Организационная структура проекта и его внешнее окружение

Помимо системы взаимоотношений участников и содержания проекта, на его организационную структуру накладывает определенные требования внешнее окружение. Чем оно динамичнее, тем более гибкой и адаптивной должна быть организационная структура проекта. Чем стабильнее и прогнозируемее внешняя среда, тем эффективнее в применении «жесткие», механистические, бюрократические организации.

Любая организационная структура может быть реализована в различных по возможности адаптации вариантах. Здесь все зависит от степени регламентированности деятельности сотрудников, т.е., количества и детальности существующих правил и процедур выполнения работ, а также той степени, в которой сотрудники придерживаются этого документированного порядка. Это свойство можно обозначить как «уровень структуризации». В принципе, может существовать функциональная структура, которая по уровню структуризации значительно ниже, чем матричная структура, имеющая высокий уровень формализации внутренней деятельности.

Таким образом, по степени структуризации организационные структуры можно разделить на механистические и органистические.

Таблица 2.

Сравнительная характеристика механистических и органистических структур

Механистические Органистические
Общие характеристики
Узкий фронт работ исполнителей Широко определенные должностные обязанности
Большое количество подробных правил и процедур Небольшое количество общих указаний
Четкая ответственность Размытая ответственность
Иерархический принцип организации Организация с перекрестными связями
Объективная система вознаграждения Субъективная система вознаграждения
Объективные, формальные критерии отбора сотрудников Субъективные критерии отбора сотрудников
Официальность и обезличенность Неформальность
Условия применения
Низкий уровень неопределенности и динамичности внешней среды Высокий уровень неопределенности и динамичности внешней среды
Цели заранее известны и неизменны Цели размыты и динамично меняются
Структурированность задач и проблем Низкий уровень структурированности задач и проблем
Возможность использовать четкие измерители достигнутых результатов Невозможность использовать четкие измерители достигнутых результатов
Работники реагируют на материальное поощрение Работники мотивированы сложными потребностями
Власть понимается юридически Власть подвергается сомнению, требует подтверждения со стороны подчиненных

 

Пути усовершенствования процедур отчетности:

· изменение учетной политики;

· создание специальных административных единиц (проектных офисов);

· использование информационных технологий (управление документами и управление работами).

При формировании организационных структур проектов должны соблюдаться два основных принципа – разделение уровней ответственности (по вертикали) и разделение областей ответственности (по горизонтали). В этом смысле решения напрямую связаны со сложностью и комплексностью проектов.

Для простых проектов обычно бывает достаточно двух уровней управления. Руководитель проекта осуществляет оперативное управление ходом проекта, обеспечивает выполнение запланированных работ, готовит предложения по изменениям в планах, координирует технические и людские ресурсы. Полномочия по изменению сроков, бюджета, содержания и границ проекта относятся к верхнему уровню управления и принадлежат высшему руководителю, называемому спонсором, куратором или патроном проекта. Взятая за основу, эта схема может развиваться как вниз (руководители по подпроектам), так и вверх (управляющие комитеты мультипроектов или программ).

Похоже выглядит ситуация и с точки зрения областей ответственности. В простых проектах привычной выглядит ситуация, когда руководитель проекта сам выполняет все функции управления проектом (в том числе управление рисками, качеством, конфигурацией). В сложных проектах руководитель вынужден создавать собственный штат, распределяя отдельные функции управления между своими сотрудниками.

Очевидно, процедуры формирования команды проекта и процессы учета и отчетности не могут замыкаться внутри проекта и должны затрагивать более общий контекст корпоративных отношений. Например, в силу сложившейся на предприятии практики не все функции управления проектом могут быть отчуждены от специализированных подразделений предприятия и переданы команде проекта путем делегирования специалистов. Для таких случаев должны быть предусмотрены и регламентированы процедуры взаимодействия команды проекта с этими подразделениями (например, с финансовым департаментом, планово-экономическим, службой логистики и др.).

На рис. Приведена схема формирования команды проекта и ее взаимодействия со смежными службами, характерная для компании – системного интегратора.