования, то есть произведенные затраты должны возмещаться в полученных суммах выручки от реализации продукции (работ, услуг));
· социальный результат (ответственность субъекта хозяйствования за социально-экономические результаты своей деятельности (рост профессионального уровня работников, развития социальной инфраструктуры, факторов жизнеобеспечения и т.д.));
Необходимо также учитывать то, что гражданское (хозяйственное) законодательство не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям.
Отношения, возникающие в процессе организации и осуществления предпринимательской деятельности (в сфере хозяйствования) регулируются Конституцией Украины, Гражданским и Хозяйственным кодексами, Законами Украины, нормативно-правовыми актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативно-правовыми актами других органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также иными нормативными актами.
В своей деятельности органы государственной власти и местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины, что предусмотрено ч.2 ст.19 Конституции Украины.
Это значит, что в отношении указанных лиц действует принцип: «разрешено все, что прямо разрешено законом», в отношении же граждан действует иной принцип: «разрешено все, что не запрещено законом». Об этих принципах субъекту хозяйствования или его должностным лицам, особенно директору и бухгалтеру, нужно помнить всегда, поскольку в нашем государстве правовой нигилизм со стороны представителей органов власти – постоянное явление.
В случае противоречия указа Президента Украины или постановления Кабинета Министров Украины нормам, иных нормативных актов нормам Конституции Украины, Гражданского или Хозяйственного кодексов, других законов Украины по общему правилу должны применяться нормы Конституции Украины, Гражданского или Хозяйственного кодексов, законов Украины.
Министерства, органы исполнительной власти и местного самоуправления могут принимать нормативно-правовые акты в соответствие с Конституцией и законами Украины, содержащими нормы, обязательные к исполнению субъектами хозяйствования.
Право на занятие лицом предпринимательской деятельностью является конституционным и не может быть ограничено иначе, как в случаях, предусмотренных действующим законодательством, что отражено в ст.42 Конституции Украины и ст.6, 12 Хозяйственного кодекса Украины.