Идентификация
Новорожденный щенок изначально не знает, что он собака и не может распознать животных своего вида Этому, оказывается, нужно научиться!
Благодаря видовой идентификации щенок начинает распознавать своих родителей (детский импринтинг), формировать социальные взаимоотношения (социальный импринтинг) и сексуальные взаимоотношения (половой импринтинг). Животное, у которого по каким-либо причинам естественный процесс импринтинга был нарушен, может считать себя представителем другого вида. Так, щенок фокстерьера (кобель) выращивался в полной изоляции и был предъявлен другим собакам в возрасте 16 недель - при игровых атаках нормальных щенков он вел себя неестественно заторможено. При контакте с другими щенками, также выращенными изолированно, было отмечено, что собаки относились друг к другу без агрессии, но и не взаимодействовали Друг с другом. Исследователи пришли к выводу, что Щенки, выращиваемые в изоляции до 16- недельного возраста, не могут наладить социальных контактов с другими представителями своего вида и отвергаются ими. В другом случае кобель чихуа-хуа, выращенный кошками до 16- недельного возраста, оказывал предпочтение кошкам и проявлял испуг в присутствии собак (он также никак не реагировал на собственное отражение в зеркале). С другой стороны, щенки, выращиваемые в семье человека с 4- недельного возраста (совместно с собаками, кошками или детьми), без контактов с Другими собаками, выказывали большую доброжелательность к людям, чем к собакам. Например, взрослый Шелти, выращенный в семье с котом и двумя детьми, оказывал сексуальное предпочтение кошке и нападал на всех собак, независимо от пола. Практика показыва-ет. что к 6-недельному возрасту у щенков уже в основном сформированы социальные и сексуальные предпочтения, изменить которые бывает довольно трудно.
Дата окончания стадии идентификации зависит от
ряда факторов, часть которых являются наследуемы-
ми (порода, линии, индивидуальные особенности), а часть внешними (поведение матери, других собак, качество окружающей среды). Среда, богатая стрессовыми воздействиями (например, жизнь бездомной собаки), приводит к более раннему окончанию этой стадии (промежуток между 7 и 9 неделями).
Идентификация имеет несколько характерных свойств:
• Ее результаты устойчивы и сохраняются иногда на всю жизнь.
- Запоминание (научение) происходит очень быстро.
• Запечатление братьев и сестер служит основанием для будущей общительности.
• Идентификация оказывает влияние на возможность последующей коммуникативности животного.
Факторы риска:
полное отсутствие общения с собаками своей или других пород в период между 3 и 12±5 неделями жизни способствует идентификации щенка с другими видами животных, с которыми он общался в этот период (в основном люди, иногда кошки, кролики и т.п.) или их суррогатами (игрушечное животное, предметы и т.п.).
результаты идентификации отличаются устойчивостью и сохраняются иногда на всю жизнь.
Во взрослом возрасте это приводит:
• к социальному предпочтению запечатленных объектов;
• к избеганию контактов (трусливое или агрессивное поведение) с представителями собственного вида или породы (включая изображение в зеркале).
• Ограниченное общение с другими собаками в пе-риод с 3 до 12±5 недель жизни приводит к нормальной или несколько измененной идентификации, в зависимости от обстоятельств:
• возможно восстановление нормальной идентификации, если в 9- недельном возрасте собака имеет возможность общаться с другими щенками;
• поведение может быть очень неустойчивым - от социального предпочтения, незаинтересованности в контакте до агрессии по отношению к собакам, несмотря на почти нормальную возможность общения.
• Кстати, отражение в зеркале слишком неподходящий объект для импринтирования.
Межвидовая социализация
Межвидовая социализация (межвидовое предпочтение, способность общаться с представителями других видов) несколько отличается от идентификации:
• она легко образуется, но требует постоянного подкрепления (тренировки), иначе угасает;
• она не распространяется на всех представителей вида, к которому выработано предпочтение - она индивидуальна.
Щенок не имеет наследуемых программ, обеспечивающих механизмы взаимодействия с другими видами животных. Однако 12 тысяч лет одомашнивания (доместикации) показало, что такие взаимодействия возможны. Особенность собак, заключающаяся в социальном импринтинге - обучение определению, распознанию и запоминанию социальных партнеров - мо-жет дать возможность к взаимодействию с другими видами животных и человеком (если это осуществляется по отношению к человеку, то часто называется социализацией).
И опять несколько примеров. Щенки, выращиваемые с почти полной изоляцией от людей, по одному изымались из привычной для них среды и передава-
лись на неделю для тесного контакта (хэндлинга) с человеком. После хэндлинга проверяли реакцию щенков на человека. Оказалось, что опасливое (трусоватое) отношение к человеку уменьшалось, если хэндлинг начинался от 3 до 5-ти недельного возраста, и было минимальным в 5-ти недельном возрасте, затем снова увеличивалось. Уменьшение или исчезновение страха перед человеком, после хэндлинга, было наиболее эффективным, если общение с человеком осуществляли в возрасте 3 недель и было незначительным, когда с ним начинали общаться в 5, 7 и 9-и недельном возрасте (Freedman, King, Elliott, 1961, Scott and Fuller, 1965).
В другом эксперименте щенка, содержащегося в таких условиях, как и в первом примере, помещали на 10 минут ежедневно в комнату с пассивно ведущим себя человеком (человек сидел на стуле и никакого внимания на собаку не обращал) (Scott and Fuller, 1965):
• если щенка помещали в комнату в возрасте от 3 до 5 недель, щенок открыто и явно обследовал пассивного наблюдателя;
• если щенка помещали в комнату в возрасте 7 недель, требовалось 2 дня (два 10-ти минутных сеанса), прежде чем щенок начинал исследовать человека;
• если щенка помещали в комнату в возрасте 9 недель, требовалось 3 дня ( три 10-ти минутных сеанса), прежде чем щенок начинал исследовать человека;
• если щенка помещали в комнату в возрасте 14 недель, щенок не приближался к человеку.
Легко напугать щенка в 12-ти недельном возрасте. Изолированное содержание и ручное вскармливание, контакт только с ограниченным кругом людей, исключение общения с другими людьми способствует формированию оборонительной реакции по отношению
к человеку {Scott and Fuller, 1965). Реакция страха была показана для всех исследуемых пород, хотя оборонительная агрессия у коккеров оказалась "более мягкой", чем у басенджи, терьеров, бигли и шелти.
По мнению многих зоопсихологов, щенки начинают демонстрировать дружелюбное поведение по отношению к незнакомому человеку, как только они способны это сделать (как только им позволит это сделать развитие их двигательной системы), т.е. начиная с 3-х недельного возраста. Но это дружелюбие снижается
почти прямо пропорционально с 5-й по 9-ю неделю жизни, сменяясь оборонительным поведением (которое появляется с 5-ти недельного возраста); щенок
, почти мгновенно забывает о реакции страха в возрасте от 3-х до 5-ти недель, но становится все более и более осторожным (продолжительность реакции страха увеличивается) с возрастом. С 12-ти недельного возраста для социализации требуются активные игры, а социализация в возрасте 14-ти недель, кажется, невозможна.
В результате предварительных исследований можно установить срок спонтанной социализации с другими видами животных, начиная с первого столкновения. Вероятно, он заканчивается в возрасте 12 ± 2 недель. Однако это не говорит о том, что привыкание (но это уже не импринтинг) не может развиваться в более позднем возрасте.
И, наконец, можно выделить как бы разновидность Межвидовой социализации: "социализация типа" - человек (мужчина, женщина, подросток, ребенок, младенец, черный, белый, с бородой, без породы, в шля-пе в белом фартуке и т.д.). Могут выделяться и другие признаки (собака и волк больше койота), породные особенности (Fox, 1978) и т.п. Сроки, качество и способность к контакту с большим или меньшим количе-
ством видов варьируют и определяются как внутренними (породными и индивидуальными особенностями), так и внешними (оборонительное поведение матери, условия выращивания и т.п.) факторами.
Социализация собаки зависит от наличия контактов с человеком в период между 3 и 12±2 неделями жизни и должна подкрепляться постоянными контактами с человеком. Ограничение контактов с людьми в этот период способствует развитию настороженности по отношению к человеку или боязни его (как у дикой собаки) и служит основой для формирования нежелательного поведения: трусости, повышенной тревожности, осторожности, фобий по отношению к некоторым типам людей (дети, мужчины и т.д.).
Занятия по социализации:
• Общение с различными типами людей в период между 3 и 12 ± 2 неделями жизни щенка облегчает обобщенную социализацию по отношению к человеку.
• Общение с животными других видов и собак других пород способствует выработке межвидовой социализации и снижает возможное агрессивное поведение собак по отношению к этим видам животных.
• Межвидовая социализация снижает какие-либо выраженные социальные предпочтения.
Фобии
Довольно часто страхи могут служить основой формирования фобий, которые часто определяют как навязчивые переживания страхов в определенной обстановке. Фобии имеют специфические поведенческие проявления, цель которых - избежание предмета страха, в том числе и обстановки, связанной с ним, или уменьшение страха с помощью навязчивых ритуа-лизованных действий.
Как упоминалось, в случаях, когда страх достигает силы аффекта (панический страх, ужас), он способен навязывать стереотипы поведения (бегство, оцепенение, защитная агрессия). Разнообразные навязчивые движения - двигательные стереотипы, возникающие при неврозах, могут сохраняться в течение длительного времени (года и более) после прекращения травмирующей ситуации и нормализации поведения. Навязчивые движения усиливаются при всяком эмоциональном возбуждении (при раздаче корма соседним собакам, появлении новых соседей и т.п.), но прекращаются при целенаправленных действиях (еда, ориентировочно - исследовательские реакции). Считается, что возникающие в этих условиях очаги застойного возбуждения приобретают доминирующее значение и начинают стереотипно функционировать при действии любого раздражения.
Коррекция трусливого поведения
Корректировать трусливое поведение (иногда его называют просто оборонительным или пассивно-оборонительным поведением) трудно. Как показывают лабораторные исследования в школах И.П. Павлова и Ю. Конорски, даже после отмены болевого воздействия классические и инструментальные оборонительные условные рефлексы угашаются (исчезают) с трудом. Ну, представьте себе: после определенного сигнала, например, громкого звука, вашу левую лапу очень-очень больно (!) ударяют током. То есть, как только слышишь сигнал, быстренько отдергивай лапу. Представьте себе также, что вас начинают уверять в том, что удара током после громкого звука не будет,
и предлагают это проверить. Предлагают не отдергивать лапу! Но дураков нет! Больно-то будет не им, а вам. Вдруг проверяющий пошутил или ошибся?!
И как это ни печально, но отучить собаку бояться слишком громких звуков, если это вызвано ее "слабой" нервной системой, практически невозможно.