Интегрированное управление рисками на примере ОАО «Сбербанк»

Сбербанк (далее – Группа) постоянно совершенствует систему управления рисками, стремясь соответствовать лучшим практикам, рекомендациям регулирующих органов, а также принципам и правилам заложенным в Базельском соглашении.

Ключевые решения по развитию системы управления рисками Группы приняты:

· Постановлением Правления Банка от 30.05.2011 «О создании системы интегрированного управления рисками Группы ОАО «Сбербанк России», основанного на принципах Базельского соглашения»;

· Приказом Президента, Председателя Правления Банка от 06.12.2011 г. «Об организации работ по созданию системы интегрированного управления рисками Группы ОАО «Сбербанк России», основанного на принципах Базельского соглашения».

В рамках данных решений в течение 2012-2015 гг. предполагается последовательное внедрение методов и процессов управления рисками на интегрированном уровне и на уровне систем управления отдельными видами рисков. В частности, в Стратегии развития на период до 2018 года предусмотрено дальнейшее распространение «продвинутых» подходов к управлению рисками в Банке и Группе (с учётом появления новых участников), расширение использования риск-инструментов и моделей количественной оценки рисков в бизнес-процессах, развитие системы оценки эффективности деятельности с учетом риска, повышение уровня риска-культуры на всех уровнях.

Системы интегрированного управления рисками Группы определяется Политикой интегрированного управления рисками.[1] Согласно положениям данного документа, управление рисками Группы представляет собой трехуровневый процесс:

· 1 уровень управления осуществляется Правлением Банка и Комитетом ОАО «Сбербанк России» по рискам Группы - управление совокупным риском Группы.

Результатом данного процесса является, в том числе, формирование требований и ограничений к процессам управления отдельными группами рисков, к процессам управления рисками в участниках Группы, а также определение коллегиальных органов и структурных подразделений участников Группы, ответственных за управление выделенными группами рисков.

· 2 уровень управления осуществляется Комитетами Банка и управляющими отдельными группами рисков Группы - управление отдельными группами рисков Группы в рамках ограничений и требований, установленных на первом уровне управления.

· 3 уровень управления осуществляется коллегиальными органами и структурными подразделениями участников Группы - управление отдельными группами риска в участниках Группы в рамках требований и ограничений, установленных на первом и втором уровнях управления.

Процесс интегрированного управления рисками Группы включает в себя 5 этапов:

· идентификация рисков и оценка их существенности: каждый риск, выявленный в любом из участников Группы, подлежит оценке уровня его существенности для каждого участника и для Группы в целом;

· формирование систем управления существенными рисками, когда функции по управлению рисками Группы и отдельных ее участников распределяются среди должностных лиц, подразделений и коллегиальных органов Банка и участников Группы и формируется методологическая база управления рисками;

· планирование уровня подверженности рискам, когда определяется целевой уровень рисков Группы с помощью риск-метрик в бизнес-плане Группы и ее участников;

· установление аппетита к риску Группы и ее участников - на этом этапе в Банке утверждается и согласовывается с Наблюдательным советом максимальный уровень рисков, который вправе принимать на себя Группа, формируется система лимитов и ограничений, позволяющих соблюсти установленный аппетит к риску;

· управление совокупным уровнем рисков, задача которого - обеспечить соответствие уровня рисков Группы целевым значениям (уровень рисков периодически оценивается и управляется через лимиты и иные ограничения деятельности участников Группы).

В 2013 году определены и закреплены за коллегиальными рабочими органами и подразделениями Банка следующие существенные виды риска:

· кредитный риск (кредитный риск миграции, риск концентрации (в части кредитного риска);

· остаточный риск);

· страновой риск;

· риски операций на финансовых рынках;

· процентный и валютный риски банковской книги;

· риск потерь из-за изменения стоимости недвижимого имущества;

· операционный риск;

· правовой риск;

· риск ликвидности;

· риск потери деловой репутации;

· стратегический риск;

· риск моделей;

· регуляторный риск;

· налоговый риск.

Разработаны политики управления существенными рисками. Утвержден аппетит к риску. Риск-метрики внедрены в процесс бизнес -планирования Группы. Разработана модель расчета экономического капитала Группы, проведен пилотный расчет агрегированного экономического капитала. Более подробно остановимся на кредитном риске.

Группа кредитных рисков включает в себя:

Кредитный риск - риск убытков, связанных с полной или частичной потерей стоимости финансового актива (например, кредита, долговой ценной бумаги) в связи с дефолтом или ухудшением кредитного качества контрагента.

Риск концентрации (в части кредитного риска) - риск, связанный с:

· предоставлением крупных кредитов отдельному заемщику или группе связанных заемщиков;

· концентрацией задолженности по отдельным отраслям экономики, сегментам, портфелям, либо географическим регионам и т.п.;

· концентрацией вложений в ценные бумаги, относящиеся к отдельным отраслям либо географическим регионам;

· наличием иных обязательств, которые делают их уязвимыми к одним и тем же экономическим факторам.

Остаточный риск - риск, возникающий в связи с тем, что применяемые Банком методы снижения риска могут не дать ожидаемого эффекта в связи с реализацией в отношении принятого обеспечения, например, правового риска, риска ликвидности.

В основе системы управления кредитными рисками лежат принципы

интегрированного управления рисками Группы, а также следующие принципы:

· использование современных методик и инструментов управления кредитными рисками Банка и Группы в целом: данные методики разрабатываются на единых стандартизированных подходах к кредитованию, при этом учитывается сегментация клиентов по профилю риска и минимизируется количество участников процесса путем централизации и автоматизации процессов;

· объективность, конкретность и точность оценки кредитных рисков, использование достоверной фактической и статистической информации;

· интеграция процесса управления кредитными рисками с организационной структурой Банка и участников Группы;

· применение во всех участниках Группы единых правил распределения и разграничения полномочий по управлению кредитными рисками, основанных на сочетании централизованного и децентрализованного подходов;

· независимость подразделений, осуществляющих оценку и контроль кредитных рисков, от подразделений, инициирующих сделки, несущие кредитные риски;

· системы управления кредитными рисками Группы соответствуют требованиям регуляторов и российского законодательства и/или законодательства государств, на территории которых участники Группы ведут свою деятельность;

· контроль и ограничение риска, а также контроль ожидаемых потерь Банка вследствие дефолта заемщика/группы связанных заемщиков осуществляются при помощи системы лимитов.

Система контроля и мониторинга уровня кредитных рисков Группы реализуется на принципах, обеспечивающих предварительный, текущий и последующий контроль операций, соблюдение установленных лимитов риска и их своевременную актуализацию, что закреплено во внутренних нормативных документах.

В Группе разработана многоуровневая система лимитов для каждой линии бизнеса, основанная на ограничении кредитного риска по операциям кредитования и операциям на финансовых рынках.

Оценка кредитного риска проводится в целом по Группе и но отдельным портфелям активов, подверженных кредитному риску, а также в разрезе индивидуальных кредитных рисков отдельных контрагентов и групп контрагентов, стран, географических регионов, отраслей хозяйства/видов экономической деятельности.

В Группе функционирует система внутренних рейтингов, в основе которой лежат экономико-математические модели оценки вероятности дефолта контрагентов и сделок. Оценка кредитных рисков контрагентов Группы но сделкам, несущим кредитный риск, проводится в зависимости от типов контрагентов:

· корпоративных клиентов, кредитных организаций, финансовых компаний, клиентов-субъектов малого бизнеса, стран, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, страховых и лизинговых компаний - на основании системы кредитных рейтингов, а также путем построения моделей прогнозных денежных потоков или иных важных показателей;

· физических лиц и клиентов-субъектов Микро бизнеса - на основании оценки платежеспособности контрагентов в соответствии с внутренними нормативными документами Группы и экспресс-оценкой.

Система кредитных рейтингов обеспечивает дифференцированную оценку вероятности неисполнения/ненадлежащего исполнения контрагентами обязательств. Оценка делается на основе анализа количественных (финансовых) и качественных факторов кредитного риска, степени их влияния на способность контрагента обслуживать и погашать принятые обязательства. Внутренними нормативными документами Группы предусматривается оценка совокупности факторов, перечень которых стандартизирован в зависимости от типов контрагентов. Обязательной оценке подлежат факторы риска, связанные с финансовым состоянием контрагента, структурой собственности, деловой репутацией, кредитной историей, системой управления денежными потоками и финансовыми рисками, информационной прозрачностью, позицией клиента в отрасли и регионе, наличием поддержки со стороны органов государственной власти и материнских компаний. На основании анализа указанных факторов риска оценивается вероятность дефолта контрагента / сделки с последующей их классификацией но рейтингам.

Группа уделяет пристальное внимание контролю концентрации крупных кредитных рисков и соблюдению разумных требований регулятора, анализу и прогнозу уровня кредитных рисков. При этом используются следующие методы:

· распределенный механизм идентификации критериев юридической и экономической связи заемщиков с последующим централизованным ведением единого списка групп связанных заемщиков;

· контроль представления крупных кредитов единичным заемщикам или группам связанных заемщиков;

· выделение групп заемщиков в разрезе отраслевой, страновой и географической (внутристрановой) принадлежности.

Основным инструментом снижения кредитного риска, обусловленного невыплатой но кредитным договорам, является наличие обеспечения. При выдаче кредитов Группа обычно требует предоставить обеспечение. Для ограничения кредитного риска может быть принято одновременно несколько видов обеспечения. В соответствии с политикой Группы обеспечение по кредитам юридическим лицам (залоговая стоимость имущественного обеспечения и/или сумма обязательств (лимит ответственности) по договору поручительства и/или сумма гарантии) должно покрывать величину кредита и процентов по нему, начисленных не менее чем за три месяца.

Как один из подходов к хеджированию рисков кредитных сделок разработана и применяется Залоговая политика (как часть кредитной политики), определяющая базовые принципы и элементы организации работы с залоговым обеспечением при кредитовании. Залоговая политика нацелена на повышение качества кредитного портфеля в части залогового обеспечения. Качество залога определяется вероятностью получения денежных средств в размере предполагаемой залоговой стоимости при обращении взыскания на предмет залога или его реализации. Качество залога косвенно характеризуется перечнем и существенностью сопряженных с залогом рисков и определяется рядом факторов: ликвидность, достоверность определения стоимости, риск обесценения, подверженность рискам утраты и повреждения, риски, обусловленные причинами правового характера и прочие.

Оценка стоимости залога производится на основании внутренней экспертной оценки специалистов Группы, оценки независимых оценщиков либо на основании стоимости предмета залога в бухгалтерской отчетности заемщика с применением дисконта.

Использование поручительства платежеспособных юридических лиц как обеспечения требует такой же оценки рисков поручителя, как и заемщика.

Одновременно с этим в Группе действует многомерная система

Полномочий, позволяющая определить уровень принятия решений по каждой кредитной заявке. Каждому территориальному подразделению присваивается профиль риска, определяющий полномочия по принятию решений в зависимости от категории риска заявки. В свою очередь, категория риска заявки зависит от риска клиента (определяется рейтингом клиента), совокупного лимита по клиенту /группе связанных заемщиков и риска сделки (нестандартность сделки и LGD[2]). Таким образом, действующие системы лимитов и полномочий позволяют оптимизировать кредитный процесс и надлежащим образом управлять кредитным риском.

Опираясь на современные методики и инструменты управления кредитными рисками, Группа выстраивает единые процессы розничного кредитования, которые учитывают профиль риска клиентов и минимизируют количество участников процесса за счет его централизации и автоматизации. Один из таких процессов реализован в технологии «Кредитная фабрика», по которой Банк предоставляет основные виды розничных кредитных продуктов: потребительские и жилищные кредиты, автокредиты, кредитные карты. Данная технология постоянно совершенствуется, в частности, в течение 2013 года:

· реализована автоматизированная проверка отчета об оценке стоимости объекта недвижимости при обработке кредитной заявки;

· реализовано автоматическое распознавание паспорта для исключения ручной проверки корректности ввода паспортных данных клиента;

· внедрена автоматизированная система, которая обеспечивает выявление фактов подлога/подделки документов, удостоверяющих личность, по фотоматериалам.

В 2013 году принято решение о внедрении во всей сети Сбербанка единой технологии кредитования клиентов сегмента «Малый бизнес» - Кредитный конвейер. Данная технология прошла тестирование в 7 территориальных банка. План тиража предусматривает поэтапный переход территориальных подразделений на технологию до сентября 2014 года.

В 2013 году Группой открыт проект по автоматизации технологии «Кредитный конвейер». Цель разработки - построение прозрачного и управляемого кредитного процесса малого бизнеса, сокращение операционных затрат Банка и времени работы по кредитному процессу, включая обработку кредитной заявки, сокращение уровня потерь Банка за счет повышения качества обработки заявки.

В рамках внедрения Базель II в Банке разработан полный набор поведенческих моделей для всех розничных кредитных продуктов, определены показатели, необходимые для расчета экономического капитала.

Группа в соответствии с разработанными макроэкономическими сценариями проводит анализ чувствительности уровня кредитных рисков на уровне индивидуальных контрагентов и кредитного портфеля в целом, по итогам которого выявляются макро­факторы, максимально взаимосвязанные с вероятностью дефолта контрагентов. В целях проведения стресс -тестирования статистическая информация о резких изменениях макро ­факторов используется при моделировании рейтингов в стрессовых ситуациях.

Группа осуществляет постоянный контроль процессов взыскания проблемной задолженности на всех стадиях сбора. При выявлении проблемных этапов в процессе взыскания задолженности, снижения уровня эффективности сбора, роста проблемного портфеля в отдельных регионах, клиентских или продуктовых сегментах процесс кредитования/взыскания оптимизируется.

Объем просроченной задолженности за год снизился на 1,9 млрд. руб. В 2013 году за счет резервов на возможные потери по ссудам было списано 53,4 млрд. руб. (в 2012 году 30,6 млрд. руб.). На 1 января 2014 года объем реструктурированных ссуд юридических лиц[3] составляет 1 260 млрд. руб., их доля в кредитном портфеле юридических лиц составляет 14.7% (на 1 января 2013 года: 1 009 млрд. руб. и 13,6% соответственно).

Реструктуризация - внесение изменений в первоначальные существенные условия заключенного с должником кредитного договора в более благоприятную для него сторону, не предусмотренное первоначальными существенными условиями кредитного договора.

На 1 января 2014 года объем реструктурированных ссуд физических лиц[4] в кредитном портфеле составил 27 млрд. руб., их доля в кредитном портфеле физических лиц - 0,8% (на 1 января 2013 года: 14 млрд. руб. и 0,6% соответственно). Типовые варианты реструктуризации предполагают увеличение срока пользования кредитом, изменение порядка погашения задолженности по кредиту, отказ от взимания неустоек полностью или частично, изменение валюты кредита.

Сбербанк формирует резервы в соответствии с требованиями Банка России.[5]

При создании резервов но ссудам юридических лиц, а также по ссудам субъектов малого предпринимательства, оцениваемым не на портфельной основе, применяется индивидуальная оценка качества каждой ссуды в отдельности. По-прежнему особое внимание уделяется анализу финансового положения заемщика, имеющейся долговой нагрузке, источникам погашения кредита и их надежности, качеству и ликвидности обеспечения, другим факторам кредитного риска. Классификация данных ссуд, т.е. отнесение ссуды к соответствующей категории качества, осуществляется на основе индивидуального профессионального суждения об уровне кредитного риска по ссуде.

Оценка финансового положения заемщиков учитывает вероятность наступления дефолта заемщика - юридического лица. Ожидаемые потери Банка определяются на уровне совокупных возможных потерь Банка при наступлении дефолта по таким заемщикам. Эти подходы к резервированию позволяют более точно определить индивидуальный процент резервирования по каждому корпоративному клиенту в отдельности. Принципы, заложенные в систему оценки возможных потерь, разработаны на основе западных практик в области управления рисками.

При формировании резервов по ссудам физических лиц и субъектов малого предпринимательства Сбербанк ориентируется на портфельный подход. Стандартные ссуды, каждая из которых незначительна по величине, группируются в однородные по уровню кредитного риска портфели и субпортфели. Переоценка кредитного риска по портфелям однородных ссуд осуществляется в Банке ежеквартально на основе анализа данных о потерях но ссудам физических лиц и субъектов малого предпринимательства за предыдущие отчетные периоды.

В своих внутренних нормативных документах, регламентирующих порядок резервирования. Банком были своевременно отражены изменения, внесенные Банком России в регулирующие документы в 2013 году, актуализированы функции участников процесса и обновлен процесс взаимодействия подразделений Банка при формировании резерва в соответствии с требованиями регулятора.

В 2013 году изменились основные методы взыскания просроченной задолженности физических лиц. Если в предыдущие годы Сбербанк в основном использовал только собственные подразделения для сбора долгов населения, то в прошедшем году была создана дочерняя компания ООО «АктивБизнесКоллекшн», задачей которого является возврат просроченной задолженности но агентской схеме на конкурентных условиях с другими привлеченными коллекторскими агентствами. В 2013 году Банк передал в дочернюю компанию просроченной задолженности на сумму 5.8 млрд. руб. на момент передачи.

Также в 2013 году Сбербанк был активно представлен на рынке портфельных цессий кредитов физических лиц. Общий объем ссудной задолженности физических лиц, переданной по договорам цессии в 2013 году, составляет 16,7 млрд. руб.

Данная работа позволила зафиксировать финансовый результат по полученным в предыдущие годы потенциальным убыткам и высвободить ресурсы для повышения эффективности взыскания прочих просроченных платежей физических лиц.