Формирование комплексной модели корпоративной социальной ответственности
КСО прошла путь от управленческой экзотики глобальных корпораций до стандартных рутин, внедряемых и используемых во всем мире фирмами разных размеров и форм собственности.
По данным консалтинговой фирмы CorporateRegister.com, в 2010 г. в мире опубликовано уже около 4000 отчетов в области корпоративной ответственности, что превосходит показатели 2000 г. более, чем в четыре раза.
В академическом сообществе дискуссия по проблемам КСО ведется и отражается в мировой научной литературе начиная с 1950-х гг. За этот период вышло множество монографий и научных статей. В них описывается множество концепций, ассоциируемых с КСО. Наибольшую известность получили:
— корпоративная социальная восприимчивость;
— корпоративная социальная деятельность;
— этика бизнеса;
— корпоративная филантропия;
— социальные проблемы;
— корпоративная социальная добросовестность;
— корпоративная социальная политика;
— менеджмент заинтересованных сторон (управление стейкхолдерами);
— корпоративное гражданство;
— устойчивое развитие;
— корпоративная устойчивость;
— корпоративная репутация;
— социально-ответственное инвестирование;
— тройная отчетность;
— корпоративная социальная отчетность.
Эти концепции динамичны, их значение меняется во времени и пространстве, причем они дополняют и развивают друг друга.
Сл.9
В результате логичным этапом стали попытки создания комплексной модели КСО,включающей в себя ранее выработанные концепции в качестве составных элементов, дополняющих друг друга. Эти концепции представлены на рис. 1.2.
Рис. 1.2.Появление различных концепций, близких к КСО
Сл.10
Первое определение социальной ответственности в 1953 г. дал Г. Боуен:
«Социальная ответственность бизнесмена состоит в реализации такой политики, принятии таких решений либо следовании такой линии поведения, которые были бы желательны для целей и ценностей общества».
Определение Боуэна, говоря о поведении бизнесмена или корпорации, желательном для общества, подразумевает наличие общественного договора, согласующего поведение бизнесмена с целями и ценностями общества. Конкретные условия этого договора могут быть различными в разных странах и меняться с течением времени, но договор в целом сохраняется как основной источник легитимности бизнеса, или, другими словами, общество гарантирует свободу предпринимательства, если предприниматели в своей деятельности учитывают ожидания общества. Ответственной в контексте КСО можно назвать организацию, топ-менеджеры которой в случае возможности выбора между различными по ресурсоемкости (но приемлемыми по прибыльности) управленческими решениями готовы выбрать более ресурсоемкий вариант, если он лучше отвечает ожиданиям собственных сотрудников и общества.
Также понимание социальной ответственности в рамках определения Боуэна предполагает признание общественной роли самого бизнесмена как морального агента, способного не только воспринимать и учитывать ценности общества, но и активно принимать участие в их формировании.
Эти два подразумеваемых условия — общественный договор и моральный агент, определяют источники социальной ответственности.
Сл.11