СИСТЕМЫ ВТОРИЧНОЙ РАДИОЛОКАЦИИ

ВВЕДЕНИЕ

В радиолокационных системах посадки, как отмечалось выше, используется метод активной радиолокации с активным ответом. Активный ответ осуществляется самолетными ответчиками (СО). Основными преимуществами такого метода по сравнению с работой по пассивным объектам кроме отмеченных в увеличения дальности действия радиолокатора и устранения помех от местных предметов являются возможность индивидуального опознавания самолета (путем передачи бортового номера), а также возможность непрерывного контроля высоты полета самолета и автоматической передачи дополнительной информации (сигнала «Бедствие», информации о запасе топлива и др.). Самолетные ответчики в комплексе с наземными радиолокаторами позволяют значительно повысить эффективность регулирования воздушного движения, обеспечивают безопасность и экономичность полетов. В настоящее время установка радиолокационных ответчиков на самолетах и вертолетах всех типов является обязательной.

В настоящем групповом занятии приняты следующие сокращения и условные обозначения:

АФС – антенно-фидерная система;

ВРЛ – вторичный радиолокатор;

ВРС – вторичная радиолокационная система;

ДВ – датчик высоты;

ДРЛ – диспетчерский радиолокатор;

КАСО – контрольная аппаратура самолетных ответчиков;

ОРЛ – обзорный радиолокатор;

ПРЛ – посадочный радиолокатор;

РСП – радиолокационная система посадки самолетов;

СВС – система воздушных сигналов;

УВД – управление воздушным движением;

УВИД – указатель высоты индукционный с датчиком;

ЭРП-СО-69 – эксплуатационно-ремонтный пульт для ответчика СО-69.


СИСТЕМЫ ВТОРИЧНОЙ РАДИОЛОКАЦИИ

 

Самолетные ответчики в комплексе со вторичными радиолокаторами аэродромов и трасс значительно повышают эффективность регулирования воздушного движения, обеспечивают безопасность и экономичность полетов.

Радиолокационный самолетный ответчик СО-69 является бортовым оборудованием вторичной радиолокационной системы (ВРС) и предназначен для обеспечения работы в активном режиме:

радиолокационных систем посадки (режим “РСП”);

радиолокационных систем управления воздушным движением (режим “УВД”);

обзорных РЛС (режим “П-35”).

Функциональная схема типовой вторичной радиолокационной системы (ВРС ) см. рис.1.

 

1. Бортовой ответчик

2. Вторичный радиолокатор

3. Линия трансляции

4. Аппаратура определения радиолокационных координат самолета

5. Аппаратура обработки информации (номер, высота и т.п.)

6. Аппаратура отображения информации на рабочих местах диспетчеров.

Рис.1 Функциональная схема типовой ВРС

 

ВРС включает в себя:

бортовое (ответчики);

наземное (ВРЛ и аппаратура отображения информации) оборудование.

Вторичный радиолокатор осуществляет запрос ответчиков самолетов, находящихся в зоне его действия. Для запроса используются обычно двухимпульсные интервальные коды. Бортовые ответчики излучают ответные кодовые посылки.

Структура кода зависит от режима работы ответчика. Для ответа используются двух- и трехимпульсные интервальные коды.

Эти сигналы используются в ВРС для определения радиолокационных координат самолета, в связи с чем их называют координатными кодами.

Ответчик в режиме “УВД” излучает кроме координатных также информационные коды, содержащие различную информацию (номер, высота и т.д.).

Ответные коды принимаются вторичным радиолокатором и транслируются на командно-диспетчерский пункт (КДП). Аппаратура КДП обеспечивает возможность определения радиолокационных координат самолетов (дальность, азимут), а также получения дополнительной информации (номер, высота) непосредственно на рабочих пультах диспетчеров УВД.

Определение координат самолета при помощи самолетного ответчика называется методом активного ответа. Ответчик принимает сигналы радиолокатора, преобразует их, усиливает и излучает ответные кодированные сигналы. Сигналы самолетного ответчика принимаются приемником наземного радиолокатора, преобразуются и подаются на индикатор радиолокатора. Ответный сигнал ответчика является более мощным, чем сигнал, отраженный от самолета. Поэтому применение СО-69 увеличивает дальность действия радиолокатора и значительно устраняет помехи от местных предметов, так как приемник наземного радиолокатора принимает только специальные (кодированные) сигналы самолетного ответчика (на частоте, отличной от частоты сигналов, отраженных от местных предметов и метеофакторов).

Самолетный ответчик работает в четырех режимах: УВД, РСП, П-35, СРО. Перевод ответчика из одного режима работы в другой производится с помощью переключателя рода работ, установленного на щитке.

При посадке самолетов по системам РСП-6 (РСП-7) применяется режим РСП, ответчик принимает запросные сигналы 3- и 35-сантиметровых радиолокаторов РСП-6 (РСП-7). Каждый из запросных сигналов является кодированным, состоящим из двух импульсов с разным временным интервалом для каждого радиолокатора. Сигналы каждого из радиолокаторов, принятые ответчиком, детектируются, усиливаются и преобразуются в одиночные. Каждый одиночный сигнал проходит по своему каналу и кодируется в двухимпульсный код с различными временными интервалами для ПРЛ и ДРЛ-Д.

При подаче сигнала опознавания (нажатии летчиком кнопки ЗНАК) ответчик вырабатывает ответный двухимпульсный код с постоянным временным интервалом, независимо от кода запроса.

Ответчик работает на одной из двух фиксированных частот. Принятые на земле сигналы ответчика после преобразования и декодирования в случае обычного ответа дают на индикаторе радиолокатора одиночную отметку нормальной яркости, в случае сигнала опознавания — более яркую одиночную отметку.

При работе ответчика в режиме УВД диспетчерский радиолокатор, имеющий аппаратуру приема и отображения цифровой информации, по запросу получает кроме координатных кодов данные о высоте полета и номере самолета в виде двоично-десятичных кодированных импульсов, которые отображаются на экране индикатора в виде цифр, и информацию об остатке топлива в виде четырехразрядного специального кода.

Посадочный радиолокатор данных о высоте полета самолета от ответчика не получает.

При работе ответчика с радиолокаторами П-35 применяется режим работы «П-35». В этом режиме самолетный ответчик принимает одиночные сигналы радиолокатора и излучает ответные кодированные сигналы, состоящие из двух импульсов с постоянным временным интервалом.

При подаче сигналов опознавания в ответный сигнал после последнего импульса через постоянный интервал вводится дополнительный импульс. Радиолокаторы П-35Т, имеющие аппаратуру приема и отображения информации, получают данные о высоте полета и номере самолета так же, как на диспетчерском радиолокаторе.

Получение информации о бортовом номере самолета осуществляется посредством кратковременного изменения интервала запросного кода. Переключение радиолокатора в режим запроса номера производится автоматически с диспетчерского локатора. Информация о номере отображается на знаковой электронно-лучевой трубке.

В радиолокационных системах, оборудованных аппаратурой информации в цифровом виде, на цифровом табло может быть получена последовательно информация о высоте и номере самолета, находящегося в зоне действия радиолокатора, путем ручного стробирования его по дальности и азимуту.

При работе в режиме СРО ответчик запускается специальным импульсом, выдаваемым ответчиком СРО-2М одновременно с излучением ответного сигнала. Одновременно излучение ответного сигнала ответчиками СРО-2М и СО-69 служит для индивидуального опознавания самолетов в системе радиолокационного опознавания «Кремний-2М».