Анализ устойчивости / колеблемости рынка

 

В анализе рыночной ситуации одной из важнейших характеристик состояния рынка является оценка степени его устойчивости. Устойчивое развитие проявляется в предсказуемом, равномерном изменении рынка или в его стабильном состоянии. Рынок может развиваться плавно, без резких отклонений в ту или другую сторону, но и может и колебаться, т.е. резко менять вектор своего развития: то расти, то падать и т.п. Устойчивое развитие рынка, отсутствие значительных диспропорций и колебаний создает определенные предпосылки для роста экономики.

Для устойчивого развития рынка характерно отсутствие или низкий уровень стихийности, неупорядоченности. Стихийность рынка, действие случайных, непредсказуемых факторов как раз проявляется в конъюнктурных колебаниях его параметров, их отклонениях от линии нор­мального, устойчивого развития.

Например, устойчивым развитием рынка можно считать линию тренда, практически совпадающую или очень близкую к эмпирической. Неустойчивость развития рынка обнаруживается в форме кризисных явлений, инфляционных ожиданий, проявлений ажиотажного спроса, проявления диспропорциональности, резких колебаний и т.п.

Рыночные колебания проявляются как во времени, так и в пространстве. В первом случае они обнаруживаются в динамике, в форме ломаной линии тенденции изменения рынка, во втором случае в виде неравномерного развития рынка (колебаний по предприятиям, по территории и т.п.). Чем меньше размах колебаний, т.е. чем устойчивее рынок и его развитие, тем надежнее его оценки и прогнозы, тем ниже риск проведения маркетинговых мероприятий.

Антиподом устойчивости является колеблемость, вариация. В динамике колеблемость развития рынка во времени измеряется как среднее значение суммы отклонений фактических уровней развития от основной тенденции, т.е. от тренда. Этот показатель, выраженный в процентах к среднему уровню, известен как коэффициентом аппроксимации. Он рассчитывается как среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней от тренда:

,

где – среднеквадратическое отклонение эмпирических уровней динамического ряда от тренда;

yi – i-й уровень динамического ряда;

yt ­ – сглаженный i-й уровень динамического ряда (тренд);

n – число i-х уровней динамического ряда.

 

В оперативном анализе динамики устойчивости целесообразно использовать конъюнктурный метод тестирования. В конъюнктурном тесте используются три группы величин (переменных):

v инструментальные переменные – зависимые от деятельности предприятий, планируемые самими предприятиями;

v переменные ожидания – зависимые не от предприятий, а от внешних факторов;

v совокупные переменные – зависимые как от действий предприятий, так и от внешних факторов.

Характер равномерности/неравномерности рыночных изменений изучается на основе опросов предпринимателей. Например, в 2000 г. 2/3 торговых организаций сообщили, что их экономическое положение по отношению к предшествовавшему периоду не изменилось, около 15% – что их положение улучшилось, и примерно пятая часть – что оно ухудшилось. Это свидетельствует о том, что большая часть предпринимателей тяготеет к стабильности рынка. Этот показатель можно рассматривать в качестве индекса предпринимательской уверенности.

 

Конъюнктурные тесты представляют собой средние арифметические из трех возможных оценок сложившейся тенденции развития рынка: рост (подъем), стабильность, понижение (спад), каждой из которых присваивается соответствующий балл. Конъюнктурный анализ динамики дает обобщающую оценку тенденций развития рынка.

Изучение колеблемости рынка в территориально-экономическом пространстве связано с проблемой оценки его однородности. В рыночной совокупности присутствуют признаки неоднородности (гетерогенности), что проявляется в сложной структуре товарного рынка, в выделении и вариации самостоятельных элементов рынка, в территориальных и динамических различиях рыночных показателей. Известны несколько методов оценки и критериев однородности и различий рыночных явлений. Например, осуществляется разбиение совокупности на однородные группы (кластеры), при этом оценивается дисперсия групп, рассматриваются показатели распределения локальных рынков по размеру товарооборота и прибыли, определяются показатели вариации степени удовлетворения покупательского спроса, рассматривается вариация цен по предприятиям, выступающим со своими товарами на рынке и т.д. Дифференциация рынков по ряду признаков может указывать на проявления конкуренции или на неустойчивость рыночной ситуации.

Простейший способ оценки устойчивости/неустойчивости рынка представлен расчетом структуры рынка по какому-либо параметру, например, по признаку цен. Близость этих показателей к среднему уровню показывает, что рынок находится в устойчивом состоянии. Другое дело, если каждая группа занимает в совокупности значительное место. Например, в общем объеме продажи товары 1-го сорта составили 50%, товары 2-го сорта – 12% и низкокачественные, но дешевые товары – 38%. Это свидетельствует о значительной дифференциации спроса. Средний показатель составляет 33 %. Если в первом случае спрос отклонялся от среднего уровня на17 процентных пунктов, то во втором случае – на 21 и в третьем – на 5 пунктов.

Более надежную информацию о колеблемости параметров рынка дают формализованные оценки колеблемости показателей рынка, в частности вариации в географическом или экономическом пространстве (по регионам или по конкурирующим фирмам, или по собственным предприятиям – торговым единицам и т.п.). Для расчета алгоритма вариации используется следующая статистическая формула:

где V – коэффициент вариации (стандартизованный в процентах к среднему уровню по территории или по предприятиям);

s – среднеквадратическое отклонение, исчисляемое по формуле:

,

где n – число i-х единиц (предприятий, регионов);

Fi – "вес", характеризующий размер i-й единицы (товарооборот, численность населения и т.п.);

yi– параметр рынка i-го предприятия (или региона);

_

y– среднее значение параметра (средний уровень), исчисляемое по формуле средней арифметической взвешенной:

Свою специфику имеет территориальный анализ колеблемости рынка. В территориальном анализе дифференциации рынка широко используются группировки региональных показателей состояния и развития рынка. Наиболее широко используется расчет регионального коэффициента вариации товарооборота на душу населения:

где sD – среднее квадратическое отклонение;

Di – товарооборот на душу населения i-го региона;

__

D – средний по всей совокупности регионов товарооборот на душу населения;

Si – численность населения i-го региона;

n – число i-х регионов.

 

В территориальном анализе определенную роль играет степень агрегации показателей. Вариация средних уровней душевого товарооборота крупных экономических районов (зональная вариация) обобщает и осредняет региональные различия небольших территорий. В соответствии с правилом сложения дисперсий общая территориальная вариация складывается из среднего уровня внутригрупповых показателей колеблемости и межгрупповой вариации:

__

где – общая дисперсия (колеблемость региональных показателей товарооборота на душу населения);

___

– средняя из внутригрупповых (внутрирегиональных) дисперсий;

– межгрупповая дисперсия (колеблемость зональных, или районных экономических показателей товарооборота на душу населения).

Известный в статистике эмпирический коэффициент детерминации (h 2) показывает долю (удельный вес) всех вариации региональных показателей душевого товарооборота, обусловленных региональной дифференциацией крупных (зональных) территориальных образований и сравнительно небольших районов:

Таким образом, вариация показателей динамики и территориальных различий рынка позволяет оценить степень дифференциации его экономического и социального развития.