Ответы - 6

1. Расчет доли рынка и оценка его позиции:

№№ п/п Продажа, млн. руб. Доля рынка (удельный вес, %% к итогу) Место участника рынка
27,4 Претендент на лидерство
8,1 Аутсайдер рынка
48,8 Лидер рынка
15,7 Слабая позиция рынка
ИТОГО 100,0 -

 

2. Матрица Портера для предприятий города:

 

а) Спрос превышает поступление товаров на 20%:

[(300 : 250) ´ 100 = 120%]

б) Внутриотраслевая конкуренция характеризуется долей каждого товара в общем объеме внутриотраслевой продажи:

Предприятие № 1 – 49,5% [(104 : 210) ´ 100];

Предприятие № 2 – 38,6% [(81 : 210) ´ 100];

Предприятие № 3 – 11,9% [(25 : 210) ´ 100].

в) угроза со стороны новых конкурентов составляет 41,7% в общем объеме товарооборота [(150 : 360) ´ 100)].

3. Коэффициент вывода устаревших изделийс рынка составил 24% [(12 : 50) ´ 100], коэффициент обновления равен 72% [(12 + 20) : 50] ´ 100.

Затраты на производство и транспортировку в предприятии А были равны 273 млн. руб. Коэффициент привлекательности предприятия А равен 3,1 (852 : 273).

Выручка предприятия Б составила 1278 млн. руб. (852 ´ 1,5); коэффициент привлекательности предприятия Б составила 3,99 (1278 : 320).

Следовательно, предприятие Б почти на 30% привлекательнее предприятия А (3,99 : 3,10).

4. В стратегической матрице типа БКГ анализируемое предприятие относится к позиции "Дойная корова", где при достаточно сильном потенциале на рынке сложилась неблагоприятная конкурентная ситуация со средним уровнем риска, при которой рекомендуется ресурсосберегающая стратегия и накапливание средств для последующего наступления.

 

    a a1b1®c1 РН c   a1b2®c2 РС
    b a2b1®c2 РС d a2b2®c3 РВ
 

 

Предприятие отнесено к зоне среднего риска.

5. Расчет экспертной оценки риска выпуска нового товара:

Факторы риска п/п Предприятие 1 Предприятие 2
гр. 1 гр.2 гр. 3 (гр.1´гр.2) гр.4 гр.5 гр.6 (гр.4´гр.5)
0,10 0,30 0,80 0,80
0,10 0,20 0,10 0,70
0,10 0,30 0,10 0,90
0,20 0,60 0,20 1,00
0,10 0,20 0,10 0,50
0,05 0,15 0,05 0,35
0,05 0,15 0,05 0,45
0,05 0,15 0,05 0,30
0,02 0,10 0,02 0,18
0,05 0,15 0,05 0,40
СУММЫ - - 2,30 - - 5,58

 

В предприятии № 1 коэффициент риска составил 2,30 балла, т.е. оно находится в зоне минимального риска. В предприятии № 2 коэффициент - 5,58, т.е. оно попадает в зону критического риска. Это означает, что предприятие № 2 рискует в 2; раза больше, чем предприятие № 1 (5,58 : 2,30 = 2,43).

 

 

Литература - 6

 

1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996

2. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг. – М.: Экономика, 1999, гл. 2.5, 4.3

3. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996, гл. 1, 2, 3

4. Голубков Е.М. Маркетинг: Словарь-справочник. – М.: Дело, 2000.

5. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. – М.: Финпресс, 1998, гл. 6.7

6. Гольцов А.В. Стратегический маркетинг. – Рязань, "Март, 1998, гл. 2.3, 2.4, 3.4

7. Диксон П.Р. Управление маркетингом / Пер. с англ. – М.: "Бином", 1998, гл. 4

8. Котлер Ф. и др. Основы маркетинга. Второе Европейское изд. / Пер. с англ. – К., М., Спб.: "Вильямс", 1998, гл. 12

9. Котлер Ф. Маркетинг-менеджмент / Пер. с англ. – Спб.: "ПИТЕР", 1998, гл. 8

10. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Пер. с фр. – Спб., "Наука",1996, гл. 8

11. Лифиц И.М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг. – М.: "Юрайт-М", 2001

12. Портер М. Конкуренция / Пер. с англ. – СПб, М., К.: "Вильямс", 2002

13. Риски в современном бизнесе / Грабовый П.Г. и др. – М.: "Аланс", 1994, гл. 2

14. Статистика рынка товаров. Изд. 2 / Под ред. И.К.Беляевского. – М.: Финансы и статистика, 2002, гл. 2.7

15. Управление риском в рыночной экономике / Вяткин В.Н. и др. – М.: Экономика, 2002

16. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. – М.: "Гном и Д", 2001

17. Экономическая стратегия фирмы / Под. ред. А.П.Градова. – Спб.: "Специальная Литература", 1955, гл. 3, 4 и 5