Итого коммерческая (полная) себестоимость продукции.

Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами.

Эффективность системы управления затратами во многом зависит от организации их анализа, которая, в свою очередь, определяется следующими факторами:

· формой и методами учета затрат, применяемыми на предприятии;

· степенью автоматизации учетно-аналитического процесса на предприятии;

· состоянием планирования и нормирования уровня операционных затрат;

· наличием соответствующих видов внутренней отчетности;

· наличием специалистов, умеющих грамотно анализировать и управлять процессом формирования затрат.

Объектами анализа себестоимости продукции являются следующие показатели:

· полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат;

· уровень затрат на рубль выпущенной продукции;

· себестоимость отдельных изделий;

· отдельные статьи затрат.

Анализ себестоимости продукции обычно начинают с изучения общей суммы затрат в целом и по основным элементам.

где — общая себестоимость;

— постоянные затраты;

- удельный вес i-ro вида продукции;

— переменные затраты на единицу i-ro вида продукции;

— объем выпуска продукции.

На следующем этапе анализа следует определить изменение затрат на производство продукции за счет внедрения запланированных мероприятий по снижению себестоимости продукции, таких как:

· Внедрение новой техники.

· Внедрение новых технологий производства.

· Совершенствование применяемой техники и технологии производства.

· Улучшение организации производства и труда.

· Использование новых видов сырья и материалов.

Результаты такого анализа покажут, за счет каких мероприятий достигнута экономия затрат на производство продукции в отчетном периоде. Для более полной оценки полученную экономию от внедрения инновационных мероприятий надо сравнить с запланированной.

Для более глубокого изучения причин изменения себестоимости анализируют отчетные калькуляции по отдельным изделиям, сравнивают фактический уровень затрат на единицу продукции с плановым и данными прошлых периодов, других предприятий в целом и по статьям затрат.

Влияние факторов первого порядка на изменение уровня себестоимости единицы продукций изучают с помощью факторной модели.

где — себестоимость единицы i-ro вида продукции;

— постоянные затраты, отнесенные на i-й вид продукции;

— переменные затраты на единицу i-ro вида продукции;

— объем выпуска i-ro вида продукции.

Косвенные затраты в себестоимости продукции представлены следующими комплексными статьями: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственные и общехозяйственные расходы, коммерческие расходы.

Расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования включают амортизацию машин и технологического оборудования, затраты на их ремонт, эксплуатацию, расходы по внутризаводскому перемещению грузов и др.

Для анализа общепроизводственных и общехозяйственных расходов по статьям затрат используют данные аналитического бухгалтерского учета. По каждой статье выявляют абсолютное и относительное отклонения от плана и их причины.

Коммерческие расходы включают в себя затраты по отгрузке продукции покупателям (погрузочно-разгрузочные работы, доставка), расходы на тару и упаковочные материалы, рекламу, изучение рынков сбыта и т.д.

Одним из основных направлений анализа при изучении затрат предприятия является анализ издержкоёмкости продукции.

Издержкоемкостъ (затраты на рубль произведенной продукции) —обобщающий показатель, характеризующий уровень себестоимости продукции в целом по предприятию.

Факторы оказывающие влияние на изменения общей издержкоемкости:

· объем выпуска продукции;

· структура продукции;

· уровень цен на продукцию;

· уровень удельных постоянных и переменных затрат;

· качество продукции;

· инфляция;

· рынки сбыта продукции;

· количество потребляемых ресурсов;

· цены на потребляемые ресурсы.

Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции являются:

· увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия;

· сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д.