Вспомогательные техники, предназначенные для сбора обратной связи

Вспомогательные техники во время сессии применяются, чтобы структурировать групповую работу, рассмотреть пробле­му с различных точек зрения, обнаружить скрытый материал, активизировать пассивных членов группы, заполнить непродук­тивное молчание, прекратить мучительное буксование на мес­те, проанализировать групповое сопротивление149.

«Рондо» — обсуждение по кругу: психолог предлагает вы­сказаться каждому по очереди, начиная с определенного учас­тника. При этом спонтанность дискуссии приносится в жертву ради активизации молчащих членов группы, которых «забива­ют» чрезмерно активные. Слишком частое авторитарное исполь­зование данного приема ведущим без анализа того обстоятель­ства, почему приходится к нему прибегать, ставит участников в положение учеников, вызываемых к доске, и усиливает их зависимость от психолога.

«Аквариум» — часть группы, «рыбки», усаживается в центр круга при молчаливом присутствии остальных. Техника осо­бенно подходит для активизации членов группы, мало участву­ющих в общей работе. Избавившись от конкуренции домини­рующих товарищей, вынужденные что-то делать «рыбки» обыч­но начинают обсуждать все происходящее в группе, в том чис­ле и причины своего молчания, свои чувства по отношению к остальным, рассказывают о собственных проблемах. В это вре­мя внимание остальной части группы привлекается к аутсай­дерам, чтобы понять, как лучше вовлекать их в работу.

«Плюсы и минусы» — за каждое выступление участнику ставится плюс против его имени на листе ватмана. Можно ста­вить плюс лишь за короткое выступление или за самораскры­тие. Минус — за отказ высказаться или сделать упражнение. В какой-то момент выясняют, кто сколько баллов набрал, и об­суждают, как помочь «отстающим».

«Говорящие спички» — участникам раздают по 5 спичек, каждую из которых после своего выступления надо положить в]коробок. Через некоторое время выясняют, у кого остались спич­ки, есть ли желание говорить чаще и что этому мешает.

Вариант: каждый получает по две спички; когда выступа­ющему что-то мешает участвовать в общей работе, он поднима-ит спичку вверх и кладет ее в коробок. Задача группы — уви­деть сигнал и прореагировать на него.

«Завершение работы» — одна из основных процедур груп­повой психокорекции. Ф. Бурнард предлагает заканчивать заня­тие психокоррекционной группы одной из следующих процедур150:

• Все участники по очереди коротко рассказывают о том, что на этом занятии им понравилось меньше всего, а затем — больше всего. Они не аргументируют свои высказывания, а лишь оценивают приобретенный опыт и испытанные эмоции.

• Все участники по очереди говорят о трех любых навыках,
которыми, как им кажется, они овладели. После этого может
следовать обсуждение прошлых занятий.

• Члены группы дают позитивные или негативные коммен­тарии событий, произошедших за последний день или за вре­мя всей психокоррекции. Это помогает освободиться от сдер­живаемых эмоций и способствует сплочению группы.