Профессиональный опыт руководителя группы
Навыки групповой работы приобретаются в процессе практической деятельности. Руководителю психокоррекционной группы необходима последовательная практическая тренировка в работе с группами. Можно выделить несколько этапов приобретения опыта в работе с психокоррекционными группами.
1. Непосредственное наблюдение за работой психокоррекционных групп и просмотр их видеозаписей.
2. Участие в психокоррекционных группах.
3. Практическая работа под супервизией. Здесь возможны разные варианты — общая работа со специалистами, выполняющими супервизию, самостоятельная работа с ко-терапевтом или без него и т.п. Замечания опытного специалиста помогают обратить внимание на ошибки, на те явления, которые руководитель не заметил в работе группы, на неправильно использованные техники.
Требования, которые должен соблюдать руководитель психокоррекционной группы160
Обобщая требования к личности и квалификации руководителя психокоррекционной группы, можно выделить требования, которые предъявляются к его деятельности. Соблюдение этих требований обеспечит высокий психотерапевтический эффект деятельности руководителя психокоррекционной группы.
• Иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах.
• Владеть диагностическими средствами отбора членов группы.
• Не включать в группу людей, склонных к психическим заболеваниям или находящихся в глубокой депрессии.
• Предупреждать будущих членов группы о тех эмоциональных нагрузках, которые они могут испытывать.
• Доводить до сведения участников группы основополагающие правила, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности.
• Избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у ее участников недостаточно подготовки и опыта.
• Уяснить в самом начале работы группы, на чем будет концентрироваться ее внимание.
• Защищать право членов группы решать, какой материал
предоставлять в группу, в каких видах деятельности участвовать.
Бытьчувствительным к любой форме группового давления, к по
пыткам принизить достоинство отдельного человека. Такое поведение членов группы руководитель обязан блокировать.
• Логически обосновывать для себя необходимость использоваяиятого или иного приема. Быть компетентным в своих действиях.
• Создать свой неповторимый стиль, основанный на теоретических положениях и максимальной реализации собственного личностного потенциала. Использовать в практике группового обучения новейшие достижения в этой области.
• Не пользоваться возможностью «идеализации» себя состороны отдельных членов группы и не манипулировать участниками обучения в своих интересах.
• Подчеркивать важность принципа конфиденциальности относительно личностного материала, принадлежащего членам группы.
• Избегать навязывания своих ценностей и убеждений участникам группы. Уважать их способность самостоятельно размышлятьи приходить к определенным выводам на основании информации, получаемой в группе. Блокировать маскируемые -
желанием помочь попытки членов группы навязывать свою волю
другим.
• Быть внимательным к появлению у отдельных членов группы признаков психического истощения. Это возможно ycтранить предоставлением отдыха всем членам группы, так как у других переутомление может быть менее заметным. Если же
по ходу занятий обнаружатся болезненные симптомы в поведении, то таких людей необходимо в исключительно тактичной (не травмирующей психику) форме отстранить от занятий.
• Подготавливать участников группы к тому, что со стороны окружающих возможна отрицательная реакция на попытки реализовать групповые нормы в повседневной жизни. Проблемы, которые могут возникнуть, лучше всего обсуждать в
группе, рассмотрев способы и пути их решения. Такого рода
исследования проводятся в группе до завершения ее работы.
• Планировать дополнительные (после завершения работы
группы)встречи, с тем чтобы участники могли обсудить свои успехи, а также для того, чтобы руководитель мог оценить эффективность группы как инструмента изменений (перемен) в человеке.
• Необходимо продолжать индивидуальную работу с теми ее членами, которые после завершения основной работы группы чувствуют в этом необходимость.
ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ