Содержание процессного подхода к управлению качеством
Внедрение СМК. Процессный подход
К основным мероприятиям по построению системы качества можно отнести следующее.
- Обучение персонала предприятия для обеспечения определенного профессионального уровня в вопросах построения систем качества.
- Принятие высшим руководством предприятия взвешенного решения о создании системы качества.
- Маркетинговые исследования по выявлению потребностей рынка в оказываемых услугах или продукции.
- Формирование политики качества предприятия, определение целей и постановка задач предприятия.
- Подтверждение всем персоналом сформулированных целей и задач в области качества.
- Назначение уполномоченного по качеству, наделенного соответствующими полномочиями.
- Фиксация исходного состояния: установление несоответствия в управлении производством требованиям и нормам ISO, установление отклонения от планируемого состояния качества услуг или продукции предприятия.
- Создание плана совершенствования производства и разработки документов по качеству.
- Разработка элементов системы качества, документированных процедур и рабочих инструкций.
- Постоянный мониторинг работы системы качества и ее совершенствование.
Содержание процессного подхода к управлению качеством
Большинство российских организаций имеют функциональную структуру управления и надеются повысить эффективность управления путем внедрения процессного подхода. По оценке западных экспертов [1], организация функционального управления на современных российских предприятиях очень далека от совершенства. Поэтому в качестве первых шагов предлагается посмотреть на свою организацию со стороны и навести в ней элементарный порядок, четко определив ответственность, полномочия, ресурсы, информационные и управленческие связи. Данный подход не отвергает существующей системы управления, а определяет пути ее улучшения и постепенного перехода к процессной системе управления.
В МС ИСО серии 9000: 2000 принцип процессного подхода является одним из фундаментальных.
ГОСТ Р ИСО 9000-2001 «Системы менеджмента качества. Словарь» трактует процесс следующим образом:
Процесс – это набор взаимосвязанных и взаимодействующих операций (действий), которые преобразуют входы в выходы.
Бизнес-процесс – это совокупность процессов и их взаимодействий, результатом (выходом) которой является продукция и/или услуги, поставляемые потребителям, а входами – материальные, информационные и трудовые ресурсы, поставляемые внешними поставщиками.
В ГОСТ Р ИСО 9001-2001 «Системы менеджмента качества. Требования» принцип процессного подхода изложен в разделе 4: «Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшать ее результативность в соответствии с требованиями настоящего стандарта. Организация должна осуществлять менеджмент этих процессов в соответствии с требованиями настоящего стандарта»:
· определять процессы, необходимые для достижения желаемого результата; идентифицировать входы и выходы;
· определять последовательность и взаимодействие этих процессов;
· обеспечивать наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержки этих процессов;
· установить четкие права, полномочия и ответственность за управление процессами;
· осуществлять мониторинг, определять критерии и методы измерения этих процессов;
· принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов;
· определять внутренних и внешних потребителей, поставщиков и других заинтересованных сторон;
· оценивать риски, последствия и влияние процесса;
· проектировать все этапы процесса, определять потребности в реинжиниринге.
Очень важно дать концептуальное определение процесса. По существу, построить любую систему управления можно только на основе однозначно определенных объектов, из которых будет состоять эта система. Соответственно, для системы процессного управления эти объекты определяются терминами «Процесс» и «Владелец процесса».
Процесс— это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя.Названия процессов, подпроцессов (или функций) должно быть выражено глаголом или отглагольным существительным.Например: «Процесс производства», «Процесс продаж», «Процесс маркетинга».
Владелец процесса — это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса.
Владелец процесса ведет управление процессом и является неотъемлемой составной частью процесса.
Данное определение базируется на определении стандарта МС ИСО 9000:2000 и является достаточно общим.
Выход (продукт)— материальный или информационный объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами.
Выход (продукт) процесса всегда имеет потребителя. В случае, если потребителем является другой процесс, то для него этот выход является входом. Выход (продукт) процесса также может использоваться в качестве ресурса при выполнении другого процесса. К выходам процесса могут относиться: готовая продукция, документация, информация (в том числе отчетная), персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги и т.д.
Вход бизнес-процесса — продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход.
Вход всегда должен иметь своего поставщика. К входам процесса могут относиться: сырье, материалы, полуфабрикаты, документация, информация, персонал (для процесса «Обеспечение кадрами»), услуги и т.д.
Ресурс бизнес-процесса — материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса.
К ресурсам процесса могут относиться: информация, персонал, оборудование, программное обеспечение, инфраструктура, среда, транспорт, связь и пр.
Пример 1.3 Счет на оплату является входом для финансовой службы. Выходом является оплаченный счет или копия платежного поручения. Для основного процесса бюджет, в рамках которого производится оплата счетов, является ресурсом (рис. 2).
Рис.2. Превращение входа в выход, а затем в ресурс основного процесса
Существует еще несколько признаков, по которым можно отнести объекты к категориям входов или ресурсов.
Ресурсы процесса:
• находятся под управлением владельца процесса;
• их объем планируется на большое количество циклов или длительный период работы процесса.
Входы процесса:
• поступают в процесс извне;
• их объем планируется на один или несколько циклов работы процесса, или выпуск определенного объема продукта. Деление объектов, необходимых для выполнения процесса,
на «входы» и «ресурсы», является достаточно условным. Более важным для выполнения процесса, является точное определение того, что должно поступить в распоряжение владельца процесса, чтобы процесс состоялся и был выполнен успешно.
Выходы, входы и ресурсы должны обозначаться существительными, поскольку они являются материальными объектами.
Кратко рассмотрим базовую методику управления процессом. На рисунке 1.3 показана концептуальная схема управления процессом, основанная на сформулированном выше определении процесса.
Процесс, представленный на рисунке 3, имеет входы и выходы. Для выполнения процесса используются ресурсы (персонал, оборудование, инфраструктура, среда и пр.). Управление процессом осуществляет владелец процесса. Все ресурсы, необходимые для выполнения процесса, находятся в его распоряжении. Можно дополнить определение владельца процесса, приведенное выше, следующим образом: «владелец процесса — должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении персонал, инфраструктуру, программное и аппаратное обеспечение, информацию о процессе, управляет ходом процесса и несет ответственность за результаты и эффективность процесса». Таким образом, в рассматриваемом понимании процессного подхода к управлению наличие владельца процесса, обладающего ресурсами, является важнейшим необходимым условием.
Для того чтобы вести управление процессом, владелец процесса должен получать информацию о ходе процесса и информацию от потребителя (клиента) процесса. Поэтому одной из составляющих частей процессного управления является система поступления информации владельцу процесса. Соответственно, вышестоящему руководству должна поступать регулярная отчетность о ходе процесса.
Рис. 3. Концептуальная схема управления процессом
Процесс не может существовать отдельно от организации. Для работы процессов вышестоящее руководство должно определить назначение процесса, поставить перед владельцем процесса цели и утвердить плановые значения показателей результативности и эффективности процесса. Владелец процесса, в свою очередь, принимает управленческие решения на основании поступившей информации и установленных планов.
Таким образом, на рисунке 3 представлена достаточно сложная схема процесса, учитывающая взаимосвязь горизонтальных материальных потоков и ресурсов и вертикальных информационных потоков и управленческих взаимодействий.