I. 3.Выявление основных идей
А. Знакомство с текстом
· Обрати внимание на автора, год издания, библиографические источники, которые использовали авторы.
· Ознакомься со структурой текста (заглавие, подзаголовки, введение, содержание, выводы)
· Определи характер изложения (информативный или проблемный).
Б. Внимательное чтение
· Подчеркни основные понятия.
· Проверь, знаешь ли ты эти понятия, значение слов* (если нет, то обратись к словарю).
· Запиши на полях подзаголовки к абзацам.
· Отметь лексические единицы, которые связывают основные идеи (или, таким образом, напротив, так же, но, иначе).
В. Как выявляют основные идеи
А) исключи второстепенную информацию (бесполезные повторы, примеры);
Б) исключи лишние слова и сохрани только необходимые термины.
г. Разработка плана
Проследи за логическим порядком и изложи план в тетради в виде пунктов.
Д. Составление текста
· Используй составленный план в качестве пособия для написания текста;
· Дополни каждый пункт плана необходимой информацией.
Е. Проверка
· Подчеркни главную идею.
· Проверь, хорошо ли и последовательно изложена информация, ясно и правильно сформулированы выражения.
* Слово - последовательность символов алфавита, выражающая некоторую информацию
I.4. Как избежать изучения второстепенных вопросов
А. Разграничение вопросов
· Прочитай вопросы.
· Обрати внимание на указания (резюме, краткий комментарий, аннотация).
· Уточни смысл ключевых слов. Опираясь на них, ты будешь уверен в том, что не отклоняешься от изучаемого предмета.
· Определи уровень организации изучаемого предмета (орган, клетка, молекула).Не углубляйся в изучение ультраструктур, если это не входит в перечень указанных вопросов.
Б. Уяснение темы
· Сравни каждую идею в теме с изучаемым предметом.
· Запомни только те идеи, которые относятся к изучаемому вопросу.
· Прочитай еще раз вопросы для того, чтобы проследить развитие темы.
В. Редактирование
· В ходе редактирования вернись к исходному вопросу темы для того, чтобы сосредоточиться на выводах.
I.5 . Как читать текст
а. Ознакомься со структурой текста (вопроса)
· Отметь изучаемые вопросы.
· Если вопросы не пронумерованы, обрати внимание на выделенные ключевые слова.
Б. Первое чтение ( общее представление)
· В ходе быстрого просмотра подчеркни одним цветом слова и выражения, позволяющие узнать изучающую тему.