Электроприводы арматуры

Электропривод является ответственным элементом арматуры и трубопроводной системы в целом, имеет сложное устройство, требует тщательного ухода и внимательного наблюдения за его состоянием. Каждый электропривод должен иметь формуляр, в который заносятся порядковые номера электропривода и арматуры, на которой он установлен, даты и характер ремонтов, аварийные случаи и т.п. Электропривод должен быть надежно заземлен приваренной шиной.

Таблица 5.2 - Возможные неисправности предохранительных клапанов и способы их устранения.

Неисправность Возможная причина Способ устранения
Нарушена герметичность запорного органа. Значительно увеличились протечки. Изношена или повреждена уплотнительная поверхность золотника и седла. Разобрать клапан, притереть или отремонтировать и притереть уплотнительные поверхности золотника и седла.
Нарушена герметичность сильфона. Пропуск среды по штоку. Вышел из строя сильфон. Разобрать клапан, заменить сильфонную сборку на новую из ЗИПа.
Нарушена герметичность между корпусом и сильфонной сборкой. Ослаблено соединение корпуса с крышкой. Подтянуть гайки.
Пропуск среды через прокладку. Вышла из строя прокладка. Разобрать клапан и заменить прокладку. Для клапанов, у которых имеется дублирующая мембрана, обварить мембраны.

Нарушена работа электромагнитов. Клапан от магнитов не открывается или не закрывается. Отсутствие тока в электросети. Отпаялись провода электромагнита Проверить и обеспечить поступление электротока к электромагнитам Припаять провода элек-тромагнита.
Пружинный клапан не закрывается. Падение давления в системе до клапана. Поломка пружины. Разобрать клапан и заменить пружину.
Главный клапан не от-крывается на полный ход при давлении полного открытия. Заедание подвижных частей главного клапана. Разобрать клапан, прове-рить состояние и отре-монтировать направляющие поверхности поршня, цилиндра, золотника и направляющей. Собрать клапан, проверить плавность перемещения.

Технический уход за электроприводом подразделяется на четыре категории:

1) периодический осмотр;

2) текущий ремонт;

3) планово-предупредительный ремонт;

4) капитальный ремонт.

Периодический осмотр.Электропривод периодически осматривают по специальному графику, но не реже одного раза в месяц, а при интенсивной работе электропривода - один раз в неделю.

При осмотре необходимо проверять:

Ø состояние наружной поверхности электропривода, При этом очищаются следы грязи и при помощи инструментов (ключей и отвертки) проверяется затяжка крепежных деталей - болтов, гаек и винтов;

Ø движение подвижных частей механизма переключения путем перевода его из положения электрического управления на ручное и обратно;

Ø работу электропривода как от электродвигателей, так и от маховика, четкость работы муфты, путевого выключателя и сигнализации на пульте, а также соответствие положения стрелки местного указателя крайним положениям запорного органа «ЗАКРЫТО» и «ОТКРЫТО»;

Ø состояние узла муфты крутящего момента;

Ø наличие достаточного количества масла в ванне червячного редуктора. Ввиду того, что не исключена возможность попадания жидкого масла из масляной ванны в полости фланца со стороны маховика, необходимо вывернуть и удалить накопившееся масло;

Ø состояние путевого выключателя и микропереключателей в нем (микропереключатели, не дающие щелчки при нажатии на кнопку, заменяются годными).

Все замеченные при осмотре неисправности устраняются.

Если электропривод установлен в сравнительно сыром помещении и работает редко, то во избежание отсырения изоляции электродвигателя при осмотре рекомендуется просушивать его, подавая в статор пониженное напряжение (35-50 В) при заторможенном роторе.

Текущий ремонт. Цель его - установление причин и устранение мелких неполадок и повреждений, возникающих во время эксплуатации.

Планово-предупредительный ремонтосуществляется периодически, по специальному графику, но не реже одного раза в шесть месяцев.

Для проведения данного вида ремонта электропривод снимают с арматуры и направляют в ремонтные мастерские, а на его место (в случае необходимости) устанавливают резервный.

В ремонтных мастерских электропривод разбирают, все детали промывают и чистят ветошью, осматривают и проверяют их годность к дальнейшей эксплуатации. Изношенные детали ремонтируют или заменяют новыми.

После ремонта электропривод проверяют с арматурой в эксплуатационных условиях и сдают по акту.

Капитальный ремонт электроприводов производится по специальному графику, но не реже одного раза в два года.

По окончании капитального ремонта электропривод подвергается опробованию вхолостую и затем, если имеется возможность, под нагрузкой 30% от максимальной.

После ремонта и опробования наружные поверхности электропривода окрашивают краской.

Отремонтированный и установленный электропривод испытывают во взаимодействии с арматурой в эксплуатационных условиях и сдают по акту.

Планово-предупредительный и капитальный ремонты проводят в соответствии с рабочими чертежами и техническими условиями на данные типы электроприводов.

5.2 Виды ремонта арматуры и его планирование

Ремонты на АС проводятся в целях восстановления исправности и поддержания работоспособности оборудования и систем в пределах определенного проектом технического ресурса.

Ремонты при эксплуатации направлены на решение следующих задач:

Ø обеспечение надежного функционирования систем и оборудования в рамках определенного проектом ресурса и поддержание их проектных характеристик;

Ø восстановление работоспособности оборудования и систем в случае их отказа в процессе эксплуатации;

Ø улучшение характеристик систем и оборудования за счет их реконструкции и модернизации.

Ремонт оборудования АС является частью системы технического обслуживания и ремонта, определяемый по ГОСТ 18322-78. Ремонт направлен на поддержание и восстановление его исправного или работоспособного состояния. На АС действует система планово-предупредительного ремонта (ППР) оборудования, принятая в отрасли. Система ППР охватывает все виды ремонта: текущий (ТР), средний (СР), капитальный (КР).

Текущий, средний и капитальный ремонты оборудования должны обеспечивать его использование с заданной эффективностью в соответствующие межремонтные периоды при условии надлежащего выполнения технического обслуживания. По ГОСТ 18322-78 под ремонтным циклом понимают наименьшие повторяющиеся интервалы времени или наработки изделия, в течение которых выполняются в определенной последовательности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации все установленные виды ремонта.

Последовательность чередования разных видов ремонта в пределах ремонтного цикла называется структурой ремонтного цикла. Количество видов технического обслуживания и необходимость проведения того или иного вида ремонта, их периодичность и содержание определяются для каждого конкретного типа оборудования его конструкционными особенностями и назначением, условиями использования, характером выполняемых функций, требованиями к значениям показателей эффективности его использования.

В процессе эксплуатации арматуры происходят непрерывно процессы изнашивания деталей. В ходовом узле изнашиваются поверхности резьбы шпинделя и гайки. Изнашиваются детали электропривода, пневмопривода; контакты электроаппаратуры подвергаются электроэрозионному разрушению. Изношенные детали подлежат восстановлению или замене. Вопрос о ремонте решается с учетом технической необходимости, назначения и места расположения арматуры, экономической целесообразности, наличия запчастей, степени дефицитности и стоимости арматуры, производственных условий и возможностей. В ряде случаев целесообразно заменять арматуру, используя обменный фонд, а снятую арматуру направлять на восстановление на специализированные участки, в цеха или на предприятия. В зависимости от технического состояния арматура подвергается текущему, среднему или капитальному ремонту. Основные показатели ремонта - его стоимость по сравнению со стоимостью нового изделия и характер ремонтных работ с учетом возможности их выполнения без демонтажа арматуры.

При проведении текущего ремонта не требуется демонтаж арматуры, и стоимость работ не превышает 7% первоначальной стоимости изделия. В объем текущего ремонта входят: очистка арматуры, набивка сальника или замена сальниковой набивки, подтяжка гаек и, в случае необходимости, восстановление подвижности шпинделя и устранение других незначительных неисправностей, выполняемых без разборки арматуры.

Средний ремонт включает в себя объем работ стоимостью от7 до 23% стоимости изделия. При среднем ремонте проверяются работоспособность всех узлов арматуры и их техническое состояние, разбираются изделия без снятия или со снятием их с трубопровода. Все детали очищаются от влаги, ржавчины и других следов коррозии, уплотнительные поверхности затвора и седла корпуса притираются, мелкие детали, поврежденные коррозией, прокладка, набивка сальника заменяются. Затем изделие собирают и испытывают на прочность, плотность металла и герметичность. После проведения среднего ремонта, например вентилей, должен быть гарантирован первоначальный ресурс при условии правильного монтажа и обслуживания в эксплуатации.

Капитальный ремонт предназначен для восстановления ресурса арматуры и включает в себя объем работ стоимостью до 75% стоимости нового изделия. Арматуру демонтируют с трубопровода и направляют или на ремонтный участок, или в ремонтный цех предприятия, или на предприятие централизованного ремонта арматуры. При капитальном ремонте проводится разборка изделия, очистка и дефектация всех деталей, замена вышедших из строя вновь изготовленными, запасными или восстановленными. Детали восстанавливают наплавкой металла на изношенные поверхности или электролитическим хромированием изношенных поверхностей. Металлические уплотнительные поверхности обрабатываются и притираются. Уплотнительные кольца из резины и фторопласта в вентилях заменяют новыми. Верхнее уплотнение шпиндель-крышка для отключения сальниковой камеры приводится в работоспособное состояние. Набивку сальника и прокладки заменяют новыми. Крепежные детали, имеющие дефекты, также заменяют новыми. После окончания всех ремонтных работ по очистке, замене и восстановлению деталей арматуру собирают, испытывают на прочность, плотность металла и герметичность соединений.

На рис.31 представлена схема технологического процесса капитального ремонта пароводяной арматуры.

Периодичность ремонта арматуры АЭС определяется согласно нормативно-технической документации исходя из ее назначения, места установки, условий эксплуатации, интенсивности использования, степени ответственности. Ремонт арматуры осуществляют в заранее запланированные сроки с учетом проведения ремонта основного оборудования. Арматура, расположенная под защитной оболочкой в необслуживаемых помещениях, ремонтируется не чаще одного раза в год или в сроки, кратные году, одновременно с другими регламентными работами по техническому обслуживанию и ремонту оборудования. Средний ремонт арматуры должен проводиться через 4-5 лет ее эксплуатации (25-30 тыс. ч работы установки), капитальный - через 10 лет.

 
 

Рисунок 31 – Схема технологического процесса капитального ремонта пароводяной арматуры.


Контрольные вопросы:

1 По своему функциональному назначению работы по техническому обслуживанию и ремонту подразделяются на:

2 Что такое техническое обслуживание?

3 Для каких целей проводится техническое обслуживание арматуры?

4 Какие работы выполняют при текущем ремонте арматуры?

5 Через сколько лет эксплуатации должен проводится средний ремонт арматуры?