Профессиональный опыт руководителя группы

Навыки групповой работы приобретаются в процессе прак­тической деятельности. Руководителю психокоррекционной группы необходима последовательная практическая трениров­ка в работе с группами. Можно выделить несколько этапов при­обретения опыта в работе с психокоррекционными группами.

1. Непосредственное наблюдение за работой психокоррекционных групп и просмотр их видеозаписей.

2. Участие в психокоррекционных группах.

3. Практическая работа под супервизией. Здесь возможны разные варианты — общая работа со специалистами, выполня­ющими супервизию, самостоятельная работа с ко-терапевтом или без него и т.п. Замечания опытного специалиста помогают обратить внимание на ошибки, на те явления, которые руково­дитель не заметил в работе группы, на неправильно использо­ванные техники.

Требования, которые должен соблюдать руководитель пси­хокоррекционной группы160

Обобщая требования к личности и квалификации руково­дителя психокоррекционной группы, можно выделить требо­вания, которые предъявляются к его деятельности. Соблюде­ние этих требований обеспечит высокий психотерапевтический эффект деятельности руководителя психокоррекционной группы.

• Иметь четкое представление о типе создаваемой группы, ее целях и задачах.

• Владеть диагностическими средствами отбора членов группы.

• Не включать в группу людей, склонных к психическим заболеваниям или находящихся в глубокой депрессии.

• Предупреждать будущих членов группы о тех эмоцио­нальных нагрузках, которые они могут испытывать.

• Доводить до сведения участников группы основополага­ющие правила, которыми должна руководствоваться группа в своей деятельности.

• Избегать таких форм работы в группе, для выполнения которых у ее участников недостаточно подготовки и опыта.

• Уяснить в самом начале работы группы, на чем будет концентрироваться ее внимание.

• Защищать право членов группы решать, какой материал
предоставлять в группу, в каких видах деятельности участвовать.
Бытьчувствительным к любой форме группового давления, к по­
пыткам принизить достоинство отдельного человека. Такое пове­дение членов группы руководитель обязан блокировать.

• Логически обосновывать для себя необходимость использоваяиятого или иного приема. Быть компетентным в своих действиях.

• Создать свой неповторимый стиль, основанный на теоре­тических положениях и максимальной реализации собственного личностного потенциала. Использовать в практике группо­вого обучения новейшие достижения в этой области.

• Не пользоваться возможностью «идеализации» себя состороны отдельных членов группы и не манипулировать участ­никами обучения в своих интересах.

• Подчеркивать важность принципа конфиденциальности относительно личностного материала, принадлежащего членам группы.

• Избегать навязывания своих ценностей и убеждений участникам группы. Уважать их способность самостоятельно размышлятьи приходить к определенным выводам на основании информации, получаемой в группе. Блокировать маскируемые -
желанием помочь попытки членов группы навязывать свою волю
другим.

• Быть внимательным к появлению у отдельных членов группы признаков психического истощения. Это возможно ycтранить предоставлением отдыха всем членам группы, так как у других переутомление может быть менее заметным. Если же
по ходу занятий обнаружатся болезненные симптомы в поведе­нии, то таких людей необходимо в исключительно тактичной (не травмирующей психику) форме отстранить от занятий.

• Подготавливать участников группы к тому, что со сторо­ны окружающих возможна отрицательная реакция на попыт­ки реализовать групповые нормы в повседневной жизни. Проблемы, которые могут возникнуть, лучше всего обсуждать в
группе, рассмотрев способы и пути их решения. Такого рода
исследования проводятся в группе до завершения ее работы.

• Планировать дополнительные (после завершения работы
группы)встречи, с тем чтобы участники могли обсудить свои успехи, а также для того, чтобы руководитель мог оценить эф­фективность группы как инструмента изменений (перемен) в человеке.

• Необходимо продолжать индивидуальную работу с теми ее членами, которые после завершения основной работы груп­пы чувствуют в этом необходимость.


ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ