В возрасте от 5 до 6(7) лет

- раздвигать пальцы, прикасаться большим пальцем к каждому пальцу в отдельности;

- завинчивать и развинчивать крышку на бутылке;

- заворачивать маленький предмет в бумагу или фольгу;

- лепить из глины, пластилина простые формы (шар, змейку, блин);

- строить из разнообразных конструкторов;

- соединять отдельные детали предмета шнуровкой;

- сгибать и складывать бумагу по горизонтали и вертикали;

- резать вдоль прямых линий, данных в плоском или рельефном изображении);

- составлять круг при помощи большого и указательного пальцев, обеих вытянутых рук;

- лепить из глины или пластилина простые предметы (тарелка, чашка, корзиночка и пр.);

- наносить клей, распределяя его различными способами (клеевой кисточкой, тростью, выжиманием из бутылки);

- вырезать и наклеивать простые формы;

- использовать точилку для карандашей, скрепку, ластик;

- открывать и закрывать большую безопасную булавку и скалывать ею 2 части ткани вместе;

- прослеживать простые линии в простых лабиринтах, нарисованных или выполненных рельефно;

- сгибать квадрат (из салфетки, бумаги) по диагонали;

- моделировать с помощью натуральных объектов, определять и обозначать словесно взаимное расположение предметов относительно друг друга (над – под, сверху – снизу, за – перед, первый – последний, между, сбоку, справа – слева, спереди – сзади);

- понимать значения слов, обозначающих временные отношения (долго – недолго, быстро – медленно, сейчас, потом, позже, раньше, утро, вечер, день, ночь);

- считать предметы и знать цифры в пределах 10;

- воспроизводить по памяти порядок расположения 5-6 предметов;

- называть время года, устанавливать последовательность сезонных изменений в природе, характеризовать признаки; называть время суток, день недели и устанавливать их последовательность;

- устанавливать последовательность событий во времени;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, событиями, ситуациями;

- определять время по часам с точностью до 15 минут;

- выполнять работу за отведенное время, ориентируясь по песочным часам или предназначенным для инвалидов по зрению;

- определять предмет при его восприятии по 2-3 признакам, в ряду которых один признак сигнальный;

- группировать предметы на основе сходства по 2-м и 3-м признакам (формы и величины; величины и цвета: величины формы и цвета; формы, фактуры и величины);

- понимать значение обобщающих слов;

- устанавливать связи между назначением предмета и его строением и материалом, из которого он сделан (сковорода из металла, ее можно ставить на огонь и готовить пищу);

- анализировать взаимоотношения между частями предмета;

- выделять части предмета, отождествлять их с различными формами;

- описывать основные качества и свойства предмета (цвет, величину, форму, характер поверхности, фактуру и т.д.).

В возрасте 6 – 7 лет ребенок усваивает знания, имеет представления:

1)предметные представления: страна, в которой ты живешь, ее города, деревни, реки, озера. Деревья (5-6 видов), кустарники (6 видов), овощи (6-8 видов), плодово-ягодные культуры (4-5 видов), цветы и травы (11 видов). Обобщенные представления о дереве, кустарнике, овощах, фруктах. Разновидности деревьев (клен остролистый и серебристый, тополь обыкновенный и пирамидный). Водоплавающая птица (утка, гусь). Дикие животные (хищные и нехищные: лиса, волк, медведь, заяц, лось, олень), домашние животные, насекомые (5 видов) и условия их жизни. Перелетные птицы (3-4 вида), зимующие птицы (3-4 вида). Связь между строением органов животных и средой их обитания. Материал, из которого сделаны предметы (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло, фарфор, картон и т.д.). Населенные пункты (страны, города, поселки, улицы, площади). Обобщающие понятия (мебель, посуда, одежда, овощи, фрукты, игрушки, транспорт) и их классификация. Общественно-политические явления (война, революция) и праздники;

2) нравственные понятия (скромный, самостоятельный, справедливый, заботливый, дисциплинированный);

3) пространственные представления, которые выражаются в умении определять и обозначать предлогами расположение предметов относительно друг друга и ориентироваться на листе тетради (середина листа, левый верхний угол и т.д.);

4) временные представления:времена года, их последовательность и характерные признаки, дни недели, время суток; умение выполнять работы за отведенное время, ориентируясь по песочным часам; умение определять время по часам с точностью до 15 минут; устанавливать последовательность событий во времени, анализируя как внешние, так и внутренние связи (развитие явления, причинно-следственные связи и т.д.);

5) количественные представления, обеспечивающие умение порядкового, прямого и обратного счета в пределах 10, сравнения смежных чисел, умения решать простые задачи;

6) знание названий всех цветов спектра.