СРАВНИТЕЛЬНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ И ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

В многолетней дискуссии кейнсианцев и монетаристов проявляется противопоставление ими фискальной и денежно-кредитной политики. Монетаристы отстаивают тезис о том, что именно денежно-кредитные инструменты наиболее эффективно и органично вписываются в систему рыночных отношений. В отличие от них фискальные инструменты воспроизводят, якобы, произвол правительственного аппарата, а поэтому малоэффективны. К коррупции, которая внутренне присуща механизму реализации фискальной политики, монетаристы добавляют в качестве ее недостатков действие эффекта вытеснения, а также закономерности экономико-политического цикла. Ограниченность бюджетно-налоговой политики обусловлена и огромными структурными дефицитами бюджета многих стран, накопленным масштабным государственным долгом. «Конечно, любой дополнительный бюджетный стимул для борьбы с рецессией сегодня немыслим», - отмечал Дж. Тобин.

Расчеты Л. Андерсона и Дж. Джордана (федеральный резервный банк Сент-Луиса) показывают, что реакция экономической конъюнктуры на меры денежной политики более сильна, предсказуема и быстра, чем на фискальные мероприятия. Эти расчеты также показали, что количественного значение мультипликатора государственных расходов не превышает 0.4, причем позитивный эффект этих расходов весьма кратковременен. Так, при увеличении государственных расходов на 1 млрд. дол. (при их покрытии путем выпуска новых займов или за счет увеличения налогов) прирост ВНП в конце 1 квартала составит 400 млн. дол. Однако к концу 1V квартала данный эффект сойдет на нет. Напротив, стимуляция экономики приростом денежной массы в 1 млрд. дол. обеспечит прирост ВНП в 3,7 млрд. дол. к концу 1V квартала и 5,8 млрд. дол. к концу VШ квартала.

К середине 70-х гг. большинство экономистов признавали уже действенность денег, тогда как прежняя вера в эффективность фискальной политики была серьезно подорвана. Английские экономисты А. Пикок и Дж. Шоу в статье «Умерла ли фискальная политика?» писали: «Ныне признано всеми, включая даже самых стойких защитников фискального интервенционизма, что ранние кейнсианские модели, с которыми связаны фискальные переменные, носили крайне упрощенный характер и порождали нереалистичную степень доверия к мерам фискального контроля. Применение наивных предпосылок в отношении величины и стабильности соответствующих коэффициентов в сочетании с вызывающей сожаление тенденцией игнорировать проблемы, порождаемые лагами и динамическими неравновесиями, привели к излишнему акценту на дискреционной политике вообще и фискальной интервенции, в частности». И, действительно, если лаг признания при разработке и реализации монетарной и фискальной политики примерно одинаков по своей продолжительности (составляя примерно 4-6 месяцев), то лаг решения у фискальной политики значительно дольше - ведь изменения в политике открытого рынка, например, могут приниматься очень быстро.

В историческом аспекте соотношение фискальной и монетарной политики периодически изменялось. Денежная политика лишь в последние 25-30 лет получила у экономистов равный с фискальной политикой статус. «Фискальный эксперимент» 1940-1944 гг. продемонстрировал богатые возможности фискальной политики. Возраставший в этот период дефицит государственных бюджетов многих стран обеспечил оживление экономики. Получив начальный импульс от увеличения государственных расходов (через соответствующий мультипликатор), частное потребление и инвестиции смогли своим ростом компенсировать резкое сокращение государственных расходов и после войны.

Но с 60-х гг. денежная политика постепенно обеспечивала себе авторитет. И главной причиной этого изменения стала постоянная инфляция, которая, как доказал опыт, более успешно, чем экономические спады, поддается лечению денежной политикой.

В условиях существования дилеммы макроэкономических целей достижение запланированного политиками их значения требует поочередного «включения» денежных и бюджетных регуляторов. Все зависит от того, как складывается реальная экономическая ситуация, насколько текущие уровни целей отклоняются от желаемых. Когда по ценам таких расхождений не обнаружено, предпочтение отдается бюджетной политике, направленной на регулирование экономического роста. Когда же народное хозяйство развивается так, как ожидалось, а темп инфляции неприемлемо высок, на первый план выходит денежная политика.

G Y P   Q E D   С В А М

 

G - бюджетные расходы, М - предложение денег (G и М - инструменты экономической политики)

Y - национальный доход, Р - уровень цен (Y и Р - макроэкономические цели. На всем протяжении прямых их значения удовлетворительны и к ним надо стремиться). В точке Q достигается наилучшая комбинация инструментов G и М, позволяющая одновременно установить оптимальные значения и Y, и Р.

Допустим, что до начала регулирования экономика находилась в точке А, в которой обе цели далеки от приемлемого уровня. Если в данный момент приоритетной целью является стимулирование экономического роста, то реализуется стремление двигаться не влево, а вверх - на пересечение с прямой Y. Для этого включаются бюджетные механизмы, что делает возможным ускорение экономического развития по отрезку АВ (в соответствии с мультипликатором государственных расходов). После этого результат регулирования достигнут, но лишь наполовину: цены слишком быстро растут. Продолжение бюджетной экспансии нецелесообразно, ибо инфляция чувствительна к другим, денежным инструментам. Их использование перемещает экономику в точку С. Затем включаются вновь бюджетные инструменты - перемещение экономики в точку D и т.д., пока национальная экономика не окажется в желаемой точке Q.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем состоят функции центрального банка как ведущего звена двухуровневой банковской системы?

2. В чем состоят необходимость и цели денежно-кредитного регулирования экономики?

3. Охарактеризуйте механизм реализации учетно-процентной (дисконтной) политики центрального банка. Увеличивается или уменьшается потребление населения в результате сокращения процентной ставки?

4. Дайте характеристику вероятных позитивных результатов изменения учетной ставки на различных фазах делового цикла.

5. В чем состоят возможные негативные последствия ставки процента по межбанковскому кредиту и каковы способы их нейтрализации?

6. Опишите механизм использования нормы обязательных резервов как инструмента денежно-кредитной политики.

7. Дайте характеристику механизма использования операций на открытом рынке как инструмента денежно-кредитной политики.

8. Каковы, на Ваш взгляд, необходимые условия результативности денежно-кредитной политики? Каким должен быть статус центрального банка?

9. Сопоставьте регулирующий потенциал дисконтной политики и операций на открытом рынке в рыночной и переходной экономике. Какие факторы определяют соотношение их сил?

10. Какие обстоятельства определяют регулирующий потенциал нормы обязательных резервов как инструмента денежно-кредитной политики?

11. Дайте краткую характеристику вспомогательных (кроме трех основных) инструментов денежно-кредитной политики.

12. Охарактеризуйте устройство трансмиссионного механизма воздействия денежно-кредитной политики на национальный продукт. Какое из звеньев данного механизма Вы считаете наиболее слабым?

13. Дайте определение денежного мультипликатора. Какие факторы определяют его величину?

14. Дайте содержательную и формальную характеристику связи между нормой обязательных резервов и величиной банковского мультипликатора.

15. Дайте графическую интерпретацию и содержательную характеристику кейнсианской денежной политики.

16. В чем состоит противоречивость кейнсианской денежной политики.

17. Каковы характерные черты ситуации ликвидной ловушки? Что требуется для вывода экономики из данной ситуации?

18. Охарактеризуйте эффект Пигу в качестве механизма автоматического выхода национальной экономики из ликвидной ловушки. Почему данный механизм перестает действовать при усилении инфляции?

19. Используя знания о ликвидной ловушке, раскройте опасность настойчивого понижения государством процентной ставки и других способов роста денежного предложения.

20. Проведите различие между кейнсианской и монетаристской денежной политикой, используя знание эффекта Фишера. Можно ли, на Ваш взгляд, достаточно точно прогнозировать уровень спроса на деньги?

21. Дайте формальную и содержательную характеристику монетаристского условия долгосрочного равновесия денежного рынка (уравнения Фридмена). Каковы цели политики таргетирования роста денежной массы?

22. Проведите сравнительный анализ политики дорогих и дешевых денег с точки зрения их результативности. Какие обстоятельства ограничивают регулирующий потенциал последней в условиях глубокого экономического спада?

23. В чем состоит отстаиваемая кейнсианцами взаимосвязь между скоростью обращения денег и объемом их предложения? Способна ли - в связи с этим - политика таргетирования денежной массы адекватно снизить инфляцию?

24. Каковы подчеркиваемые монетаристами слабые стороны фискальной политики, ограниченность ее регулирующего потенциала в современных условиях?

25. Соотнесите регулирующий потенциал фискальной и монетарной политики с позиции преодоления инфляции.

26. Соотнесите регулирующий потенциал фискальной и монетарной политики с позиции преодоления экономического спада и безработицы.

 


[1] Экономист. 1999. № 2. С.

[2] Шмелев Н. Кризис внутри кризиса// Вопросы экономики. 1998. № 10. С.10.