Классификация оборотных фондов

1) По сферам производства и обращения:

• Производственные оборотные фонды:

- группа производственных запасов;

- группа незавершенного производства;

- расходы будущих периодов.

• Сфера обращения оборотных фондов:

- готовая продукция;

- денежные средства;

- средства в расчетах;

- дебиторская задолженность.

2) По элементам (элементная структура);

• Производственные запасы на складах предприятия:

- основные материалы, покупные полуфабрикаты, сырье;

- вспомогательные материалы;

- топливо;

- запчасти для ремонта;

- тара.

• Незавершенное производство:

- незаконченная продукция (заготовки, узлы, полуфабрикаты собственного изготовления);

- расходы будущих периодов.

Готовая продукция на складе.

Денежные средства и средства в расчетах.

- расчетный счет;

- валютный счет;

- дебиторская задолженность.

3) По охвату нормирования:

• Нормируемые:

- производственные запасы;

- незавершенное производство;

- расходы будущих периодов;

- готовая продукция.

• Ненормируемые:

- денежные средства;

- средства в обращении.

4) По источникам формирования:

собственные оборотные фонды

заемные оборотные средства.

Эффективное использование оборотных средств во многом зависит от правильного определения их потребности. Для предприятия важно правильно определить оптимальную потребность в оборотных средствах, что позволит с минимальными издержками получать прибыль, запланированную при данном объеме производства.

При планировании оптимальной потребности в оборотных средствах во внимание принимаются денежные средства, которые авансируются для создания производственных запасов, заделов незавершенного производства и накопления готовой продукции на складе. Для этого можно использовать три метода: аналитический, коэффициентный и метод прямого счета.

Аналитический, или опытно-статистический, метод нормирования отражает сложившуюся практику организации производства, снабжения и сбыта. Сущность его состоит в том, что при анализе имеющихся товарно-материальных ценностей корректируются их фактические запасы и исключаются излишние и ненужные ценности.

Метод прямого счета предусматривает научно обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств в условиях достигнутого организационно-технического уровня предприятий с учетом всех изменений, происходящих в развитии техники и технологии, в организации производства, транспортировке товарно-материальных ценностей и в области расчетов.

При коэффициентном методе в сводный норматив предшествующего периода вносятся поправки на планируемое изменение объема производства и на ускорение оборачиваемости средств.

Основным методом нормирования является метод прямого счета по каждому элементу оборотных средств в отдельности. Другие методы нормирования используются как вспомогательные.

Нормирование оборотных средств заключается:

1)в разработке и установлении норм запасов всех оборотных средств по отдельным видам товарно-материальных ценностей;

2)в разработке нормативов собственных оборотных средств в целом и для каждого их элемента.

Норма оборотных средств выражается в относительных величинах (как правило, на один день). Она рассчитывается по каждому элементу оборотных средств и характеризует величину запаса товарно-материальных ценностей на определенный период времени, который необходим для обеспечения непрерывности производственного процесса.

Разработка норм запаса является наиболее сложной частью работы определения потребности предприятия в оборотных средствах, поэтому нормы могут использоваться в течение ряда лет. Необходимость их пересмотра возникает при изменении условий производства, снабжения и сбыта, номенклатуры выпускаемых изделий и т.п.

Норматив оборотных средств — это плановая сумма денежных средств, постоянно необходимая предприятию для его производственной деятельности. Общий норматив оборотных средств, или совокупная потребность в оборотных средствах, предприятия определяется как сумма частных нормативов, рассчитанных по отдельным элементам оборотных средств.

На предприятиях с несезонным характером производства, где выпуск продукции непрерывно нарастает в течение года и наибольший объем производства приходится на последний квартал, потребность в оборотных средствах определяется исходя из объема затрат в IV квартале или же в квартале с наибольшим объемом производства. На предприятиях с сезонным характером производства потребность в оборотных средствах устанавливается с учетом затрат в квартале с наименьшим объемом производства. При этом норматив собственных оборотных средств по сырью и основным материалам не устанавливается, так как затраты на сезонное сырье целесообразно покрывать кредитами банка.

В тех случаях, когда имеют место нерабочие периоды, нормативы определяются по наименьшему рабочему периоду.

Принципы нормирования оборотных средств заключаются в следующем:

1) потребность в оборотных средствах определяется в процессе финансового планирования, поскольку величина норматива не стабильна и зависит от объема производства, условий снабжения и сбыта, номенклатуры выпускаемой продукции, применяемых форм расчета с покупателями;

2) при расчете норматива необходимо учитывать потребность в оборотных средствах для финансирования не только основного производства, но и вспомогательных и подсобных хозяйств, строительства, осуществляемого хозяйственным способом;

3) нормирование оборотных средств осуществляется в денежном выражении на основе сметы затрат на производство;

4) при нормировании отдельных материальных элементов оборотных средств затраты на производство планируемого года принимаются в разной оценке:

—по производственным запасам

— по производственной себестоимости соответствующей статьи оборотных средств,

—по незавершенному производству

— по производственной себестоимости валовой продукции,

—по готовой продукции

—по производственной себестоимости товарной продукции;

5) нормируются только собственные оборотные средства.

В процессе кругооборота средств предприятия источники их формирования различаются. Однако система источников и их структура оказывают существенное влияние на эффективность использования оборотных средств и на конечный результат деятельности.

Проблема, связанная с привлечением источников к формированию оборотных средств, возникает у предприятия в трех случаях:

1) В момент создания предприятия.

2) В процессе практической деятельности при финансировании прироста потребностей в оборотных средствах (нормативов).

3) В процессе практической деятельности при восполнении недостатка собственных оборотных средств.

Уровень обеспеченности предприятия сырьем и материалами определяется сравнением фактического количества закупленного сырья с плановой потребностью.

Источники информации: план материально-технического снабжения, заявки, контракты на поставку сырья и материалов, формы статистической отчетности о наличии и использовании материальных ресурсов и форма № 5з о затратах на производство, оперативные данные отдела материально-технического снабжения, сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении, расходе и остатках материальных ресурсов и др.

Особое внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов. Существуют запасы текущие, сезонные и страховые. Величина текущего запаса сырья и материалов зависит от интервала поставки и среднесуточного расхода материала.

Управление запасами — важный и ответственный участок работы. Эффективное управление запасами позволяет ускорить оборачиваемость капитала и повысить его доходность, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из текущего хозяйственного оборота часть капитала, реинвестируя его в другие активы.

Для оптимизации текущих запасов в зарубежных странах используется ряд моделей, среди которых наибольшее распространение получила модель экономически обоснованного заказа (модель EOQ).

Модель EOQ позволяет оптимизировать пропорции между двумя группами затрат таким образом, чтобы общая сумма затрат была минимальной.

Математически модель EOQ выражается следующей формулой:

где EOQ — оптимальный средний размер партии поставки.

Среди систем контроля за движением запасов большая роль отводится АВС-анализу, ХУZ-анализу и логистике.

ABC-анализ используется на предприятии для определения ключевых моментов и приоритетов в области управленческих задач, процессов, материалов, поставщиков, групп продуктов, рынков сбыта, категорий клиентов.

В системе контроля за движением запасов все виды запасов делят на три группы исходя из их стоимости, объема и частоты расходования, отрицательных последствий при их нехватке:

категория А — наиболее дорогостоящие виды запасов с продолжительным циклом заказа, которые требуют постоянного мониторинга в связи с серьезностью финансовых последствий при их нехватке. Здесь нужен ежедневный контроль за их движением;

категория В — ТМЦ, которые имеют меньшую значимость в обеспечении бесперебойного операционного процесса и формировании конечных финансовых результатов. Запасы этой группы контролируются один раз в месяц;

категория С — все остальные ТМЦ с низкой стоимостью, не играющие значимой роли в формировании конечных финансовых результатов. Контроль за их движением осуществляется один раз в квартал.

При XYZ-анализе материалы распределяются в соответствии со структурой их потребления:

группа X— материалы, потребление которых носит постоянный характер;

группа Y— сезонные материалы;

группа Z— материалы, которые потребляются нерегулярно.

Такая классификация запасов позволяет повысить эффективность принятия решений в области закупки и складирования.

Для характеристики эффективности использования материальных ресурсов применяется система обобщающих и частных показателей.

Обобщающие показатели — это прибыль на рубль материальных затрат, материалоотдача, материалоемкость, коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат, удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции, коэффициент материальных затрат.

Прибыль на рубль материальных затрат — наиболее обобщающий показатель эффективности использования материальных ресурсов; определяется делением суммы полученной прибыли от основной деятельности на сумму материальных затрат.

Материалоотдача — определяется делением стоимости произведенной продукции на сумму материальных затрат.

Материалоемкость продукции - отношение суммы материальных затрат к стоимости произведенной продукции, зависит от объема произведенной продукции (V), ее структуры (Ст), норм расхода материалов на единицу продукции (Н), цен на материальные ресурсы (Ц), отпускных цен на продукцию (ЦР).

Факторную модель материалоемкости можно представить следующим образом:

Коэффициент соотношения темпов роста объема производства и материальных затрат — определяется отношением индекса валового производства продукции к индексу материальных затрат.

Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции — исчисляется отношением суммы материальных затрат к полной себестоимости произведенной продукции.

Коэффициент материальных затрат — представляет собой отношение фактической суммы материальных затрат к плановой, пересчитанной на фактический объем выпущенной продукции.

Частные показатели применяются для характеристики эффективности использования отдельных видов материальных ресурсов (сырьеемкость, металлоемкость, топливоемкость, энергоемкость и др.), а также для характеристики уровня материалоемкости отдельных изделий.

2.7. Бизнес-планирование и анализ исполнения смет

Бизнес-план является неотъемлемой частью делового планирования как непрерывного процесса развития организации. Необходимость разработки инвестиционного бизнес-плана вызвано рядом причин:

· адаптацией зарубежного опыта разработки инвестиционных проектов к отечественным условиям;

· использованием персональных компьютеров, что определило необходимость и возможность создания программного обеспечения разработки и анализа инвестиционных проектов;

· оценкой бизнес-плана собственниками финансовых ресурсов или их заемщиками и заимодателями с позиций возврата вложенных средств и получения прибыли или иного положительного эффекта.

Бизнес-план - компактный документ, который позволяет предпринимателю не только принять обоснованное решение, но и указать, что и когда следует сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности проекта.

Бизнес-план должен быть представлен в форме, позволяющей заинтересованному лицу получить четкое представление о существе дела и степени заинтересованности своего участия в нем. Объем и степень конкретизации разделов плана определяются спецификой и областью деятельности предприятия.

Структура бизнес-плана рекомендованная Минэкономразвития России:

1. Вводная часть.

2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.

3. Описание проекта.

4. Производственный план реализации проекта.

5. План маркетинга и сбыта продукции.

6. Организационный план реализации проекта.

7. Финансовый план реализации проекта.

8. Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта.

Рассмотрим более подробно содержание каждого раздела.

Вводная частьбизнес-плана включает в себя:

· титульный лист;

· резюме;

· меморандум о конфиденциальности.

На титульном листе помещается наименование предприятия — инициатора проекта, наименование проекта, место и время его разработки.

Резюме представляет собой краткое изложение сути инвестиционного проекта, раскрывающее всю привлекательность и необходимость осуществления той или иной цели. Он должен быть кратким и вызывать интерес читающего. Резюме составляется в последнюю очередь, так как суммирует всю информацию, содержащуюся в проекте. В резюме представляются данные, которые должны позволить потенциальному инвестору понять, о чем идет речь, какова предполагаемая стоимость и рентабельность проекта.

Меморандум о конфиденциальности составляется с целью предупреждения лиц, знакомящихся с бизнес-планом, о конфиденциальности содержащейся в нем информации. В меморандуме может содержаться напоминание о том, что читающий берет на себя ответственность и гарантирует неразглашение содержащейся в плане информации без предварительного согласия автора. Меморандум может содержать требования о возврате бизнес-плана и запрет на копирование материала.

Обзор состояния отрасли (производства),к которой относится предприятие, призван решить две основные задачи:

1) изучить состояние и тенденции развития отрасли как объекта инвестирования;

Для решения этой задачи в бизнес-плане целесообразно дать ретроспективный анализ текущего состояния дел в отрасли, развития отрасли за предшествующие 5—10 лет, описать возможные тенденции развития отрасли в целом, соответствующих производств в регионах, где планируется сбыт продукции, за рубежом.

2) осуществить прогноз объема производства продукции и услуг, которое может выпускать предприятие в условиях конкуренции.

Для решения этой задачи необходимо описать основных конкурентов на региональном, внутреннем и внешнем рынках по следующим позициям:

■ номенклатура и сбыт выпускаемой продукции;

■ рынки, на которых они работают, и доли на этих рынках;

■ конкурентоспособность их продукции;

■ ценовая политика и политика в области сбыта;

■ состояние производственной базы.

Анализ указанных данных позволит определить конкурентные преимущества вашего предприятия или выявить его недостатки, определить методы конкурентной борьбы с предприятиями-конкурентами. Результаты анализа будут одним из критериев, на основании которого потенциальный инвестор сможет судить о возможностях предприятия вести успешную конкуренцию с аналогичными предприятиями.

Описание проектазаключается в том, чтобы кратко и ясно изложить суть и основные положения проекта.

В этом разделе освещаются следующие вопросы:

чем занимается или будет заниматься предприятие (приводятся данные о размере и перспективах предприятия, профиле деятельности, особенностях производимых товаров и услуг и другие сведения, обеспечивающие конкурентные преимущества этого предприятия);

какой ожидается спрос на предполагаемые товары и услуги, прогноз их реализации на несколько лет (здесь представляются основные тенденции развития рынка, слабые стороны предприятий-конкурентов, планы роста и расширения деятельности);

величина доходов от реализации продукции или предоставления услуг, величина затрат и валовой прибыли, уровень рентабельности, срок окупаемости вложений (в этой части бизнес-плана следует представить экономику предприятия: данные по прибыли, ожидаемую рентабельность, доходность на инвестируемый капитал, временные рамки достижения точки безубыточности и превышения наличных поступлений над платежами);

сколько средств необходимо вложить в проект для его реализации (коротко указать сумму необходимого финансирования и направления использования капитала); и почему предприятие добьется успеха быстрого проникновения на новые рынки товаров и услуг (в этом разделе указываются конкурентные преимущества предприятия в данный период и возможные преимущества после реализации предлагаемого проекта, слабые стороны конкурентов и другие условия).

В производственном планепредставляется информация по обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны.

В производственном плане необходимо сделать следующее:

■ изложить цели долгосрочной стратегии предприятия;

■ описать структуру планируемого производства, его сырьевую базу и технологическую схему производственного процесса, источники энерго-, тепло-, водоснабжения;

■ представить данные о кадровом обеспечении производства, программу подготовки и переподготовки кадров;

■ описать план вывода предприятия на полную проектную мощность;

■ представить информацию о состоянии работ по проекту и возможностях производства.

Чтобы охарактеризовать состояние работ по проекту, требуется указать следующие данные:

■ степень освоения предполагаемой к производству продукции;

■ правовое обеспечение проекта;

■ выполненные работы по проекту;

■ наличие производственных площадей;

■ необходимость закупки оборудования;

■ наименование поставщиков, сроки поставки и стоимость оборудования;

■ виды источников энергии;

■ характеристику сырьевой базы;

■ характеристику инфраструктуры производства (включая внутренний и внешний транспорт);

■ экологическую ситуацию по сбросам в водный бассейн и выбросам в воздушную среду.

План маркетинга и сбыта продукцииявляется одним из наиболее значимых и сложных в бизнес-плане. Результаты исследования рынка — это база для разработки долгосрочной маркетинговой и ценовой стратегии предприятия, его текущей политики. Они определяют потребности в людских и материальных ресурсах.

Ввиду важности и сложности этого раздела целесообразно готовить его в первую очередь и по возможности проверить данные о рынке, его объемах и темпах роста по дополнительным, альтернативным источникам.

Исследование рынка в бизнес-плане включают в себя три блока:

1. Анализ спроса на товары и услуги на выбранном рынке и тенденции его развития.

2. Описание структуры рынка, его основных сегментов, анализ форм и методов сбыта.

3. Исследование условий конкуренции на выбранных для работы сегментах рынка.

От оценок сбыта, сделанных в данном разделе, зависят все последующие разделы плана. Объем реализации товаров и услуг, спрогнозированный в результате выполненного исследования рынка, оказывает непосредственное влияние на план производства, план маркетинга и сумму инвестируемого капитала, который потребуется предприятию. Данные, полученные в ходе анализа конкурентной обстановки, в значительной степени предопределяют стратегию сбыта и ценовую стратегию предприятия на выбранных сегментах рынка.

В организационном плане реализации проектаизлагается структура и политика управления, дается краткая характеристика состава команды управления. При описании организационной структуры предприятия следует рассмотреть:

■ основные подразделения предприятия и его функции;

■ распределение обязанностей персонала управления;

■ методы взаимодействия подразделений между собой;

■ заинтересованность предприятия в конечных результатах;

■ новые виды работ, вытекающие из целей предприятия;

■ необходимую квалификацию персонала.

В бизнес-плане приводятся подробные данные на каждого руководителя предприятия, наиболее крупных держателей акций, участников команды разработчиков проекта, руководимого участка работы.

Финансовый план реализации проектаготовится после того, как подготовлены план маркетинга и производственный план. Финансовый план должен включать краткий обзор условий, в которых будет действовать предприятие. Он должен содержать такие данные, как объем продаж, валовой прибыли, затраты на оборудование, оплату труда и другие затраты, а также подробный оперативный анализ доходов и расходов, формирования чистой прибыли предприятия. Этот раздел бизнес-плана может быть составлен только после того, как определены рамки (границы) проекта, а также непредвиденные расходы и инфляция.

Рамки (границы) проекта подразумевают определение:

■ всех видов деятельности, которые должны быть представлены на заводской площадке;

■ дополнительных операций, связанных с производством, извлечением природных ресурсов, очисткой сточных вод и выбросов;

■ внешнего транспорта и складов для сырья и материалов и готовой продукции;

■ внешних дополняющих видов деятельности (жилищных, профессиональной подготовки, общеобразовательных программ, сооружения рекреационных объектов).

Этапы составления финансового плана:

1этап — прогноз объемов продаж. Рассчитываются объемы и стоимость продаж на соответствующих рынках для каждого года.

2этап — расчет затрат на реализуемую продукцию и услуги. Расчеты осуществляются на основе прогноза объемов продаж, действующих нормативов, ценовой политики и условий реализации.

3этап — описание контрагентов, их надежности, распределение контрактов во времени, затраты по контрагентам.

4этап — расчет обеспеченности сырьем, энергией, водой (технической и питьевой), запасными частями и эксплуатационными материалами на первые пять лет, а также обеспеченность трудовыми ресурсами.

5этап — прогноз издержек (условно-постоянных, условно-переменных и суммарных) по годам.

6этап — расчет планируемой прибыли. Составляется план ожидаемой прибыли, вычисляется чистая прибыль или потери для каждого года.

7этап — анализ точки критического объема реализации. Критический объем представляет собой выручку, которая точно покрывает операционные затраты на производство продукции и услуг. Эта величина выручки называется точкой безубыточности. Необходимо произвести анализ критического объема продукции.

8этап — описание источников финансирования.

Если для финансирования проекта планируется использовать кредит, то в бизнес-плане приводится расчет порядка и сроков получения и возврата ссуды, а также выплаты процентных платежей.

В результате проведенных расчетов в бизнес-плане составляются три базовые формы финансовой отчетности: отчет о прибыли, отчет о движении денежных средств и балансовый отчет.

Отчет о прибыли иллюстрирует соотношение доходов, получаемых в процессе производственной деятельности предприятия (проекта) в течение периода осуществления проекта, с расходами, понесенными в этот же период и связанными с получением доходов, необходим для оценки эффективности текущей (хозяйственной) деятельности.

В отчете о движении денежных средств представлена информация об образовании источников финансовых ресурсов и об использовании этих финансовых ресурсов.

В балансовом отчете в целях удобства анализа в проектной практике используется баланс в агрегированной, т.е. в укрупненной форме. Назначение баланса инвестиционного проекта заключается в иллюстрировании динамики изменения структуры имущества проекта (активов) и источников его финансирования (пассивов). Баланс предоставляет возможность расчета общепринятых показателей финансового состояния проекта, оценки ликвидности, коэффициентов оборачиваемости, маневренности, общей платежеспособности и др.

При оценке финансовой состоятельности инвестиционных проектов рассчитываются финансовые коэффициенты, характеризующие каждый плановый период, затем проводят анализ коэффициентов во времени и выявляют тенденции в их изменении.

Оценка экономической эффективности затрат, осуществляемых в ходе реализации проекта, занимает центральное место в процессе обоснования и выбора возможных вариантов вложения средств в операции с реальными активами.

В соответствии с рекомендациями Минэкономразвития России следует оценивать следующие виды эффективности инвестиционных проектов:

■ эффективность проекта в целом;

· общественную (социально-экономическую) эффективность

· коммерческую эффективность

■ эффективность участия в проекте

· эффективность предприятий-участников;

· эффективность инвестирования в акции предприятия (для акционеров акционерных обществ);

· эффективность участия в проекте структур более высокого уровня по отношению к предприятиям-участникам (народно-хозяйственную, региональную, отраслевую);

· бюджетную эффективность.

Основные показатели, используемые для расчетов эффективности инвестиционного проекта.

Чистый доход (ЧД, Net Value, NV) представляет собой разницу между накопленными денежными доходами по проекту и накопленными расходами, т.е. чистый доход — это сальдо накопленного денежного дохода. Для признания проекта эффективным необходимо, чтобы чистый доход был положительной величиной.

Чистый дисконтированный доход (ЧДД, интегральный эффект, Net Present Value, NPV) представляет собой разницу между накопленными дисконтированными доходами по проекту и накопленными дисконтированными инвестициями, иначе говоря, чистый дисконтированный доход есть сальдо накопленного дисконтированного дохода.

Если NPV > О, то проект можно принимать.

NPV = О, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

NPV < О, то проект следует отвергнуть.

Внутренняя норма доходности (ВНД, Internal Rate of Return, IRR) — такая норма дисконта, при которой дисконтированная стоимость притока реальных денег равна дисконтированной стоимости оттоков.

Экономический смысл IRR в том, что этот показатель характеризует максимально допустимый относительный уровень расходов, которые могут быть ассоциированы с данным проектом.

При помощи IRR можно отсеивать невыгодные проекты или ранжировать их по степени выгодности. Также она служит индикатором уровня риска. Чем в большей степени IRR превышает стоимость капитала, тем больше запас прочности проекта и тем менее страшны колебания рынка и ошибки при оценке величины будущих денежных поступлений.

Простой срок окупаемости (Payback period, PP) — это период от начального момента инвестирования до момента окупаемости. Начальный момент указывается в задании на проектирование. Моментом окупаемости называется тот наиболее ранний период времени в расчетном периоде, после которого чистый доход NV становится и остается в дальнейшем неотрицательным.

Срок окупаемости с учетом дисконтирования (DPP) — это период от начального момента до момента окупаемости с учетом дисконтирования. Моментом окупаемости с учетом дисконтирования называется тот наиболее ранний момент времени в расчетном периоде, после которого чистый дисконтированный доход становится и в дальнейшем остается неотрицательным. Алгоритм расчета этого показателя тот же, что и при определении простого срока окупаемости, только используются показатели приведенного денежного потока.

Потребность в дополнительном финансировании (ПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина ПФ показывает минимальный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости. Поэтому ПФ называют еще капиталом риска. Следует иметь в виду, что реальный объем внешнего финансирования не обязан совпадать с ПФ и, как правило, превышает его за счет необходимости обслуживания долга.

Потребность в дополнительном финансировании с учетом дисконта (ДПФ) — максимальное значение абсолютной величины отрицательного накопленного дисконтированного сальдо от инвестиционной и операционной деятельности. Величина ДПФ показывает минимальный дисконтированный объем внешнего финансирования проекта, необходимый для обеспечения его финансовой реализуемости.

Индекс доходности затрат — отношение суммы денежных притоков (накопленных поступлений) к сумме денежных оттоков (накопленным платежам).

Индекс доходности дисконтированных затрат — отношение суммы дисконтированных денежных притоков к сумме дисконтированных Денежных оттоков.

Индекс доходности инвестиций (ИД) — отношение суммы элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. Он равен увеличенному на единицу отношению чистого дохода к накопленному объему инвестиций.

Индекс доходности дисконтированных инвестиций (ИДД) — отношение суммы дисконтированных элементов денежного потока от операционной деятельности к абсолютной величине дисконтированной суммы элементов денежного потока от инвестиционной деятельности. ИДД равен увеличенному на единицу отношению чистого дисконтированного дохода к накопленному дисконтированному объему инвестиций.

Риск проектаучитывается путем внесения поправок в норму дисконта. В величине поправки на риск учитываются три типа рисков, связанных с реализацией инвестиционного проекта:

1) страховой риск;

2) риск ненадежности участников проекта;

3) риск неполучения предусмотренных проектом доходов.

Поправка на каждый вид риска не вводится, если инвестиции застрахованы на соответствующий страховой случай.

Приведенная структура бизнес-плана не является обязательной. В зависимости от цели, масштаба, сложности инвестиционного проекта количество разделов, их содержание, глубина проработки материала могут меняться, что будет отражаться на структуре и содержании бизнес-плана.

Далее переходят к оценке качества выполнения бюджета предприятия.

Бюджет - это план деятельности организации за определенный период, выраженный в денежной форме, который выполняет ряд важных функций.

Бюджетирование (сметное планирование) - это процесс планирования будущей деятельности организации, результаты которого оформляются системой бюджетов. Бюджетирование предполагает создание технологии планирования, учета и контроля денежных средств и финансовых результатов.