В возрасте от рождения до 1 года
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Коррекционно-педагогическая помощь умственному развитию ребенка раннего возраста с нарушениями зрения решает следующие задачи:
1. развития и коррекции его сенсомоторных функций;
2. формирования у ребенка действий манипулирования с предметами;
3. развития и коррекции подражательной деятельности ребенка;
4. формирования и коррекции предметных действий;
5. формирования и коррекции его действий обследования объектов окружающего мира.
Для того, чтобы развитие познавательной сферы ребенка с тяжелой зрительной патологией имело компенсаторную направленность, его необходимо учить:
В возрасте от рождения до 1 года
- реагировать на тактильные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые раздражители;
- играть со своими руками и ногами;
- реагировать на игрушку, подвешенную над детской кроваткой (слушает, смотрит, узнает, интересуется);
- определять направление к звучащей игрушке и тянуться к ней до тех пор, пока не схватит ее;
- искать предмет, который упал и лежит, не касаясь его тела и издавая непрерывный звук;
- удерживать погремушку в руке;
- подносить игрушку ко рту и выполнять ротовое обследование игрушки;
- встряхивать игрушку и похлопывать игрушкой по руке;
- брать игрушку двумя руками;
- стучать игрушкой по твердой поверхности;
- проявлять три поведенческие реакции при обследовании игрушки (встряхивание, похлопывание, ротовое обследование);
- предвидеть обычные, хорошо знакомые ситуации (кормление, купание и пр.);
- обследовать посредством осязания (осязания и зрения) новые объекты;
- подбирать маленькие мягкие игрушки с твердой поверхности;
- брать маленькие кубики со стола большим и указательным пальцами;
- перекладывать предмет с одной руки в другую;
- хлопать в ладоши («ладушки – ладушки»);
- пользоваться двумя руками, когда тянет, рвет, мнет что-нибудь;
- совершать отдельные движения одним или двумя пальцами (исследование углублений, нажимание кнопок или рычажков на игрушках);
- выщипывать изюм или отщипывать мелкие хлебные кусочки;
- исследовать картонные, мягкие, пластиковые книги;
- требовать движением или голосом продолжения знакомой совместной деятельности со взрослым;
- следить за движущимися один за другим объектами;
- играть с имеющими характерные особенности игрушками и предметами (катать мяч, трясти колокольчик, мять бумагу и пр.);
- доставать игрушки из контейнера;
- вкладывать один объект в другой, понимать назначение контейнеров;*
- показывать по просьбе взрослого 1-3 части тела (нос, рот, голова), дотрагиваясь до них;
- двигаться (ползти или идти) к желаемому объекту, который выступает как звуковой, зрительно-звуковой или зрительный ориентир.*
Примечание: умения, отмеченные * у слепых детей формируется с некоторым опозданием.