б) Найти в интернет - источниках: 1.какую единицу измерения углов применяют артиллеристы, 2.как выглядит морской компас?

Круг

Любят Круг все поголовно,

Всяк признать его готов

За его характер ровный-

Не имеет он углов.

Круг есть всюду - каждый знает.

Парадокс , но это так

В жизни круглыми бывают

И отличник, и дурак.

В нашей сложной круговерти,

Оглядитесь-ка вокруг,

Вот уж несколько столетий

Крутится гончарный круг.

А возьмите круг вопросов,

Тех, кто с техникой знаком,

Только круглые колёса

Нас покатят с ветерком.

 

Формы у плодов природных

В большинстве своем круглы,

И для встреч международных

Ставят круглые столы.

 

 

Наша круглая планета, Честно служит круг всем людям

Совершает свой полёт, Без него нам не прожить

Кружит и зимой и летом Не напрасно круг мы любим,

Вокруг солнца круглый год. Есть за что его любить! J

 

Задачи занятия:

14*. Олимпиадная задача (2013 год, 7 класс)

На часах половина девятого. Чему равен угол между часовой и минутной стрелками?

Сделаем чертёж:

Занятие №5. Дата: 24.10.13 Тема: Углы.

Цели:_________________________________________________________________

Решение задачи 14*( Занятие 4). В момент, когда часы показывают половину девятого, минутная стрелка указывает на цифру 6, а часовая на середину дуги между цифрами 8 и 9 . Если из центра часов провести два луча к соседним цифрам циферблата, то между ними будет угол 360:12=30О. Угол между стрелками часов, когда они показывают половину девятого, в два с половиной раза больше. Следовательно, он равен 75о.

1) Разминка: Клоун сказал, что сейчас решит о-о-очень трудную задачу: найдет наименьший общий делитель чисел... Не успел он доказать условие, как публика засмеялась: всем было ясно, что наименьший общий делитель у любой пары натуральных чисел один и тот же и искать его незачем. Что это за число?

Ответ:

2) Повторение терминов:

Термины:

3) Решение математической шарады:

Предлог в моём стоит начале.

В конце же - загородный дом.

А целое мы все решали

И у доски, и за столом.

( ________________)

 

4) Решение задач по теме:

 

 

5) Геометрический ребус:

*как отгадывать ребусы?

6) Домашнее задание: а) шарада

Первое – летом, весной выпадает,

Льдинками всё то в садах побивает.

Ну а второе – мужчин украшенье,

Нету у многих его, к сожаленью.

Ну а всё вместе – то мера углов,

Температуры горячих голов.

б) Найти в интернет - источниках: 1.какую единицу измерения углов применяют артиллеристы, 2.как выглядит морской компас?

Занятие № 6. Дата: 31.10.13 Тема: Углы.

Цели:_________________________________________________________________

Проверка домашнего задания:

1) Разминка: Клоун объявил, что сейчас найдет наибольшее общее кратное чисел... Не успел он назвать числа, как публика засмеялась: все поняли, что клоун не сможет этого сделать. Объясните, почему.

2) Повторение терминов:

Новые Понятия и термины:

3)Какое понятие «зашифровано»?

 

 

4) Решение задач по теме:

5) Геометрическая шарада:

В начале имени – число,

Посередине – нота.

Оканчивает же его

Греческий бог солнца.

Учёный этот, что б ты знал,

Теореме имя дал.

(____________________________)

6) Домашнее задание:

а) принести циркуль,

б) найтии записатьтри - пять интересных фактов из жизни этого учёного :

 

 

Занятие №7. Дата: 14. 11.13г. Тема: Длина окружности. Число π.

Формулы длины окружности.

Цели:_________________________________________________________________

1) Проверка выполнения домашнего задания (выступления слушателей спецкурса)

2) Разминка: Клоун придумал три ребуса:

а) ВАГОН+ВАГОН=СОСТАВ

б) ОДИН+ОДИН=МНОГО

в) СИНИЦА+СИНИЦА=ПТИЧКИ

В каждом из них расшифруйте, какая цифра скрывается за каждой буквой.

3) Повторите понятия:

 

 

4) Решение задач по теме:

Длина окружности:

Число π.

 
 


Решение задач:

 

5) Закрепим изученные формулы:

 

а) У окружности длина

Во все стороны равна.

Знает каждый пионер:

C=2πR ( Це равно два пи эр) б) Число π (пи )

 

Нужно только постараться

И запомнить всё как есть:

3, 14, 15, 92 и 6.

6) Домашнее задание: три интересных факта (история числа π):

 

Занятие №8. Дата: 21.11.13г Тема: C=2πR, C=2Rπ, C=πD : формулы______________

Цели:_________________________________________________________________

1) Проверка выполнения домашнего задания (выступления слушателей спецкурса)

π…

2) Клоун сократил дробь 1+5/4+5 на 5 и объявил, что она равна дроби 1/4. Публика засмеялась: всем было видно, что клоун сократил на слагаемое. А на слагаемое не сокращают - это полная чепуха! Выполните сложение в числителе и в знаменателе дроби 1+5/4+5 и

сократите ее правильно.

3) Повторение терминов:

 
 

 

 


4) Повторение формул и терминов:

 

 

5) Решение задач:

 

 

1) Подведение итогов. 7) Домашнее задание : решить одну из задач , на выбор.

Занятие №9. Дата: 28.11.13г Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

1) Проверка выполнения домашнего задания (выступления слушателей спецкурса)

Задача №…

2) Разминка : Клоун высказал такие утверждения: а) 3/7 больше, чем 2/5: ведь 3 больше, чем 2, а 7 больше чем 5; б) 14/40 больше, чем 11/30: ведь 13 больше, чем 11, а 40 больше, чем 30; в) 100/1000 больше, чем 1/10: ведь 100 больше 1, а 1000 больше 10. Публика смеялась: всем было ясно, что клоун неверно сравнивает дроби. Но один раз оказалось несмешно, потому что клоун нечаянно высказал верное утверждение. Сравните дроби, названные клоуном, и разберитесь, где он высказал верное утверждение, а где нет.

3) Повторение формул и терминов:

 

4)Решение задач:

 
 


5)Что зашифровано в ребусах?

 

 

 

 


6)Домашнее задание: задача № 17.

 

Занятие №10. Дата: 5.12.13г. Тема: Круг. Цилиндр.

Цели:_________________________________________________________________

1) Проверка выполнения домашнего задания (выступления слушателей спецкурса)

 

2) Клоун приготовил три пары карточек с числовыми выражениями. Значения выражений на карточках каждой пары - это взаимно обратные числа. Когда клоун шел к публике, обезьянка выхватила у него одну карточку и убежала…вот такие карточки остались:

1/3 - 1/4; 1/10: 3/5 +1; 0,4 - 1/28 · 4; 6 + 2 : 1/3; 0,6 : 0,7.

а) Перерисуйте их в тетрадь. Соедините линией те, где значения выражений - взаимно обратные числа.

б) Найдите значение выражения, написанного на карточке, которую утащила обезьянка.

3) Повторение формул и терминов:


4) Решение задач № 19, 21, 24:

 

 

5) Домашнее задание: задача № 20.

Занятие №11. Дата: 12.12.13г. Тема: Подобные фигуры. Пропорции.

Цели:_________________________________________________________________

1) домашняя задача № 20

2) Клоун объявил, что на представлении присутствуют 576 детей и что это составляет 9/16 всех зрителей. Чтобы узнать, сколько всего зрителей на представлении, он умножил 9/16 на 576 и получил 224 (зрителя). Публика смеялась: все понимали, что клоун вместо того, чтобы искать число по дроби, искал дробь от числа.

а) Сколько всего зрителей было на представлении?

б) Какую часть зрителей составляли взрослые?

в) Проверьте, правильно ли хоть клоун умножил 576 на 9/16.

3) Повторение формул и терминов:

4) Решение задач

5) Домашнее задание:

Изобразить схематически, распечатать или нарисовать :

1) Египетскую пирамиду;

2) Дерево;

3) Столб, например, телеграфный;

4) Шлагбаум;

5) Строительный кирпич.

 

Занятие №12. Дата: 17.12.13г Тема: Подобие пространственных тел. Подведение итогов.

Цели:_________________________________________________________________

1) Подсчёт баллов слушателей Спецкурса.

2) а) Клоун решил найти отношение массы мышки к массе слона. Мышка весит 50 г, слон - 5 т. "Составляем отношение: 50/5, - сказал клоун. - Мышка в 10 раз тяжелее слона!" Публика смеялась: все видели, что клоун использовал разные единицы массы. Составьте правильное отношение и найдите, какую часть массы слона составляет масса мышки.

б) Затем клоун решил сравнить скорости черепахи и космической ракеты. Скорость ракеты 8 км/с, скорость черепахи 400 см/ч. "Составляем отношение: 8/400, - сказал клоун. - Скорость ракеты составляет 0,02 от скорости черепахи". Публика смеялась: все видели, что клоун опять использовал неодинаковые единицы скорости. Составьте правильное отношение и найдите, во сколько раз скорость ракеты больше скорости черепахи.

3) Термины и понятия – повторение и изучение:

 

Сколько перпендикуляров от точки к прямой (плоскости) можно провести (построить)?

Повторите определение вопроса 6.

4)Решение задач 5,7, 8, 11, 13 с использованием домашних рисунков:

6) Красивая Наука(чтение в лицах).

Кто сказал, что геометрия скучна,

Что она сложна, суха, тосклива?

В этом вы не правы, господа,

Знайте, геометрия – красива!

Может быть прекрасной, как поэма,

Слух лаская, как ноктюрн звучит.

Совершеннейшая теорема,

Доказательства ажурнейшая нить.

Метко, точно, словно эпиграмма,

Это доказательство звучит.

Здесь преувеличений нет ни грамма,

Чёткий музыки здесь слышен ритм.

Вам приятно жить в опрятном доме,

Где у каждой вещи место есть?

Геометрия создать порядок может,

И за это ей хвала и честь!

И какой бы ни была задача сложной,

Геометрия решение найдёт.

Всё она по полочкам разложит,

Всё она в систему приведёт.

Логикой проверит рассужденье,

Не допустит глупой болтовни.

Чувства отыскавшего решенье

Чувствам победителя сродни.

Если что-то математик доказал вам,

Это на века, поверьте нам!

И воззрений он не поменяет

Времени в угоду иль царям.

Сколько в ней самой изящных линий,

Мощных формул, строгих теорем,

Тот не назовёт её красивой,

Кто с наукой не знаком совсем.

Нет неблагодарнее занятий -

Красоту словами объяснять,

Наш Спецкурс – науки часть, и значит:

Геометрию поможет нам узнать.

 

Занятие №13. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

 

13) Клоун объявил, что он составил из членов равенства 3 · 4 = 6 · 2 несколько пропорций: 3 : 6 = 2 : 4; 4 : 6 = 2 : 3; 3 : 6 = 4 : 2; 6 : 3 = 2 : 4; 3 : 2 = 4 : 6; 6 : 4 = 3 : 2; 6 : 3 = 4 : 2; 6 : 4 = 2 : 3. Публика смеялась: все видели, что половина пропорций составлена неправильно. Укажите пропорции, составленные правильно.

Занятие №14. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

 

14) Клоун искал расстояние от точки А (5) до точки В (-6): "Применяем формулу |5 - 6| = |-1| = 1. Расстояние между А и В равно единице". Публика смеялась: всем была видна ошибка клоуна. а) Скажите, в чем состояла ошибка клоуна. б) Найдите правильно расстояние между точками А (5) и В (-6). в) Какие точки расположены на расстоянии 1 от точки А (5); от точки В (-6)?

Занятие №15. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

 

15) Открывая 1-е отделение, клоун объявил, что позавчера в цирк привезли несколько обезьянок, вчера привезли еще столько же обезьянок, а сегодня еще одну. Половина всех обезьянок выступит в 1-м отделении, половина - во 2-м. "Сколько обезьянок выступит в каждом отделении?" - спросил клоун. Публика смеялась: все понимали, что на вопрос клоуна ответить нельзя. Как ни добавляй здесь недостающие данные , общее число обезьянок не разделить на две равные части. Объясните почему. (Совет: обозначьте буквой число обезьянок, привезенных в первый раз.)

 

Занятие №16. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

 

16) Клоун предложил в слове "шалаши" каждую букву заменить цифрой так, чтобы выполнялось равенство ш : а = л,аши (одинаковые буквы заменяются одинаковыми цифрами, разные - разными). Сделайте то, что предложил клоун.

Занятие №17. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

 

17) Клоун заявил, что следующие два выражения равны: 3 - (а - 5) и 3 - а - 5. "Я раскрыл скобки в первом выражении, и получилось второе.", - сказал он. Публика смеялась: все видели, что клоун не умеет раскрывать скобки. а) Объясните, в чем состояла ошибка клоуна, и раскройте скобки в первом выражении правильно. б) Найдите разность этих выражений.

Занятие №18. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

 

18) Клоун заявил, что следующие два выражения равны: а (b + 3) и ab + 3. "Я раскрыл скобки в первом выражении, и получилось второе.", - сказал он. а) Скажите, не ошибся ли клоун. Ответ объясните. б) Найдите разность указанных клоуном отношений. в)* Преобразуйте выражение, полученное в б), вынеся за скобки числовой множитель.

Занятие №19. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

 

19) Клоун предложил решить следующие два уравнения: а) х + 1 = х + 2;

б) (х + 2) · 3 = 6 + 3х. Публика смеялась: все видели, что уравнение а) невозможно решить, потому что оно совсем не имеет корней, а уравнение б) решать неинтересно, потому что у него любое число будет корнем. Объясните и то и другое.

 

Занятие №20. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

 

20) Клоуну назвали число и предложили умножить его на 0,5, а к результату прибавить 3. Но он все перепутал: данное число разделил на 0,5 и вычел из результата 3. Ответ, однако, получился тот же. Какое число было названо клоуну?

Занятие №21. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

 

 

21) Клоун сообщил, что число котят, живущих у него, равно 3/4 этого числа и еще 3/4 котенка. Слова про 3/4 котенка звучали смешно. Однако клоун все сказал правильно. Сколько котят живет у клоуна?

Занятие №22. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

Занятие №23. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

Занятие №24. Дата: ______________Тема:___________________________________

Цели:_________________________________________________________________

Резерв - вариативная часть (дополнительные кроссворды)

Список использованной литературы:

1. М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике. Книга для учителя.2 изд.М.Просвещение.1995;

2. Л. Лонг. Волшебная математика. Загадочная геометрия. Изд. Попурри Минск, 2006;

3. А.Р. Рязановский, Е.А.Зайцев. Дополнительные материалы к уроку математики. Избранные темы школьного курса. Исторические очерки 5-11 классы. М. Дрофа. 2001;

4.Л.Н.Шеврин, А.Г.Гейн и др. Математика учебник-собеседник для 5-6 классов средней школы. М. Просвещение, 1989;

5. В.А.Смирнов. Задачи по геометрии с практическим содержанием. М. изд. Чистые пруды, 2012;

6. Н.В.Удальцова. Математические шарады и ребусы. М. изд. Чистые пруды, 2010;

7. Н.В.Удальцова. Кроссворды и чайнворды по геометрии. М. изд. Чистые пруды, 2009;

8. О.В. Панишева Математика в стихах. Изд. Учитель, Волгоград, 2009г.