В возрасте от 2 лет до 3 лет

- складывать в контейнер предметы, прежде вынутые из него;

- называть свой возраст или показывать его с помощью пальцев;

- называть или показывать 2-3 знакомых музыкальных инструмента или игрушки по их звуку;

- сортировать объекты по форме (круг, треугольник; треугольник, прямоугольник; круг, квадрат);

- сортировать объекты по величине (большой – маленький);

- предвосхищать события, когда слышит реплики, которые употребляются в определенных ситуациях (например, слышит «Пойдем гулять» и идет к шкафу с одеждой);

- выражать предпочтение при выборе игрушек;

- понимать пространственные отношения «верх-низ», демонстрируя это своими движениями или предметом («Опусти ложку вниз», «Подними свою руку»);

- показывать 5 и более предметов по просьбе взрослого и отдавать их ему;

- обследовать привычное помещение и передвигаться в нем;

- разбирать предметы на три тождественные группы (тарелки, ложки и кубики);

- локализовать направление звуков как «спереди – сзади», «слева – справа», «далеко – близко»;

- использовать слуховое восприятие для ориентировки за пределами собственного дома;

- открывать контейнер и находить в нем предметы по их звуковому признаку (тиканье часов, шум заводной игрушки, звучание музыкальной шкатулки);

- решать простые практические задачи (например, достать предмет с помощью палки);*

- вбивать колышки молотком;

- нанизывать большие бусины (диаметром 1,5 – 2 см);

- катать, похлопывать, бить, щипать пластилиновый шарик;

- поворачивать ручку игрушки, телевизора, магнитофона;

- отвинчивать крышки различных предметов предметов;

- переворачивать страницы книги по одной;

- помещать крышки на кастрюли или сковородки;

- разворачивать завернутые в бумагу маленькие предметы;

- разрывать бумагу на две полоски (лоскута);

- тянуть в сторону и помещать вместе поп-бусы или другие трещащие игрушки;

- завинчивать нарезку предметов (гайки и болты, крышки на банках);

- рисовать красками, совершая пальцем горизонтальные, вертикальные и круговые движения;

- захватывать карандаш пальцами руки при сжатии ее взрослым.

- использовать простые предметы по их функциональному назначению (расческа, ложка, чашка и пр.);

- подбирать пару «большой – маленький», осуществляя отождествление любым из способов (осязательным, зрительно-осязательным, зрительным, осязательно-зрительным), соответствующим зрительным возможностям ребенка (степени тяжести зрительного дефекта);

- находить и показывать большие и маленькие предметы;

- подбирать пару сходных фигур (круг, квадрат, треугольник);

- давать один предмет, понимая значение слова «один»;

- находить объект по описанию его функции («Покажи, чем ты чистишь зубы»);

- помещать предметы «в», «на», «под» относительно других предметов;

- понимать значение слова «два»;

- показывать части тела по просьбе (пальцы на руках и ногах; зубы и язык во рту и пр.);

- называть свой возраст или показывать его с помощью пальцев;

- называть или показывать 2-3 знакомых музыкальных инструмента или игрушки по их звуку;

- сортировать объекты по форме (круг, треугольник; треугольник, прямоугольник; круг, квадрат);

- сортировать объекты по величине (большой – маленький).

На третьем году жизни ребенок усваивает знания, имеет представления о предметах первой необходимости – одежда, обувь, предметы быта, игрушки; о пространственных отношениях объектов окружающего мира – далеко, близко, тут, там; временные представления – сегодня, завтра, сейчас, потом, утро, вечер, день; количественные представления – большой, маленький, больше, меньше, один, два; названия цвета – красный, синий, зеленый, желтый.

 

Коррекционно-педагогическая помощь умственному развитию ребенка дошкольного возраста с нарушениями зрения решает следующие задачи:

1. совершенствование предметных действий ребенка в процессе развития бытовой, игровой, трудовой деятельности, а также деятельности изобразительной и конструирования;

2. формирование и коррекция ориентировочной деятельности ребенка;

3. развитие и коррекция наглядно-действенного мышления, направленного на решение практических задач и познание объекта;

4. формирование познавательной активности ребенка, направленной на овладение способами деятельности с новыми предметами;

5. формирование адекватных представлений об окружающем мире и произвольности их использования в практической и познавательной деятельностях;

6. формирование умственных действий, имеющих в своей основе внешние практические действия и включающих в свой состав мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, конкретизация).

Для того, чтобы ребенок умел совершать практические действия, его необходимо научить: