В возрасте от 2 лет до 3 лет
- складывать в контейнер предметы, прежде вынутые из него;
- называть свой возраст или показывать его с помощью пальцев;
- называть или показывать 2-3 знакомых музыкальных инструмента или игрушки по их звуку;
- сортировать объекты по форме (круг, треугольник; треугольник, прямоугольник; круг, квадрат);
- сортировать объекты по величине (большой – маленький);
- предвосхищать события, когда слышит реплики, которые употребляются в определенных ситуациях (например, слышит «Пойдем гулять» и идет к шкафу с одеждой);
- выражать предпочтение при выборе игрушек;
- понимать пространственные отношения «верх-низ», демонстрируя это своими движениями или предметом («Опусти ложку вниз», «Подними свою руку»);
- показывать 5 и более предметов по просьбе взрослого и отдавать их ему;
- обследовать привычное помещение и передвигаться в нем;
- разбирать предметы на три тождественные группы (тарелки, ложки и кубики);
- локализовать направление звуков как «спереди – сзади», «слева – справа», «далеко – близко»;
- использовать слуховое восприятие для ориентировки за пределами собственного дома;
- открывать контейнер и находить в нем предметы по их звуковому признаку (тиканье часов, шум заводной игрушки, звучание музыкальной шкатулки);
- решать простые практические задачи (например, достать предмет с помощью палки);*
- вбивать колышки молотком;
- нанизывать большие бусины (диаметром 1,5 – 2 см);
- катать, похлопывать, бить, щипать пластилиновый шарик;
- поворачивать ручку игрушки, телевизора, магнитофона;
- отвинчивать крышки различных предметов предметов;
- переворачивать страницы книги по одной;
- помещать крышки на кастрюли или сковородки;
- разворачивать завернутые в бумагу маленькие предметы;
- разрывать бумагу на две полоски (лоскута);
- тянуть в сторону и помещать вместе поп-бусы или другие трещащие игрушки;
- завинчивать нарезку предметов (гайки и болты, крышки на банках);
- рисовать красками, совершая пальцем горизонтальные, вертикальные и круговые движения;
- захватывать карандаш пальцами руки при сжатии ее взрослым.
- использовать простые предметы по их функциональному назначению (расческа, ложка, чашка и пр.);
- подбирать пару «большой – маленький», осуществляя отождествление любым из способов (осязательным, зрительно-осязательным, зрительным, осязательно-зрительным), соответствующим зрительным возможностям ребенка (степени тяжести зрительного дефекта);
- находить и показывать большие и маленькие предметы;
- подбирать пару сходных фигур (круг, квадрат, треугольник);
- давать один предмет, понимая значение слова «один»;
- находить объект по описанию его функции («Покажи, чем ты чистишь зубы»);
- помещать предметы «в», «на», «под» относительно других предметов;
- понимать значение слова «два»;
- показывать части тела по просьбе (пальцы на руках и ногах; зубы и язык во рту и пр.);
- называть свой возраст или показывать его с помощью пальцев;
- называть или показывать 2-3 знакомых музыкальных инструмента или игрушки по их звуку;
- сортировать объекты по форме (круг, треугольник; треугольник, прямоугольник; круг, квадрат);
- сортировать объекты по величине (большой – маленький).
На третьем году жизни ребенок усваивает знания, имеет представления о предметах первой необходимости – одежда, обувь, предметы быта, игрушки; о пространственных отношениях объектов окружающего мира – далеко, близко, тут, там; временные представления – сегодня, завтра, сейчас, потом, утро, вечер, день; количественные представления – большой, маленький, больше, меньше, один, два; названия цвета – красный, синий, зеленый, желтый.
Коррекционно-педагогическая помощь умственному развитию ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения решает следующие задачи:
1. совершенствование предметных действий ребенка в процессе развития бытовой, игровой, трудовой деятельности, а также деятельности изобразительной и конструирования;
2. формирование и коррекция ориентировочной деятельности ребенка;
3. развитие и коррекция наглядно-действенного мышления, направленного на решение практических задач и познание объекта;
4. формирование познавательной активности ребенка, направленной на овладение способами деятельности с новыми предметами;
5. формирование адекватных представлений об окружающем мире и произвольности их использования в практической и познавательной деятельностях;
6. формирование умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия и включающих в свой состав мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация).
Для того, чтобы ребенок умел совершать практические действия, его необходимо научить: