ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Дифференциация букв о - а.
Задачи: научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию;
закрепить знания о правописании этих буки в слогах и словах;
учить дифференциации букв о - а в слогах и словах;
развивать оптико-пространственные представления;
знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.
Оборудование: буквы о - а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.
ХОД ЗАНЯТИЯ
/. Оргмомент
1. Знакомство с таблицами.
Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.
2.Сравнение букв, сходных по начертанию.
Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.
//. Основная часть занятия
1.Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с. 3*). Знакомство с парой букв о- а. Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах-сестричках.
Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.
«Жили-были две буквы-сестрички (логопед выставляет на доску стилизованное изображение букв о - а). Сестрички были очень похожи. Чтобы не перепутать своих дочерей, мама заплетала косичку одной дочери, а вторая ходила с короткими волосами. Буквы-сестрички были неразлучны: в некоторых словах совсем не хотели расставаться и стояли рядом. Так они и жили. Со временем люди научились их различать - увидев сестёр издалека, они кричали: «Посмотрите, это буква а — сестрёнка с косичкой, а вот и буква о - без косички ».
2.Сравнение элементов и целых букв о – а(задания 2. 3. с. 3).
Буква а - состоит из двух элементов, буква о - из одного овала. Сравнение артикуляции звуков о- а. При произнесении звука а - рот широко раскрывается, при произнесении о - рот напоминает по форме овал. Соотнесение звуков с буквами и символами для обозначения на письме.
Логопед: Рассмотрите геометрические фигуры-символы (задание 2, с. 3), расположенные рядом с буквами о - а. Подумайте и скажите, какой фигурой удобнее обозначать на письме букву а, а какой - букву о? Какого цвета фигуры и почему? (красный овал для буквы о, красный треугольник для а).
Соедините элементы букв так, чтобы получились буквы о - а (задание 3, с. 3). Запишите эти буквы поэлементно.
3.Развитие фонематического восприятия (упражнение«Нотки»).
Логопед: Посмотрите на карточки. Назовите нотки. Запишите только те, в названии которых есть буквы о — а.
4.Дифференииаиия букв о - а в словах (задание 5. с. 4).
Логопед: Рассмотрите цветочки: на них записаны слова с пропущенными буквами о - а. Проводите каждую пчёлку на ее цветок. Прочитайте слова. Укажите наличие букв о - а в словах при помощи символов. Объясните значение слов: полк, шлак.
5.Работа на уровне слова.Упражнение «Занимательные модели».
Логопед: Рассмотрите схемы слов. Подставляйте на первое место слева предлагаемые ниже согласные буквы (по одной), а на второе место - сначала букву а, потом о. Прочитайте полученные слова. Запишите их. С какими буквами у вас получилось два слова? С какими одно?
6.Работа со словами-паронимами.
Логопед: Назовите только те слова из предыдущего задания, из которых можно составить пары (почка ~ пачка, дочка - дачка, точка - тачка, кочка - качка, вол - вал, дол - дал).
Сравните слова в каждой паре по написанию, значению и звучанию.
7.Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте слова кроссворда и запишите имена весёлых человечков.
1. Этот весёлый человечек хорошо рисует, ему в этом помогает его нос.
2. Этот весёлый человечек ничего не знает.
3. Этот весёлый человечек сделан из дерева, он любит папу, но не хочет ходить в школу.
4. Этот весёлый человечек смешит на площади народ. Это любимая кукла артистов.
5. Эта маленькая девочка улетела с ласточкой в тёплые края.
6. Этот человечек - большой мастер и выдумщик. У него вместо рук и ног пружинки, а вместо носа - лампочка.
Ответы: Карандаш, Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Самоделкин.