Неоатлантизм»
Сэмюэль Хантингтон (р.1927), директор Института стратегических исследований им. Дж. Олина при Гарвардском университете в 1983 г. опубликовал статью «Столкновение цивилизаций», которая стала ведущей геополитической парадигмой современного неоатлантизма. Идею «морской силы» С.Хантингтон дополнил концепцией цивилизационной идентичности Запада, обозначив главный геополитический конфликт ХХI века: «Запад против остального мира». Он указал на ведущую роль цивилизационных конфликтов в международных коллизиях современности, что позволило сразу же определить главную линию фронта – НАТО против исламского мира. С.Хантингтон утверждает, что стратегическая победа атлантистов над евразийцами не есть победа цивилизационная. Запад и Восток по-прежнему цивилизационно стоят далеко друг от друга. Западные ценности – это рынок, либерал-демократия, индивидуализм, права человека и т.д., восточные ценности – коллективизм, традиционализм, соборность, патернализм и т.д. Хантингтон утверждал, что западная идеология восторжествовала временно, что ее торжество поднимет на поверхность глубинные культурные слои Востока: усилится влияние религиозных факторов, в частности, ислама и православия, синтоизма и буддизма, конфуцианства и индуизма. С.Хантингтон обозначил на современной геополитической карте мира восемь основных цивилизаций: западную; православно-славянскую; конфуцианскую (китайскую); японскую; исламскую; индуистскую; латиноамериканскую и (возможно) африканскую.
Ответ 1 (начало). Основной стратегической задачей Запада С.Хантингтон считает ограничение роста военной мощи исламских и конфуцианских стран, а также использование конфликтов и разногласий между этими странами. В статье «Столкновение цивилизаций» точно и лаконично указаны все основные цели и задачи современного неоатлантизма:
- установить более тесное сотрудничество (единение) в рамках собственной цивилизации, особенно между ее европейской и североамериканской частями;
- интегрировать в западную цивилизацию те общества в Восточной Европе и Латинской Америке, чьи культуры близки к западной;
- обеспечить более тесные взаимоотношения с Японией и Россией;
- предотвратить перерастание локальных конфликтов между цивилизациями в глобальные войны;
- ограничить военную экспансию конфуцианских и исламских стран;
- приостановить свертывание западной военной мощи и обеспечить военной превосходство на Дальнем Востоке и в Юго-Западной Азии;
- использовать трудности и конфликты во взаимоотношениях исламских и конфуцианских стран;
- оказать поддержку группам, ориентирующимся на западные ценности в других цивилизациях;
- усилить международные институты, отражающие западные интересы и ценности и узаконивающие их, и обеспечить вовлечение незападных государств в эти институты. Ответ 1 (окончание).
Генри Киссинджер (1923) - известный американский политический деятель, политолог, геополитик и геостратег. В получившей широкую известность книге «Дипломатия», где Киссинджер анализирует геополитическую обстановку после окончания холодной войны, им выдвинут тезис о моральной победе либеральной демократии над коммунизмом, который бросил Западу политический, идеологический и геополитический вызов. Дальнейшее развитие мирового сообщества он видит в расширении зоны демократии и приращении числа стран, опирающихся на рыночную экономику.
Г. Киссинджер подробно рассматривает изменения мирового порядка с XVIII по XX в., вызовы, брошенные Америке в новых условиях ее лидерства в разных регионах земного шара и приходит к выводу о необходимости отказа от имперского статуса Америки, ведущего к цезаризму, военной диктатуре, утрате демократических ценностей. Главная задача, по мнению Киссинджера, состоит в преобразовании американской мощи в «моральный консенсус», во внедрении, а не навязывании рыночных и демократических ценностей другим народам, в создании условий, при которых эти ценности могут быть приняты в мире.
Киссинджер, как один из последователей Н.Спайкмена, развивал идеи атлантизма, геополитики моря предлагая объединение разрозненных береговых зон в одно целое, создав «кольцо контроля» над Евразией.