Глава VI.2. Построение метафорической модели

Метафорическая модель позволяет образно представить ту или иную сферу при помощи лексики (метафор*), изначально, относящийся к другой сфере.

 

Правила

 

1. Обоснование.

Следует определить задачу и структуру системы, которую необходимо моделировать.

2. Концептуализация модели.

Сформулировать основную идею путем сопоставления различных идей.

3. Построить метафорическую модель.

Выполнить модель методом проб/ошибок, используя различные метафоры.

 

* Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — фигура речи (троп), использующая название объекта одного класса для описания объекта другого класса, в том числе, чтобы кратко выразить объемное значение описываемого объекта. Термин принадлежит Аристотелю

 

Пример

а) метафорическая модель по компетенциям в управлении персоналом

 

 

Обоснование Концептуализация Метафорическая модель
Управление персоналом на основе хорошо проработанных компетенций может упорядочить поведение всех сотрудников компании. если модель не адаптирована под стратегические цели и специфику компании, то она не будет работать в полной мере.     Суть модели компетенций Модель компетенций можно сравнить с фундаментом дома - большое здание нуждается в надежном фундаменте. Если строительство фундамента выполнено с ошибками, то через какое-то время будущий дом будет требовать ремонта.

 

 

б) метафорическая модель по типологии мышления

 

Обоснование Концептуализация Метафорическая модель
Линейное мышление   Механизм процесса Процесс подобен математическим действиям с простыми числами
Системное мышление Процесс подобен математическим действиям с простыми дробями с одинаковыми знаменателями
Метасистемное мышление Процесс подобен математическим действиям с простыми дробями с разными знаменателями

 

Примечание.

 

Метаязыковые варианты демонстрируют эволюцию и диалектичность научного познания природы языка, охватывают не только методы и процедуры анализа объектов, но и актуализируемые представления об их сущности.

 

 

ГЛАВА VII. КАК НАУЧИТЬСЯ МЫСЛИТЬ

(элементарные операции* мышления** )