В возрасте от рождения до 1 года

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Коррекционно-педагогическая помощь умственному развитию ребенка раннего возраста с нарушениями зрения решает следующие задачи:

1. развития и коррекции его сенсомоторных функций;

2. формирования у ребенка действий манипулирования с предметами;

3. развития и коррекции подражательной деятельности ребенка;

4. формирования и коррекции предметных действий;

5. формирования и коррекции его действий обследования объектов окружающего мира.

Для того, чтобы развитие познавательной сферы ребенка с тяжелой зрительной патологией имело компенсаторную направленность, его необходимо учить:

В возрасте от рождения до 1 года

- реагировать на тактильные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые раздражители;

- играть со своими руками и ногами;

- реагировать на игрушку, подвешенную над детской кроваткой (слушает, смотрит, узнает, интересуется);

- определять направление к звучащей игрушке и тянуться к ней до тех пор, пока не схватит ее;

- искать предмет, который упал и лежит, не касаясь его тела и издавая непрерывный звук;

- удерживать погремушку в руке;

- подносить игрушку ко рту и выполнять ротовое обследование игрушки;

- встряхивать игрушку и похлопывать игрушкой по руке;

- брать игрушку двумя руками;

- стучать игрушкой по твердой поверхности;

- проявлять три поведенческие реакции при обследовании игрушки (встряхивание, похлопывание, ротовое обследование);

- предвидеть обычные, хорошо знакомые ситуации (кормление, купание и пр.);

- обследовать посредством осязания (осязания и зрения) новые объекты;

- подбирать маленькие мягкие игрушки с твердой поверхности;

- брать маленькие кубики со стола большим и указательным пальцами;

- перекладывать предмет с одной руки в другую;

- хлопать в ладоши («ладушки – ладушки»);

- пользоваться двумя руками, когда тянет, рвет, мнет что-нибудь;

- совершать отдельные движения одним или двумя пальцами (исследование углублений, нажимание кнопок или рычажков на игрушках);

- выщипывать изюм или отщипывать мелкие хлебные кусочки;

- исследовать картонные, мягкие, пластиковые книги;

- требовать движением или голосом продолжения знакомой совместной деятельности со взрослым;

- следить за движущимися один за другим объектами;

- играть с имеющими характерные особенности игрушками и предметами (катать мяч, трясти колокольчик, мять бумагу и пр.);

- доставать игрушки из контейнера;

- вкладывать один объект в другой, понимать назначение контейнеров;*

- показывать по просьбе взрослого 1-3 части тела (нос, рот, голова), дотрагиваясь до них;

- двигаться (ползти или идти) к желаемому объекту, который выступает как звуковой, зрительно-звуковой или зрительный ориентир.*

Примечание: умения, отмеченные * у слепых детей формируется с некоторым опозданием.