Психокоррекционной работы с детьми

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ

Основные принципы и общая характеристика

психокоррекционной работы с детьми

Под термином «психологическая коррекция» понимают направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида, а также компенсации возможных дефектов. Целью коррекционного воздействия является формирование навыков психологической компенсации у ребенка.

Учитывая тот факт, что основные направления психокоррекционной работы строятся на базе психодиагностики личности ребенка, эффективность коррекционной работы будет зависеть от того, как компетентно будет построена система психодиагностического исследования.

Психологическая коррекция нарушенных функций может проводиться несколькими путями, каждый из которых приводит к восстановлению или компенсации функции:

1) растормаживание нарушенных функций;

2) перестройка функций;

3) перемещение функций в сохранные отделы больших полушарий;

4) спонтанное восстановление.

Принятие решения о психологической коррекции и путях ее осуществления определяется представлением психолога о содержании своей коррекционной работы. Воздействие оказывается на основании теоретического представления о норме осуществления действий, о норме содержания переживаний, о норме протекания познавательных процессов,о норме целеполагания в том или ином конкретном возрасте ребенка.

Научная категория, направляющая психокоррекционное воздействие, — это категория нормы психического развития, которая позволяет обосновать системный подход в практической деятельности. Таким образом, сталкиваясь в коррекционной работе с узконаправленной проблемой, необходимо исходить из стратегической позиции комплексного подхода в ее решении. Так, при задаче коррекции мнестических функций ребенка необходимо иметь в виду специфику тех связей и проекций, которые проявляются в ряде других познавательных, личностных и психодинамических особенностей ребенка.

Представляется существенно важным выделить в этой категории следующие уровни коррекционного анализа:

1) нейроисихологический (предполагает знание о функциональной организации мозга и основных принципах локализации функций; позволяет выбрать адекватные средства и способы воздействия в коррекционной работе);

2) общепсихологический (предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования внутреннего мира человека);

3) возрастно-психологический (позволяет конкретизировать общепсихологические данные и индивидуализировать их изучение).