МС ИСО 19011:2002. Рекомендации по аудиту систем менеджмента качества и/или систем менеджмента окружающей среды
Очень интересный и полезный стандарт даже для тех организаций, которые не собираются проходить «Сертификацию системы менеджмента качества (окружающей среды)». В этом стандарте очень конкретно и подробно описаны рекомендации по подготовке, проведению и проведению аудита любой организации или ее части. В практике при-ч од ил ось встречать организации, причем очень крупные и известные в Госсии, которые использовали этот стандарт не только для «...систем менеджмента качества и/или систем менеджмента окружающей сре-П.1», но и для организации проверок, проводимых контрольно-ревизионным управлением финансовой дирекции в филиалах.
Аудит системы менеджмента качества проводится на основе рекомендаций данного стандарта. С помощью этих рекомендаций можно:
• подобрать внутренних аудиторов СМК для проведения внутренних аудитов СМК;
• провести внутренние аудиты СМК для улучшения деятельности организации;
• подготовиться к проведению аудита СМК внешними аудиторами.
Результатом аудита СМК внешними аудиторами (в случае успешного его прохождения) может стать сертификат соответствия СМК требованиям стандарта ГОСТ ISO 9001- 2011.
На основе версии стандартов ИСО серии 9000
под УПРАВЛЕНИЕМ КАЧЕСТВОМ понимают постоянный планомерный, целеустремленный процесс, воздействия на всех уровнях на факторы и условия производственного процесса, обеспечивающего создание продукции оптимального качества и полноценное ее использование.
УК рассматривается как корректирующее воздействие на процесс формирования качества в производстве и проявление его в потреблении.
Из этого определения следует, что определенный уровень качества должен устанавливаться, обеспечиваться и поддерживаться.
Это означает, что УК направлено на регулирование всех этапов жизненного цикла и предусматривает:
-техническую подготовку производства;
-входной контроль;
-процесс изготовления продукции;
-организацию, мотивацию и оплату труда, учет и финансовую деятельность, контроль качества работы и продукции;
-послепродажное обслуживание и эксплуатацию.
Основными задачамиуправления качеством являются:
- изучение рынка сбыта;
- изучение национальных и международных требований к выпускаемой продукции;
- разработка методов и средств воздействия на процессы исследования, проектирования и производства;
-сбор, анализ, хранение информации о качестве продукции.
Процесс управления качеством продукции состоит из следующих операций:
- разработка программы управления, планирования повышения качества продукции;
-сбор и анализ информации о любом объекте, влияющем на качество;
- выработка управленческих решений по управлению качеством и подготовка воздействий на объект;
- выдача управленческих решений;
- анализ информации об изменениях качества объекта, которые вызваны управленческими решениями.
Т.О. Управление качеством – это воздействие на производственный процесс, которое включает три элемента субъекты процесса, объекты процесса и сам процесс
Субъектамиуправления выступают руководители различных уровней, осуществляющие управление качеством на соответствующем уровне организации.
Объектамиуправления являются: процессы, осуществляемые в организации; -продукция, т.е. конечный результат деятельности предприятия;
- персонал в лице как отдельных исполнителей, так и отдельных структурных подразделений, реализующих определенные функции в системе управления качеством.