От диагностики к коррекции нарушений в развитии «ядра» читательской компетентности у формально грамотного ребенка
Гончарова Е.Л. ( из пособия)
Современное методическое обеспечение коррекции и предупреждения нарушений развития читательской компетентности
От диагностики к коррекции нарушений в развитии «ядра» читательской компетентности у формально грамотного ребенка
Теоретический анализ и опыт изучения и обучения детей с различными нарушениями в развитии позволяют, как уже отмечалось, выделить несколько вариантов нарушений в развитии «ядра» читательской компетентности у формально грамотного ребенка
Первый вариант характеризуется тем, что «сбой» произошел на этапе развития ситуативной речи и в результате у ребенка не обеспечен базовый для понимания контекстной речи уровень высших психических функций и представлений об окружающей действительности.
Второй вариант выделяется тогда, когда уровень ситуативной речи ребенком прожит, но не осуществлен переход к контекстной речи и не образован механизм превращения содержания текста в содержание личного, познавательного и эмоционального опыта (обод в колесе чтения).
Мы относим нарушения читательского развития к третьему варианту, если механизм превращения содержания текста в содержание личного, познавательного и эмоционального опыта у ребенка образован, но недостаточно освоены приемы решения элементарных читательских задач,
И,наконец, о четвертом варианте нарушений читательского развития мы будем говорить тогда, когда механизм превращения содержания текста в содержание личного, познавательного и эмоционального опыта образован, освоены приемы решения элементарных читательских задач, но не сложилась базовая структура жанровой компетентности.
В настоящее время для работы с детьми с указанными вариантами нарушений разработано специальное методическое обеспечение.
· Если не прожит уровень развития ситуативной речи
Основное внимание в этих случаях уделяется обобщению, систематизации и словесному опосредованию личного опыта ребенка. Для решения этих задач применяются: методика ведения дневников событий жизни ребенка[1], методика создания книг-самоделок о событиях, героем и участником которых был сам ребенок[2], Большим подспорьем в работе по ведению дневников и созданию книг-самоделок является текстовый редактор. Методика обучения его использованию младших школьников разработана О.И.Кукушкиной[3].
· Если не освоены приемы решения элементарных читательских задач[4]
Для коррекционной работы в этих случаях (третий вариант нарушений в развитии «ядра» читательской компетентности) успешно применяются разработанные нами упражнения в восстановлении контекста, описанных в тексте событий[5] Могут использоваться также доступные детям логические текстовые задачи, а также специально разработанные компьютерные программы.
Во всех этих упражнениях, включая их компьютерные варианты, осуществляется принцип контролируемого усложнения «читательских задач» при минимизации трудностей в понимании прочитанного, обусловленных бедностью лексики, недостаточной сформированностью грамматического строя речи и ограниченностью представлений об окружающей действительности детей с особыми образовательными потребностями.
Наиболее полная реализация этого принципа была осуществлена нами при создании пособия для предупреждения и коррекции бездумного чтения у детей с трудно формирующейся письменной речью[6]. Это пособие составлено из специально разработанных модельных текстов-загадок, стимулирующих детей к решению разных типов элементарных читательских задач, и включает:
· задачи на идентификацию героя по описанию внешних признаков;
· задачи на определение результата действия по его операциям;
· задачи на оценку соответствия цели и результата действия;
· задачи на идентификацию героя по описанию, включающему преобразование внешних признаков;
· задачи на определение результата пространственных перемещений героя.
Каждый тип задач представлен набором достаточно простых в лексико-грамматическом отношении текстов 3 уровней сложности (по 3 текста на каждый уровень сложности), а также методическим аппаратом, обеспечивающим несколько уровней помощи ребенку в вычленении и решении читательской задачи.
В настоящий момент пособие проходит апробацию в начальных классах массовой школы, и уже сейчас мы можем говорить о следующих результатах.
Даже в массовой школе присутствует значительный процент учащихся, испытывающих трудности в вычленении и решении элементарных читательских задач.
По результатам диагностики таких учащихся можно условно разделить на 3 группы.
Кпервой группе мы относим детей, которые не испытывают трудностей в вычленении читательских задач, но затрудняются с их решением.
Вторая группавключает в себя учащихся, которым необходима помощь взрослого и для вычленения, и для решения читательских задач.
В третью группу входят учащиеся, которые не могут даже с помощью взрослого вычленить задачу и тем более без помощи взрослого не могут ее решить.
Каждая из указанных групп учащихся нуждается в специально организованной коррекционной работе, направленной на развитие способности к вычленению и решению элементарных читательских задач.
Для такой работы и было задумано наше пособие – своеобразный задачник по чтению. Оно позволяет начинать работу с ребенком, который в принципе не видит текст как проблемную ситуацию, и постепенно продвигать его в направлении достижения способности к решению читательской задачи в уме по ходу чтения. Чем менее развита у ребенка способность к вычленению элементарных читательских задач и, чем больше помощи со стороны взрослого требуется ему для их решения, тем больше шагов в его обучении нам придется сделать (схема 1).
Схема 1. Ступени развития способности к решению читательской задачи
Самостоятельно в уме по ходу чтения | |||||
Самостоятельно в уме по завершении чтения | |||||
С помощью самостоятельного рассуждения вслух | |||||
Вслух с опорой на наводящие вопросы взрослого | |||||
С опорой на таблицу/схему самостоятельно | |||||
С опорой на таблицу/схему с помощью взрослого |
Задачник содержит материалы, позволяющие осуществлять эти шаги: наличие нескольких текстов одного уровня сложности, а также возможность их дополнения за счет конструирования по заданной модели, позволяют обеспечить каждому ребенку необходимую тренировку в вычленении и решении элементарных читательских задач; различные уровни сложности и различные виды помощи обеспечивают поэтапное и контролируемое продвижение учащихся.
Апробации пособия подтверждает диагностический и коррекционный потенциал разработанного подхода. Минимальным результатом коррекционной работы является формирование у ребенка установки на понимание модельных, искусственных текстов и его продвижение с одной ступени решения читательских задач на следующую, максимальным ─ повышение качества понимания программных текстов.
· Если не сформирован обод в колесе чтения
Безусловно, это самый сложный для коррекционной работы вариант нарушений развития «ядра» читательской компетентности у младших школьников. У ребенка не сформирована главная читательская установка ─ установка на превращение содержания текста в содержание личного опыта. Текст не воспринимается им как отражение чьего-то другого мира, со своими законами, событиями, отношениями. И, соответственно, здесь еще нет и установки на извлечение из текста содержания, выходящего за рамки личного опыта, ни механизма, который бы обеспечивал такое извлечения.
В этой ситуации от взрослых требуется вернуться вместе с ребенком на этап овладения ситуативной речью и обеспечить сначала полноценное проживание этого этапа, а впоследствии и осуществление перехода от ситуативной речи к контекстной. Необходимо сформировать механизм, обеспечивающий извлечение из текста содержания, выходящего за рамки личного опыта, в ситуациях непосредственного общения с автором описанных в тексте событий. Методические приемы и направления такой работы подробно описаны применительно к обучению детей с нарушениями зрения и слуха [7] и будут представлены в следующем разделе.