Как возникает проблема.

Тема №2. Методы и модели теории систем и системного анализа.

 

Проблема принятия решения (ППР).

Как возникает проблема.

В любой сфере деятельности человек принимает решения . Однако в тех случаях, когда решение задачи базируется на законах физики, химии и других фундаментальных областей знаний, или когда задача может быть поставлена в терминах конкретного класса прикладных задач, для которого разработан соответствующий математический аппарат, применять термин «проблема принятия решения» нет необходимости.

Потребность в этом термине возникает в тех случаях, когда задача настолько усложняется, что для ее постановки и решения не может быть сразу определен подходящий аппарат формализации, когда процесс постановки задачи требует участия специалистов различных областей знаний.

Это приводит к тому, что постановка задачи становится проблемой, для решения которой нужно разработать специальные подходы, приемы, методы.

Поясним процесс превращения, казалось бы, достаточно простой задачи в ППР. Рассмотрим пример задачи по перемещению из одного пункта в другой. Такого рода задачи возникают при доставке грузов на предприятие, выпускаемой продукции – потребителю, и, наконец, - повседневно перед каждым человеком при перемещении, например, из дома на работу.

Задачу можно поставить следующим образом:

Задана цель – достичь пункта А (или переместить груз из В в А); имеются возможные средства – путь (дорога, маршрут), транспорт; требуется: обеспечить реализацию цели.

Если нет никаких других оговорок, требований, то задачи, как таковой, собственно, нет, поскольку безразлично, какой маршрут и какие транспортные средства выбрать.

Для того, чтобы возникла необходимость принимать решение (возникла задача), нужно ввести критерий (или несколько критериев), отражающий требования к достижению цели.

Задачи нет и в тех случаях, когда ЛПР не может задать требования, сформировать критерий достижения цели, или неизвестен набор средств достижения цели, т. е. имеет место задача с неопределенностью.

В качестве критерия в рассматриваемой задаче можно, например, принять требование осуществить перемещение «за время » или «к такому-то времени ».

Для решения задачи нужно определить взаимосвязи цели со средствами ее достижения, что в данной задаче легко сделать путем оценки средств (дорога оценивается длиной пути L; транспорт – скоростью V транспортного средства (в простейшем случае – средней скоростью) и установления связей этих оценок с критерием.

В данном примере в качестве выражения, связывающего цель со средствами, можно использовать закон движения, который в общем виде представляется, как t = f (L, v).

Таким образом, для принятия решения нужно получить выражение, связывающее цель со средствами ее достижения с помощью вводимых критериев оценки достижимости цели и оценки средств.

Если такое выражение получено, то задача решена: изменяя либо v при L = const, либо v и L одновременно, можно получить варианты решения и выбрать из них наиболее приемлемый.

Однако при постановке рассматриваемой задачи могут быть учтены не только обязательные, основные требования, отражаемые с помощью критерия, но и дополнительные требования, которые могут выступать в качестве ограничений (в данной задаче это могут быть, например, затраты на создание или приобретение средств транспортировки грузов, наличие денежных средств у человека, выбирающего вид транспорта, и т. п.).

Такая постановка задачи, предложенная Канторовичем, является основой теории оптимизации и нового направления математики – математического программирования, широко используемого в экономике для задач планирования.

Таким образом, для принятия решения необходимо получить выражение, связывающее цель со средствами ее достижени. Такие выражения получили в параллельно возникавших прикладных направлениях различные названия: критерий функционирования, критерий (или показатель) эффективности, целевая (или критериальная) функция, функция цели и т. п.