Классификация экскурсий.

Классификация экскурсий:

1, По содержанию:

• обзорные (по любому городу, экс, поездки, общее представление).

- Тематические: истерические, историко-революционные, военно-исторические, производственные, природоведческие, искусствоведческие, чзхитектурмо-градостроительные, литературные, религиозные.

2. По составу участников:

- для взрослых, детей

• местного населения, приезжих

- городского, сельского населения

- организованных групп или сборных

- отдыхающих а санаториях и на курортах, участников семинаров, конференций.

3. По месту проведения: городские, загородные, морские, производственные, музейные, комплексные.

4. По способу передвижения: пешеходные, транспортные (авто., троллейбус, трамвай., теплоходные, авиа).

5. По форме проведения обычные, массовые, прогулки, беседы, уроки, концерты, консультации.

6. По количеству участников: групповые, индивидуальные (1-5 человек)

Большое место в организации экскурсионного обслуживания местного населения и туристов занимает дифференцированный подход, т.е. подготовка и проведение экскурсий с учетом запросов, интересов, уровня подготовки и других особенностей различных групп населения. Эффективность экскурсионной работы зависит от правильного дифференцированного подхода к организации, содержанию и методике подготовки и проведения экскурсий.

Чтобы получить ясное представление о задачах в организации дифференцированного обслуживания населения, необходимо выяснить с кем экскурсионные учреждения имеют дело? Кто в настоящее время пользуется их услугами? Кого они думают охватить своими мероприятиями? Выяснив эти вопросы, экскурсионные работники приступают к дифференцированному обслуживанию местного населения и трудящихся, прибывших на отдых, и прежде всего к их группировке.

Виды группировок экскурсантов

В настоящее время существует несколько видов группировок экскурсантов.

Первый вид группировки

Участники всех экскурсий, проводимых экскурсионным учреждением, подразделяются на определенные группы в зависимости от отношения этих людей к экскурсии как к форме организации культурного досуга. В этом случае группы отличаются большим или меньшим интересом людей к самой экскурсии. Профессиональные интересы, образование, уровень культурного развития и возраст в этом случае экскурсионным учреждением не учитывается.

 

32. Признаки и функции экскурсии (экскурсия как основная форма…)

Экскурсия - это:

1) процесс наглядного познания окружающего мира: особенностей природы, современной и исторической ситуаций, элементов быта, т.е. достопримечательностей определенного города или региона - заранее избранных объектов, которые изучаются на месте их расположения;
2) тематический маршрут с целью посещения достопримечательных объектов и местностей.

Экскурсия имеет свои признаки (элементы):

· протяженность по времени проведения ( от одного академического часа до одних суток);

· наличие экскурсантов (группы или индивидуалов);

· наличие экскурсовода, проводящего экскурсию;

· показ экскурсионных объектов, первичность зрительных впечатлений;

· передвижение участников экскурсии по заранее составленному маршруту;

· целенаправленность показа объектов, рассказа экскурсовода, наличие определенной темы.

Экскурсант - это:

1) временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране или на объекте посещения;
2) субъект участник экскурсии.

Конечно, непосредственному проведению экскурсии предшествует большая работа. Прежде всего, определяется ведущая подтема экскурсии - своеобразный композиционный центр экскурсии, вокруг которого строится весь рассказ экскурсии. Далее идет стадия подбора и формирования материала и содержания экскурсии.

Экскурсия предстввляег собой наглядный процесс познания окружающего мира, процесс знакомства с особенностями природы, истории, быта, достопримечательностями определенного города или региона.

Экскурсии - это прогулка, предпринятая с целью изучения определенной темы на материально-доступном наблюдении при помощи обхода.

Экскурсия в современном понимании - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, саманных с ним.

Подготовка новой экскурсии проходит две основные ступени:

1. предварительная работа – подбор материалов для новой экскурсии, их изучение, отбор объектов, на которых она будет построена;

2. непосредственная разработка самой экскурсии – составление экскурсионного маршрута, обработка фактического материала; работа на д содержанием экскурсии, ее основной частью, состоящей из подтем и нескольких основных вопросов, входящих в каждую их них; написание контрольного текста; работа над методикой проведения; выбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказа во время проведения экскурсии; подготовка методической разработки новой экскурсии.

Взаимоотношения этих двух ступеней для вновь подготавливаемых экскурсий почти всегда одинаковы. Примерно половину времени участники творческой группы затрачивают на сбор материалов и отбор объектов. В отдельных случаях на предварительную работу расходуется больше времени.

Под методикой проведения экскурсии подразумевается совокупность приемов, составляющих основу работы экскурсовода во время проведения экскурсии.

Понятие включает в себя:

· общую методику, т.е. всю систему методических приемов показа и рассказа, независимых от темы экскурсии, состава группы и других факторов;

· частную методику, то есть конкретизацию методических приемов применительно с особенностями определенного экскурсионного маршрута.

Методика или приемы:

· анализ - мысленное разделение предмета, вычленение из целостного части с целью более глубокого познания объекта;

· синтез - мысленное соединение частей предмета в одно целое;

· ассоциация по времени;

· ассоциация по единству;

· словесный метод (беседа, объяснение, пересказ, цитирование, чтение);

· наглядный метод (рекомендации объектов в натуральном виде или изображении);

· осмотр объекта;

· метод наблюдения.

Вполне естественно, что методика экскурсионного дела находится в постоянном развитии в соответствии с развитием социальной системы, культуры и личности. Классификация экскурсий также подверглась изменениям.

В основу классификации, предложенной одним из основоположником экскурсионного дела Б.Е. Райковым более пятидесяти лет назад, были положены шесть основных признаков деления. В этих признаках заключались основные направления и содержание экскурсионной работы того времени.

Это следующие признаки:

· по продолжительности: однодневные, однодневные с ночевкой, многодневные;

· по содержанию: естественно-географические, гуманитарные производственные;

· по объему: на одну производственную тему, на несколько близких тем, интегрированные или комплексные;

· по заданию: исследовательского типа, иллюстративного типа;

· по логическому построению: аналитические, синтетические;

· по составу участников: школьные, дошкольные, внешкольные.

В настоящее время не существует многодневных экскурсий. Так же нецелесообразным стало делить экскурсии на аналитические и синтетические. Анализ и синтез используются в каждой экскурсии. Деление по составу участников стало сложнее.1

В основе современной классификации экскурсий лежит деление по следующим основаниям: содержанию, составу участников, месту проведения, способу передвижения, форме проведения.