Вспомогательные техники, предназначенные для сбора обратной связи
Вспомогательные техники во время сессии применяются, чтобы структурировать групповую работу, рассмотреть проблему с различных точек зрения, обнаружить скрытый материал, активизировать пассивных членов группы, заполнить непродуктивное молчание, прекратить мучительное буксование на месте, проанализировать групповое сопротивление149.
«Рондо» — обсуждение по кругу: психолог предлагает высказаться каждому по очереди, начиная с определенного участника. При этом спонтанность дискуссии приносится в жертву ради активизации молчащих членов группы, которых «забивают» чрезмерно активные. Слишком частое авторитарное использование данного приема ведущим без анализа того обстоятельства, почему приходится к нему прибегать, ставит участников в положение учеников, вызываемых к доске, и усиливает их зависимость от психолога.
«Аквариум» — часть группы, «рыбки», усаживается в центр круга при молчаливом присутствии остальных. Техника особенно подходит для активизации членов группы, мало участвующих в общей работе. Избавившись от конкуренции доминирующих товарищей, вынужденные что-то делать «рыбки» обычно начинают обсуждать все происходящее в группе, в том числе и причины своего молчания, свои чувства по отношению к остальным, рассказывают о собственных проблемах. В это время внимание остальной части группы привлекается к аутсайдерам, чтобы понять, как лучше вовлекать их в работу.
«Плюсы и минусы» — за каждое выступление участнику ставится плюс против его имени на листе ватмана. Можно ставить плюс лишь за короткое выступление или за самораскрытие. Минус — за отказ высказаться или сделать упражнение. В какой-то момент выясняют, кто сколько баллов набрал, и обсуждают, как помочь «отстающим».
«Говорящие спички» — участникам раздают по 5 спичек, каждую из которых после своего выступления надо положить в]коробок. Через некоторое время выясняют, у кого остались спички, есть ли желание говорить чаще и что этому мешает.
Вариант: каждый получает по две спички; когда выступающему что-то мешает участвовать в общей работе, он поднима-ит спичку вверх и кладет ее в коробок. Задача группы — увидеть сигнал и прореагировать на него.
«Завершение работы» — одна из основных процедур групповой психокорекции. Ф. Бурнард предлагает заканчивать занятие психокоррекционной группы одной из следующих процедур150:
• Все участники по очереди коротко рассказывают о том, что на этом занятии им понравилось меньше всего, а затем — больше всего. Они не аргументируют свои высказывания, а лишь оценивают приобретенный опыт и испытанные эмоции.
• Все участники по очереди говорят о трех любых навыках,
которыми, как им кажется, они овладели. После этого может
следовать обсуждение прошлых занятий.
• Члены группы дают позитивные или негативные комментарии событий, произошедших за последний день или за время всей психокоррекции. Это помогает освободиться от сдерживаемых эмоций и способствует сплочению группы.