Метод 7. Ориентировочное торможение
Под торможением, кстати, принято понимать снижение выраженности или исчезновение какой-либо реакции или действия животного. То есть, если мы заставляем исчезать или изменяться что-нибудь в поведении наших собак, можем смело говорить, что мы его затормозили. Термин этот пришел из физиологических лабораторий, как и метод ориентировочного торможения.
При изучении условно-рефлекторной деятельности было замечено, что начавшаяся или текущая деятельность животного прекращается или значительно изменяется при действии раздражителей, вызывающих ориентировочную реакцию. А если посторонний Раздражитель начинает действовать до начала или одновременно с действием условного раздражителя, то условный рефлекс может совсем не проявиться.
Как правило, разнообразные новые или необычные раздражители внешнего мира приводят к появле- нию сложных реакций, направленных на лучшее их восприятие, необходимое для анализа биологическо-го значения этих раздражителей для животного, что
и называют ориентировочной реакций, а иногда отвлечением. То есть, когда мы и наши собаки слышим или видим что-нибудь очень новое или необычное, мы прекращаем заниматься тем, чем так увлеченно занимались до этого, чтобы выяснить, что это там такое происходит и чем это может нам грозить.
Длительность ориентировочной реакции и ее выраженность зависит от силы раздражителя и его необычности (новизны), а также от индивидуальных особенностей собаки. Поэтому в одних случаях прекращенная деятельность восстанавливается почти сразу же после прекращения действия постороннего раздражителя, а в других может отсутствовать от нескольких часов до нескольких лет.
В качестве раздражителей, пригодных для прекращения нежелательного поведения, можно использовать звуковые явления (хлопок в ладоши, выстрел детского пистолета, звон брошенного в сторону собаки строгого ошейника, цепочки или металлической банки из-под кофе, набитой гайками, возглас или крик), зрительные и световые (внезапно упавший перед мордой предмет, фотографическая вспышка), тактильные (неожиданное касание того же брошенного строгого ошейника или дроби, выпущенной из рогатки) и все, что вы можете придумать, лишь бы это было необычным для собаки.
Впервые в дрессировке "метательную цепь" стал пользовать известный немецкий дрессировщик девятнадцатого века Конрад Мост. Она пользуется широкой популярностью до сих пор. В 1984 году английский дрессировщик и зоопсихолог Джон Фишер соединил несколько медных пластин (дисков) и создал прибор, издающий необычный, с точки зрения собаки, звук, вызывающий выраженное ориентировочное торможение. Использование этого прибора, получившего название "ме-
тода дисков", сейчас очень распространено на Западе.
Как мы уже говорили, очень важна сила раздражителя. Может случиться так, что собака не обратит никакого внимания на него и будет продолжать заниматься неблагопристойным делом. Но, с другой стороны, хлопок а ладоши приведет в смятение карликового пуделя, а выстрел из детского пугача не вызовет никаких эмоций у московской сторожевой. И даже представители одной породы могут по-разному реагировать на ваши воздействия, поэтому сначала изучите особенности своей собаки. Время подачи тормозного раздражителя также играет большую роль. Гораздо эффективней подавать его в момент приготовления собаки к совершению проступка, чем во время оного.
Метод ориентировочного торможения может быть полезен во многих случаях. Например, ваша собака подошла к помойке и потянулась к большой и аппетитной, с ее точки зрения, кости. Вот тут-то самое время бросить как можно ближе к ней жестяную банку с гайками, строгий ошейник или включить автомобильную сирену. Точно так же, если собака беспричинно швыряется на прохожих, попробуйте попасть ей в бок брошенным строгим ошейником - боль небольшая, но неожиданность сыграет свою роль.
Нежелательное поведение от одного урока может и не исчезнуть, а при повторении старайтесь приме-нять Другие раздражители, иначе к постоянно применяемым разовьется привыкание.
Метод 8. Выработка несовместимого поведения
Смысл этого метода заключается в том, что вам ни с чем и ни с кем не нужно бороться, ваша задача чисто
дрессировочная, просто нужно выработать у собаки еще один навык, выполнение которого не позволяло бы ей совершать нежелательный поступок. Сделать это нетрудно, так как давно замечено, что присутствовать одновременно в двух местах физически невозможно, как и совершать два одинаково сложных действия. То есть сидеть и одновременно чесать лапой бок нетрудно, но клянчить у стола и выполнять хозяйскую команду "Место!" одновременно невозможно.
Карен Прайор считает этот метод одним из изящ-ных и первым из позитивных, думаю, другой рекламы и не надо, и вот как предлагает бороться с собакой-попрошайкой: "Решением этого вопроса методом № 1 будет выставить собаку из столовой или запереть в другой комнате на время еды. Но можно устранить попрошайничество выработкой несовместимого поведения - например, обучить собаку лежать на пороге столовой, пока люди едят. Первым делом вы обучаете собаку ложиться, постепенно добиваясь того, чтобы это поведение управлялось стимулами. Затем вы можете сделать так, чтобы собака во время вашей еды выполняла команду "ложись", укладываясь вдали от стола. Вы подкрепляете это поведение пищей, когда тарелки пусты. Отойти и лечь несовместимо с попрошайничеством у стола; собака физически не может быть одновременно в двух местах, и поэтому попрошайничество угаснет".
А мы пойдем еще дальше. Предположим, что ваша собака: 1) скулит и лает от возбуждения, когда спускается по лестнице; 2) громко лает на прогулке; 3) сама драк с собаками не затевает, но не прощает вольностей и поэтому драки случаются часто; 4) охотится за кошками; 5) может при случае подобрать что-нибудь особо для нее ценное с земли; 6) может взять пишу у посторонних и 7) даже когда просто бежит по улице
ни на кого не обращая внимания, заставляет прохожих делать испуганный вид, подхватывая на руки детей.
С каждым из этих недостатков можно бороться, используя какой-нибудь свой особенный метод, но тогда их понадобится семь и в семь раз больше времени. А можно обойтись одним. Для этого достаточно научить вашу собаку выходить на прогулку только с ап-портировочным предметом в пасти и носить его всю прогулку, то есть воспользоваться методом выработки несовместимого поведения. На самом деле, как лаять, когда рот закрыт? Как подобрать пищу с земли, если для этого надо выплюнуть аппортировочный предмет, а это строго воспрещается? Да и прохожие, видя идущую им навстречу собаку с веселой игрушкой в пасти, не только не паникуют, а улыбаются и часто говорят: "Ах, какая умная собака!".
Мой миттельшнауцер всегда чрезвычайно возбуждался, когда мы шли на прогулку, что выражалось в повизгивании, подлаивании, а то и в подвывании. А это, конечно, спокойствию соседей не способствовало, Да и мне не нравилось. Используя подход метода 8, я научил собаку выносить на улицу и носить во время прогулки аппортировочный предмет. И это оказалось несовместимым с "оперными номерами" - для того, чтобы запеть, нужно было выплюнуть аппорт, а этого Делать было нельзя. Позднее я убедился, что обязательность аппортировки исключает подбор пищи с земли, взятие пищи у посторонних, снижает количество драк и позволяет ходить по улицам без намордника. Миттельшнауцеру было уже около четырех лет, когда я научил его обязательной аппортировке, до это-го достаточно наломав дров со всякого рода отучени-ями. Но когда у меня появился щенок немецкой овчарки, уже с двухмесячного возраста я приучил его гулять только с игрушкой во рту. И когда он уже стал взрос-
лым, мы гуляли с ним по центру Москвы без поводка, и никаких проблем у нас не возникало. Но и этот метод не лишен недостатков. Мне становилось очень обидно, когда моя собака была вынуждена отражать атаку, так и не выпуская предмета из пасти.
Итак, выработка несовместимого поведения один из лучших способов борьбы с собакой, но требует фантазии для изобретения нового навыка, времени и настойчивости от хозяина по его формированию. А если уж говорить о недостатках, то и на солнце есть пятна.
Метод 9. Связь поведения с определенным сигналом.
Мы уже с вами договорились, что причиной любо-i го поведения является потребность. То есть, когда мы голодны, нам необходимо совершить пищедобываю-щее поведение - сходить в магазин, открыть холодильник, что-то разогреть, что-то порезать. А если мы голодны, но находимся в учебной аудитории или в зрительном зале? Значит, потребность потенциально вызывает то или иное поведение, которое может и не проявиться, если нет условий, свидетельствующих о возможности удовлетворения данной потребности. Короче, мы и собаки не совершаем жевательных движений, пока нечего жевать.
Ученые, занимающиеся поведением, называют информацию, которая сигнализирует о возможности удовлетворения потребности, стимулами. Часто ими становятся наши команды, которыми мы пользуемся при дрессировке. Помните, для того, чтобы собака легче научилась, например, посадке, мы сначала создаем у нее пищевую потребность. Потом объясняем.
что она может получить пищу, если выполнит команду и сядет. Вначале собака лучше слушается, когда голодна. Но со временем, после многократных тренировок она начинает прекрасно слушаться и не будучи голодной. То есть наша команда-стимул приобрела причинное влияние на собаку. Вот на этой удивительной особенности научения и основывается девятый метод. В оперантной дрессировке это называется подведением поведения под стимульный контроль. Поэтому Карен Прайор считает, что в ситуации, когда человек или животное обучены совершать действие в ответ на определенный ключевой (главный) стимул, поведение начинает подчиняться этому стимулу, а если этот сигнал не подается, то при его отсутствии поведение начинает угасать.
Этот метод можно использовать для того, чтобы избавиться от любого типа нежелательного поведения, сделав так, чтобы оно осуществлялось только по сигналу, а затем перестать подавать этот сигнал. Для начала воспользуемся примером, который приводит Карен Прайор, тем более, что в нем участвует Дебора Скин-нер, дочь Б.Ф. Скиннера, одного из основоположников оперантной дрессировки. Итак, у Деборы Скиннер "была маленькая собачка, которая, когда ее выпускали гулять, начинала лаять и скулить под дверью, вместо того, чтобы идти по своим делам. Дебора сделала небольшой картонный диск, одна сторона которого была окрашена в белый, другая - в черный цвет, и повесила его на дверную ручку снаружи. Когда круг был повернут белой стороной, собаку сразу же впускали. Собака быстро обучилась не утруждать себя понапрасну, просясь в дом при черном сигнале. Когда Дебора находила, что ооачка пробыла на улице положенное время, она приоткрывала дверь, переворачивала сигнальный круг, а затем впускала собачку как только та попросится. "
Если собака надоедливо лает на улице, попробуй-, те обучить ее команде "Голос!" и очень хорошо (значительно!) закреплять данное поведение. Недели две-три почаще заставляйте собаку лаять по команде, подкрепляя ее лай, но ругая ее грозно, когда она даже едва заметно взлаивает без команды. А потом постепенно уменьшайте количество голосовых команд.
Этод метод может быть полезен и в случае, если ваша собака бросается на всех прохожих без разбора. Обратитесь на ближайшую дрессировочную площадку и отдрессируйте собаку по защитно-караульному курсу (ЗКС), ИПО или по курсу "собака - телохранитель". Собака быстро поймет, в каких ситуациях ее поведение подкрепляется положительно и станет гораздо безразличней к прохожим.
Метод подчинения нежелательного поведения определенному стимулу хорош тем, что данное поведение не запрещается собаке, а это иногда и невозможно сделать, просто ей предлагается подождать с ним и тогда получить не трепку, а похвалу и поощрение. А собаки, как и мы, тоже избегают отрицательного и стремятся к положительному.
Метод 10. Подкрепление отсутствия нежелательного по- ведения
Этот метод полезен тем, кто не хочет утруждать себя придумыванием изощренных способов борьбы с собачьим поведением и вообще не хочет бороться-Пожалуйста, можно заставить собаку прекратить нежелательное поведение, не заставляя ее этого делать-По сути, этот метод очень близок к методу формиро вания альтернативного поведения.
Смысл метода вы поймете, если прочитаете вот этот абзац из книги "Не рычите на собаку": "Зоопсихолог Гарри Фрэнк, который приручал волчат, беря их в дом на дневное время, решил подкреплять лаской и вниманием любую деятельность, кроме разрушительной. Оказалось, что единственным времяпрепровождением в человеческом жилище, при котором не грызлись кушетки, телефонные провода, ковры и прочее, было лежание на кровати; и мирно текли вечера, когда Гарри, его жена и трое значительно подросших молодых волков возлежали на семейной кровати и смотрели телевизор". Точно так же поступил и я, когда мне пришлось содержать в своей квартире чужую собаку - полуторого-довалую суку Лабрадора. Она была невоспитана (с моей точки зрения) и отличалась неуемной энергией и повышенной грызущей активностью. Для начала она сгрызла кроссовок. Но когда я узнал, что она еще и лазает на кровать, решил позволить ей это (по сути, подкрепил это поведение) прежде всего потому, что часто отсутствовал дома и не мог использовать другие методы коррекции поведения собаки. И все получилось прекрасно - собака целыми днями нежилась на кровати, предпочитая это занятие всем остальным.
Ваша задача не наказывать собаку за плохое поведение, а дождавшись его окончания, после небольшой паузы как можно более положительней, эмоциональней и радостней похвалить собаку за отсутствие нежелательного поведения.
Например, вы впервые приходите с собакой к магазину и привязываете ее шагах в десяти от двери. Говорите ей что-нибудь и направляетесь в магазин, вой-ти в который вам, однако, не дает собачий вопль. В обычной ситуации хозяин ведет себя так: возвращаясь к собаке, шлепает ее и пытается снова войти в ма-газин. Все повторяется еще раз и еще раз, иногда до
тех пор, пока хозяин не плюнет в сердцах и не отведет собаку домой. Почему? Потому, что собака прежде всего понимает: "Ага, мой вопль вернул любимого хозяина ко мне!". Ваши шлепки, как правило, бывают несильными и функции отрицательного подкрепления не выполняют, а потому бесполезны. А как нужно? Нужно не обращая внимания на собачьи вопли войти в магазин, но оставаться недалеко от двери. Как только собака перестанет вопить, а рано или поздно она обязательно устроит перерыв, подождите еще секунду, выйдите к ней и похвалите как следует. Потом еще раз, еще раз и еще, постепенно увеличивая период от прекращения воплей до вашего возвращения. Это очень хороший метод, если собака лает, воет и скулит, когда вы останавливаетесь поговорить со знакомыми, когда привязываете ее на дачном участке, когда приучаете ее жить в конуре, в вольере, сарае или во дворе или когда оставляете ее одну в квартире, уходя на работу. Благодаря этому методу собака начинает понимать, что именно ее молчание возвращает драгоценного хозяина или привлекает его не менее драгоценное внимание.
Этот же метод может пригодиться, когда собака надоедливо клянчит у стола. Если не обращать внимания на ее околострльные ужимки, рано или поздно собака где-нибудь ляжет. Вот тогда подойдите к ней и дайте ей кусочек. Конечно, собака тут же решит, что вернулись старые добрые времена и можно опять клянчить и вернется к столу. Подождите, пока она снова не отчается и не отойдет и через 5-10 секунд (и в этом случае важно постепенно увеличивать паузу)> подойдите к ней и похвалите.
Этот метод наиболее любим собаками - при нем только хвалят.
Метод 11. Устранение мотивации
Вернемся к тому, что причиной поведения является какая-либо потребность, которую необходимо удовлетворить. Но потребность - понятие физиологическое, а психологическим ее эквивалентом является мотивация - осознанное желание что-либо сделать. И мы уже говорили о том, что для устранения плохого поведения часто бывает достаточным устранить причину: 1) сделать ее не главной, чтобы она проигрывала в конкуренции потребностей или 2) удовлетворить ее безопасными способами.
Например, поедание кала свидетельствует, прежде всего, о неправильном кормлении собаки. О том же говорит и подбор пищи, особенно подтухшей, с земли. Что-то в предложенном ей рационе не устраивает собаку, и она пытается компенсировать это за счет пищевых и околопищевых продуктов. Поэтому, прежде чем применять какие-либо методы борьбы с данным поведением, удовлетворите потребность собаки в недостающих питательных веществах. Но физиологические изменения в организме происходят медленно, и после того, как вы сменили рацион, собака еще продолжает бегать к помойкам и рыскать по кустам. Именно теперь вам поможет метод смены потребности - создайте у собаки игровую мотивацию. Играйте с ней всю прогулку во все известные вам игры и придумывайте новые. У нее просто не останется времени на другое. И постепенно сформируется новая мотивация для прогулки - если Раньше она рассматривала выход на улицу как возможность найти недостающее, то теперь выход на улицу станет для нее возможностью наиграться с любимым хозяином. И поверьте, все собаки любят играть.
Или уходя на работу и наскоро выгуляв щенка, вы1 оставляете его одного с неудовлетворенной потребностью в физической активности и познавательной Деятельности. Немного поспав, чтобы переварить пищу, поскольку перед уходом вы его покормили, он просыпается и приступает к удовлетворению проснувшихся вместе с ним потребностей (мотиваций). Последствия чего вы и застаете вечером. Попробуйте прогулять щенка до усталости и оставить ему какое-нибудь необычное, интересное для него и упругое для его зубов занятие. То есть, с одной стороны, вы удов-летворите его потребность в физической активности, а с другой, с помощью новых необычных игрушек вы-зовете новую потребность - исследовательскую, кото-рая часто переходит в игровую.
А если разрушительная активность щенка вызвана страхом одиночества? Эту мотивацию устранить сложнее. Можно заменить ее на исследовательскую, можно имитировать присутствие людей, оставляя включенным радио, а можно завести еще одного щенка, котенка или морскую свинку.
Способ устранения мотивации нежелательного no-ведения один из самых лучших. Он позволяет справиться с проблемами, не касаясь щенка. А если вы почитаете книги об особенностях роста и развития собаки, вы сможете вести ее за собой, вовремя удовлетворяя возникающие у нее или формируя новые потребности.