СИНХРОННЫЙ ГЕНЕРАТОР ТРЕХФАЗНОГО ПЕРЕМЕННОГО ТОКА ДГС-81-4ЩФ2

На агрегате установлен генератор ДГС-81-4ЩФ2 (дизельный генератор синхронный, 8-го габарита, 1-й длины, четырехполюсный, с двумя щитами и фланцем) мощностью 12 кВт и напряжением 230 В.

Генератор служит для преобразования механической энергии двигателя в электрическую. Он вырабатывает трехфазный переменный ток частотой 50 гц.

Основные технические и обмоточные данные генератора ДГС-81-4ЩФ2 даны в приложении 2.

Генератор представляет собой синхронную четырехполюсную электрическую машину с явно выраженными полюсами, фланцевого исполнения, защищенной конструкции, с самовентиляцией, с одним свободным рабочим концом вала.

Генератор (рис. 71) состоит из следующих основных частей: статора, ротора, переднего и заднего подшипниковых щитов и возбудителя.

Рис. 71. Разрез генератора ДГС-81-4ЩФ2:

1 — жалюзи кожуха возбудителя; 2 — коллектор; 3 — палец траверсы со щеткодержателями возбудителя; 4 — болт крепления траверсы; 5 —обмотка якоря возбудителя; 6— якорь; 7 — полюс возбудителя; 8 — болт крепления полюса; 9 и 23 — кольца подъемные; 10 — корпус возбудителя; 11, 12, 38, 42, 46 и 50 — болты; 13 и 17 — наружная и внутренняя крышки шарикового подшипника; 14 — подшипник передний; 15 — капсюль переднего подшипника; 16 — стопорный винт; 18 — контактные кольца; 19 — палец траверсы со щеткодержателями генератора; 20 — балансировочное кольцо; 21 —, статорная обмотка; 22 и 28 — шайбы нажимные; 24 — катушка полюса ротора; 25 — сердечник статора; 26 — винт крепления полюса; 27 — станина генератора; 29 — вентилятор; 30 и 36 — внутренняя и наружная крышки роликового подшипника; 31 — капсюль роликового подшипника; 32 — шпилька; 34 — подшипник роликовый; 35 — пробка; 37 — вал генератора; 38 — ступица вентилятора; 39 — щит задний подшипниковый; 40 и 47— щитки с жалюзи; 41 и 45 — предохранительные сетки; 44 — крышка коробки с зажимами генератора; 48 — винт; 49 — щит передний подшипниковый; 51 — крышка коробки с зажимами возбудителя; 52 — шайба; 53 — болт; 54 — полюс ротора.

Статор

Статор состоит из станины 27, сердечника 25 и статорной обмотки 21.

Станина генератора отлита из чугуна. Сердечник набран из листов электротехнической стали Э1А толщиной 0,5 мм. Спрессованный пакет стали статора укреплен в ребрах станины с торцов двумя нажимными шайбами 22 и 28 и шпонками. Паз статора полузакрытый, трапецеидальной формы.

Обмотка 21 статора секционная, двухслойная, с укороченным шагом. Она состоит из мягких секций, намотанных на шаблоне из круглого обмоточного провода марки ПБД. Обмотка удерживается в пазах деревянными клиньями. В качестве изоляции обмоток от корпуса и между фазами применен гибкий миканит или стеклолакоткань.

Станина генератора имеет окно, через которое фазные выводы обмотки статора выводятся к зажимам коробки выводов генератора.

Коробка выводов для предохранения от пыли и случайного прикосновения к токоведущим частям закрыта крышкой 44, закрепляемой на двух шпильках.

Сверху в станину ввинчено подъемное кольцо 23. Вместе со станиной отлиты лапы, предназначенные для крепления генератора к раме агрегата.

Ротор

Ротор состоит из цельнокованого стального вала 37, полюсов 54 и катушек 24 полюсов.

Полюсы набраны из листовой стали толщиной 1 мм и стянуты стальными заклепками. Они прикреплены к средней утолщенной части вала ротора винтами 26 с цилиндрической головкой.

Катушки полюсов намотаны из медного провода прямоугольного сечения марки ПБД или ПДА. Обмотка наложена на полюсы и изолирована от них электрокартоном и миканитом.

От осевых перемещений в собранной машине ротор удерживается капсюлями 15 и 31 подшипников 14 и 34. Капсюли прикреплены к подшипниковым щитам 39 и 49 шпильками 32 и стопорными винтами 16.

Винты 16 окончательно закрепляются после предварительного пуска машины, чтобы ротор мог самоустановиться по отношению к оси магнитного потока и тем самым устранить осевую нагрузку на подшипники.

Выводы катушек полюсов (обмотки ротора) присоединены к выводам двух контактных колец 18, расположенных между передним шариковым подшипником 14 и полюсами ротора.

Контактные кольца, изготовленные из меди, насажены в горячем состоянии на изолированную миканитом стальную втулку, которая напрессована непосредственно на шейку вала ротора. При помощи щеток к контактным кольцам подводится ток возбуждения, который поступает в катушки 24 полюсов ротора.

Между задним роликовым подшипником 34 и полюсами 54 ротора на валу укреплен центробежный вентилятор 29, предназначенный для охлаждения генератора и возбудителя.

Вентилятор состоит из ступицы 38 и крыльчатки, которая в свою очередь состоит из диска, воронки и лопастей коробчатой формы, прикрепленных к диску и воронке заклепками. Крыльчатка вентилятора в сборе прикреплена к ступице 38.

Ступица вентилятора насажена на конусную часть вала ротора при помощи шпонки и закреплена гайкой, которая от самоотвинчивания удерживается замочной шайбой.

Ротор балансируется динамически при помощи грузов, прикрепленных к балансировочному кольцу 20 и к внутренней части воронки вентилятора.

Вал ротора установлен на шариковом 14 и роликовом 34 подшипниках. Подшипники своими внутренними обоймами надеваются на шейки вала ротора в нагретом состоянии (до 80—90°С), а внешними обоймами входят в чугунные капсюли 15 и 31.

Торцовые поверхности подшипников закрываются наружными крышками 13 и 36, изготовленными из чугуна, и внутренними крышками 17 и 30, изготовленными из стали. Крышки входят буртами в кольцевые расточки капсюлей и закрепляются болтами 12 и 33. Кольцевые выступы в капсюлях и бурты в крышках являются упорами, ограничивающими продольное перемещение подшипников вдоль шейки вала ротора. В ступицах крышек 13, 17, 30 и 36 имеются кольцевые выточки, которые, образуя лабиринтные уплотнения, предотвращают выдавливание смазки из подшипников.

Шариковый подшипник смазывается через трубку, ввинченную через щит в капсюль 15 подшипника. Роликовый подшипник смазывается через два отверстия в наружной крышке подшипника, закрытых пробками 35.

Задний конец вала 37, выступающий из корпуса генератора, имеет шпоночный паз. На этот конец вала надевается соединительная муфта привода генератора. На другом конце вала ротора укреплен якорь возбудителя.