Метод 7. Ориентировочное торможение

Под торможением, кстати, принято понимать сни­жение выраженности или исчезновение какой-либо реакции или действия животного. То есть, если мы за­ставляем исчезать или изменяться что-нибудь в пове­дении наших собак, можем смело говорить, что мы его затормозили. Термин этот пришел из физиологичес­ких лабораторий, как и метод ориентировочного тор­можения.

При изучении условно-рефлекторной деятельнос­ти было замечено, что начавшаяся или текущая дея­тельность животного прекращается или значительно изменяется при действии раздражителей, вызываю­щих ориентировочную реакцию. А если посторонний Раздражитель начинает действовать до начала или од­новременно с действием условного раздражителя, то условный рефлекс может совсем не проявиться.

Как правило, разнообразные новые или необыч­ные раздражители внешнего мира приводят к появле- нию сложных реакций, направленных на лучшее их восприятие, необходимое для анализа биологическо-го значения этих раздражителей для животного, что

и называют ориентировочной реакций, а иногда отвле­чением. То есть, когда мы и наши собаки слышим или видим что-нибудь очень новое или необычное, мы прекращаем заниматься тем, чем так увлеченно зани­мались до этого, чтобы выяснить, что это там такое происходит и чем это может нам грозить.

Длительность ориентировочной реакции и ее вы­раженность зависит от силы раздражителя и его нео­бычности (новизны), а также от индивидуальных осо­бенностей собаки. Поэтому в одних случаях прекра­щенная деятельность восстанавливается почти сразу же после прекращения действия постороннего раз­дражителя, а в других может отсутствовать от несколь­ких часов до нескольких лет.

В качестве раздражителей, пригодных для прекра­щения нежелательного поведения, можно использо­вать звуковые явления (хлопок в ладоши, выстрел дет­ского пистолета, звон брошенного в сторону собаки строгого ошейника, цепочки или металлической банки из-под кофе, набитой гайками, возглас или крик), зри­тельные и световые (внезапно упавший перед мордой предмет, фотографическая вспышка), тактильные (не­ожиданное касание того же брошенного строгого ошейника или дроби, выпущенной из рогатки) и все, что вы можете придумать, лишь бы это было необыч­ным для собаки.

Впервые в дрессировке "метательную цепь" стал пользовать известный немецкий дрессировщик девят­надцатого века Конрад Мост. Она пользуется широкой популярностью до сих пор. В 1984 году английский дрес­сировщик и зоопсихолог Джон Фишер соединил не­сколько медных пластин (дисков) и создал прибор, изда­ющий необычный, с точки зрения собаки, звук, вызываю­щий выраженное ориентировочное торможение. Ис­пользование этого прибора, получившего название "ме-

тода дисков", сейчас очень распространено на Западе.

Как мы уже говорили, очень важна сила раздражи­теля. Может случиться так, что собака не обратит ника­кого внимания на него и будет продолжать заниматься неблагопристойным делом. Но, с другой стороны, хло­пок а ладоши приведет в смятение карликового пуде­ля, а выстрел из детского пугача не вызовет никаких эмоций у московской сторожевой. И даже представи­тели одной породы могут по-разному реагировать на ваши воздействия, поэтому сначала изучите особенно­сти своей собаки. Время подачи тормозного раздра­жителя также играет большую роль. Гораздо эффектив­ней подавать его в момент приготовления собаки к со­вершению проступка, чем во время оного.

Метод ориентировочного торможения может быть полезен во многих случаях. Например, ваша собака подошла к помойке и потянулась к большой и аппетит­ной, с ее точки зрения, кости. Вот тут-то самое время бросить как можно ближе к ней жестяную банку с гай­ками, строгий ошейник или включить автомобильную сирену. Точно так же, если собака беспричинно швы­ряется на прохожих, попробуйте попасть ей в бок бро­шенным строгим ошейником - боль небольшая, но не­ожиданность сыграет свою роль.

Нежелательное поведение от одного урока может и не исчезнуть, а при повторении старайтесь приме-нять Другие раздражители, иначе к постоянно приме­няемым разовьется привыкание.

Метод 8. Выработка несовме­стимого поведения

Смысл этого метода заключается в том, что вам ни с чем и ни с кем не нужно бороться, ваша задача чисто

дрессировочная, просто нужно выработать у собаки еще один навык, выполнение которого не позволяло бы ей совершать нежелательный поступок. Сделать это нетрудно, так как давно замечено, что присутство­вать одновременно в двух местах физически невоз­можно, как и совершать два одинаково сложных дей­ствия. То есть сидеть и одновременно чесать лапой бок нетрудно, но клянчить у стола и выполнять хозяй­скую команду "Место!" одновременно невозможно.

Карен Прайор считает этот метод одним из изящ-ных и первым из позитивных, думаю, другой рекламы и не надо, и вот как предлагает бороться с собакой-по­прошайкой: "Решением этого вопроса методом № 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но можно устранить попрошайничество выработкой несовместимого по­ведения - например, обучить собаку лежать на пороге столовой, пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение управлялось стимулами. Затем вы мо­жете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду "ложись", укладываясь вдали от стола. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попро­шайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попро­шайничество угаснет".

А мы пойдем еще дальше. Предположим, что ваша собака: 1) скулит и лает от возбуждения, когда спуска­ется по лестнице; 2) громко лает на прогулке; 3) сама драк с собаками не затевает, но не прощает вольнос­тей и поэтому драки случаются часто; 4) охотится за кошками; 5) может при случае подобрать что-нибудь особо для нее ценное с земли; 6) может взять пишу у посторонних и 7) даже когда просто бежит по улице

ни на кого не обращая внимания, заставляет прохожих делать испуганный вид, подхватывая на руки детей.

С каждым из этих недостатков можно бороться, используя какой-нибудь свой особенный метод, но тогда их понадобится семь и в семь раз больше вре­мени. А можно обойтись одним. Для этого достаточно научить вашу собаку выходить на прогулку только с ап-портировочным предметом в пасти и носить его всю прогулку, то есть воспользоваться методом выработки несовместимого поведения. На самом деле, как лаять, когда рот закрыт? Как подобрать пищу с земли, если для этого надо выплюнуть аппортировочный предмет, а это строго воспрещается? Да и прохожие, видя иду­щую им навстречу собаку с веселой игрушкой в пасти, не только не паникуют, а улыбаются и часто говорят: "Ах, какая умная собака!".

Мой миттельшнауцер всегда чрезвычайно возбуж­дался, когда мы шли на прогулку, что выражалось в по­визгивании, подлаивании, а то и в подвывании. А это, конечно, спокойствию соседей не способствовало, Да и мне не нравилось. Используя подход метода 8, я научил собаку выносить на улицу и носить во время прогулки аппортировочный предмет. И это оказалось несовместимым с "оперными номерами" - для того, чтобы запеть, нужно было выплюнуть аппорт, а этого Делать было нельзя. Позднее я убедился, что обяза­тельность аппортировки исключает подбор пищи с земли, взятие пищи у посторонних, снижает количе­ство драк и позволяет ходить по улицам без наморд­ника. Миттельшнауцеру было уже около четырех лет, когда я научил его обязательной аппортировке, до это-го достаточно наломав дров со всякого рода отучени-ями. Но когда у меня появился щенок немецкой овчар­ки, уже с двухмесячного возраста я приучил его гулять только с игрушкой во рту. И когда он уже стал взрос-

лым, мы гуляли с ним по центру Москвы без поводка, и никаких проблем у нас не возникало. Но и этот метод не лишен недостатков. Мне становилось очень обид­но, когда моя собака была вынуждена отражать атаку, так и не выпуская предмета из пасти.

Итак, выработка несовместимого поведения один из лучших способов борьбы с собакой, но требует фантазии для изобретения нового навыка, времени и настойчивости от хозяина по его формированию. А если уж говорить о недостатках, то и на солнце есть пятна.

Метод 9. Связь поведения с определенным сигналом.

Мы уже с вами договорились, что причиной любо-i го поведения является потребность. То есть, когда мы голодны, нам необходимо совершить пищедобываю-щее поведение - сходить в магазин, открыть холо­дильник, что-то разогреть, что-то порезать. А если мы голодны, но находимся в учебной аудитории или в зри­тельном зале? Значит, потребность потенциально вы­зывает то или иное поведение, которое может и не проявиться, если нет условий, свидетельствующих о возможности удовлетворения данной потребности. Короче, мы и собаки не совершаем жевательных дви­жений, пока нечего жевать.

Ученые, занимающиеся поведением, называют ин­формацию, которая сигнализирует о возможности удовлетворения потребности, стимулами. Часто ими становятся наши команды, которыми мы пользуемся при дрессировке. Помните, для того, чтобы собака легче научилась, например, посадке, мы сначала со­здаем у нее пищевую потребность. Потом объясняем.

что она может получить пищу, если выполнит команду и сядет. Вначале собака лучше слушается, когда го­лодна. Но со временем, после многократных трениро­вок она начинает прекрасно слушаться и не будучи го­лодной. То есть наша команда-стимул приобрела при­чинное влияние на собаку. Вот на этой удивительной особенности научения и основывается девятый метод. В оперантной дрессировке это называется подведе­нием поведения под стимульный контроль. Поэтому Карен Прайор считает, что в ситуации, когда человек или животное обучены совершать действие в ответ на определенный ключевой (главный) стимул, поведение начинает подчиняться этому стимулу, а если этот сиг­нал не подается, то при его отсутствии поведение на­чинает угасать.

Этот метод можно использовать для того, чтобы из­бавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигна­лу, а затем перестать подавать этот сигнал. Для начала воспользуемся примером, который приводит Карен Прайор, тем более, что в нем участвует Дебора Скин-нер, дочь Б.Ф. Скиннера, одного из основоположников оперантной дрессировки. Итак, у Деборы Скиннер "бы­ла маленькая собачка, которая, когда ее выпускали гу­лять, начинала лаять и скулить под дверью, вместо то­го, чтобы идти по своим делам. Дебора сделала не­большой картонный диск, одна сторона которого была окрашена в белый, другая - в черный цвет, и повесила его на дверную ручку снаружи. Когда круг был повернут белой стороной, собаку сразу же впускали. Собака бы­стро обучилась не утруждать себя понапрасну, просясь в дом при черном сигнале. Когда Дебора находила, что ооачка пробыла на улице положенное время, она при­открывала дверь, переворачивала сигнальный круг, а затем впускала собачку как только та попросится. "

Если собака надоедливо лает на улице, попробуй-, те обучить ее команде "Голос!" и очень хорошо (значи­тельно!) закреплять данное поведение. Недели две-три почаще заставляйте собаку лаять по команде, под­крепляя ее лай, но ругая ее грозно, когда она даже ед­ва заметно взлаивает без команды. А потом постепен­но уменьшайте количество голосовых команд.

Этод метод может быть полезен и в случае, если ваша собака бросается на всех прохожих без разбора. Обратитесь на ближайшую дрессировочную площадку и отдрессируйте собаку по защитно-караульному кур­су (ЗКС), ИПО или по курсу "собака - телохранитель". Собака быстро поймет, в каких ситуациях ее поведе­ние подкрепляется положительно и станет гораздо безразличней к прохожим.

Метод подчинения нежелательного поведения оп­ределенному стимулу хорош тем, что данное поведе­ние не запрещается собаке, а это иногда и невозмож­но сделать, просто ей предлагается подождать с ним и тогда получить не трепку, а похвалу и поощрение. А собаки, как и мы, тоже избегают отрицательного и стремятся к положительному.

Метод 10. Подкрепление от­сутствия нежелательного по- ведения

Этот метод полезен тем, кто не хочет утруждать се­бя придумыванием изощренных способов борьбы с собачьим поведением и вообще не хочет бороться-Пожалуйста, можно заставить собаку прекратить не­желательное поведение, не заставляя ее этого делать-По сути, этот метод очень близок к методу формиро вания альтернативного поведения.

Смысл метода вы поймете, если прочитаете вот этот абзац из книги "Не рычите на собаку": "Зоопсихо­лог Гарри Фрэнк, который приручал волчат, беря их в дом на дневное время, решил подкреплять лаской и вниманием любую деятельность, кроме разрушитель­ной. Оказалось, что единственным времяпрепровожде­нием в человеческом жилище, при котором не грызлись кушетки, телефонные провода, ковры и прочее, было лежание на кровати; и мирно текли вечера, когда Гарри, его жена и трое значительно подросших молодых вол­ков возлежали на семейной кровати и смотрели телеви­зор". Точно так же поступил и я, когда мне пришлось со­держать в своей квартире чужую собаку - полуторого-довалую суку Лабрадора. Она была невоспитана (с моей точки зрения) и отличалась неуемной энергией и повы­шенной грызущей активностью. Для начала она сгрызла кроссовок. Но когда я узнал, что она еще и лазает на кровать, решил позволить ей это (по сути, подкрепил это поведение) прежде всего потому, что часто отсутст­вовал дома и не мог использовать другие методы кор­рекции поведения собаки. И все получилось прекрас­но - собака целыми днями нежилась на кровати, пред­почитая это занятие всем остальным.

Ваша задача не наказывать собаку за плохое пове­дение, а дождавшись его окончания, после небольшой паузы как можно более положительней, эмоциональ­ней и радостней похвалить собаку за отсутствие неже­лательного поведения.

Например, вы впервые приходите с собакой к ма­газину и привязываете ее шагах в десяти от двери. Го­ворите ей что-нибудь и направляетесь в магазин, вой-ти в который вам, однако, не дает собачий вопль. В обычной ситуации хозяин ведет себя так: возвраща­ясь к собаке, шлепает ее и пытается снова войти в ма-газин. Все повторяется еще раз и еще раз, иногда до

тех пор, пока хозяин не плюнет в сердцах и не отведет собаку домой. Почему? Потому, что собака прежде всего понимает: "Ага, мой вопль вернул любимого хо­зяина ко мне!". Ваши шлепки, как правило, бывают не­сильными и функции отрицательного подкрепления не выполняют, а потому бесполезны. А как нужно? Нужно не обращая внимания на собачьи вопли войти в мага­зин, но оставаться недалеко от двери. Как только со­бака перестанет вопить, а рано или поздно она обяза­тельно устроит перерыв, подождите еще секунду, вый­дите к ней и похвалите как следует. Потом еще раз, еще раз и еще, постепенно увеличивая период от пре­кращения воплей до вашего возвращения. Это очень хороший метод, если собака лает, воет и скулит, когда вы останавливаетесь поговорить со знакомыми, когда привязываете ее на дачном участке, когда приучаете ее жить в конуре, в вольере, сарае или во дворе или когда оставляете ее одну в квартире, уходя на работу. Благодаря этому методу собака начинает понимать, что именно ее молчание возвращает драгоценного хо­зяина или привлекает его не менее драгоценное вни­мание.

Этот же метод может пригодиться, когда собака надоедливо клянчит у стола. Если не обращать внима­ния на ее околострльные ужимки, рано или поздно со­бака где-нибудь ляжет. Вот тогда подойдите к ней и дайте ей кусочек. Конечно, собака тут же решит, что вернулись старые добрые времена и можно опять клянчить и вернется к столу. Подождите, пока она сно­ва не отчается и не отойдет и через 5-10 секунд (и в этом случае важно постепенно увеличивать паузу)> подойдите к ней и похвалите.

Этот метод наиболее любим собаками - при нем только хвалят.

 

Метод 11. Устранение мотива­ции

Вернемся к тому, что причиной поведения являет­ся какая-либо потребность, которую необходимо удовлетворить. Но потребность - понятие физиологи­ческое, а психологическим ее эквивалентом является мотивация - осознанное желание что-либо сделать. И мы уже говорили о том, что для устранения плохого поведения часто бывает достаточным устранить при­чину: 1) сделать ее не главной, чтобы она проигрывала в конкуренции потребностей или 2) удовлетворить ее безопасными способами.

Например, поедание кала свидетельствует, прежде всего, о неправильном кормлении собаки. О том же го­ворит и подбор пищи, особенно подтухшей, с земли. Что-то в предложенном ей рационе не устраивает соба­ку, и она пытается компенсировать это за счет пищевых и околопищевых продуктов. Поэтому, прежде чем при­менять какие-либо методы борьбы с данным поведени­ем, удовлетворите потребность собаки в недостающих питательных веществах. Но физиологические измене­ния в организме происходят медленно, и после того, как вы сменили рацион, собака еще продолжает бегать к помойкам и рыскать по кустам. Именно теперь вам по­может метод смены потребности - создайте у собаки игровую мотивацию. Играйте с ней всю прогулку во все известные вам игры и придумывайте новые. У нее про­сто не останется времени на другое. И постепенно сформируется новая мотивация для прогулки - если Раньше она рассматривала выход на улицу как возмож­ность найти недостающее, то теперь выход на улицу станет для нее возможностью наиграться с любимым хозяином. И поверьте, все собаки любят играть.

Или уходя на работу и наскоро выгуляв щенка, вы1 оставляете его одного с неудовлетворенной потреб­ностью в физической активности и познавательной Деятельности. Немного поспав, чтобы переварить пи­щу, поскольку перед уходом вы его покормили, он про­сыпается и приступает к удовлетворению проснув­шихся вместе с ним потребностей (мотиваций). По­следствия чего вы и застаете вечером. Попробуйте прогулять щенка до усталости и оставить ему какое-нибудь необычное, интересное для него и упругое для его зубов занятие. То есть, с одной стороны, вы удов-летворите его потребность в физической активности, а с другой, с помощью новых необычных игрушек вы-зовете новую потребность - исследовательскую, кото-рая часто переходит в игровую.

А если разрушительная активность щенка вызвана страхом одиночества? Эту мотивацию устранить сложнее. Можно заменить ее на исследовательскую, можно имитировать присутствие людей, оставляя включенным радио, а можно завести еще одного щен­ка, котенка или морскую свинку.

Способ устранения мотивации нежелательного no-ведения один из самых лучших. Он позволяет спра­виться с проблемами, не касаясь щенка. А если вы по­читаете книги об особенностях роста и развития соба­ки, вы сможете вести ее за собой, вовремя удовлетво­ряя возникающие у нее или формируя новые потреб­ности.