Организационная структура проекта и его внешнее окружение
Помимо системы взаимоотношений участников и содержания проекта, на его организационную структуру накладывает определенные требования внешнее окружение. Чем оно динамичнее, тем более гибкой и адаптивной должна быть организационная структура проекта. Чем стабильнее и прогнозируемее внешняя среда, тем эффективнее в применении «жесткие», механистические, бюрократические организации.
Любая организационная структура может быть реализована в различных по возможности адаптации вариантах. Здесь все зависит от степени регламентированности деятельности сотрудников, т.е., количества и детальности существующих правил и процедур выполнения работ, а также той степени, в которой сотрудники придерживаются этого документированного порядка. Это свойство можно обозначить как «уровень структуризации». В принципе, может существовать функциональная структура, которая по уровню структуризации значительно ниже, чем матричная структура, имеющая высокий уровень формализации внутренней деятельности.
Таким образом, по степени структуризации организационные структуры можно разделить на механистические и органистические.
Таблица 2.
Сравнительная характеристика механистических и органистических структур
Механистические | Органистические |
Общие характеристики | |
Узкий фронт работ исполнителей | Широко определенные должностные обязанности |
Большое количество подробных правил и процедур | Небольшое количество общих указаний |
Четкая ответственность | Размытая ответственность |
Иерархический принцип организации | Организация с перекрестными связями |
Объективная система вознаграждения | Субъективная система вознаграждения |
Объективные, формальные критерии отбора сотрудников | Субъективные критерии отбора сотрудников |
Официальность и обезличенность | Неформальность |
Условия применения | |
Низкий уровень неопределенности и динамичности внешней среды | Высокий уровень неопределенности и динамичности внешней среды |
Цели заранее известны и неизменны | Цели размыты и динамично меняются |
Структурированность задач и проблем | Низкий уровень структурированности задач и проблем |
Возможность использовать четкие измерители достигнутых результатов | Невозможность использовать четкие измерители достигнутых результатов |
Работники реагируют на материальное поощрение | Работники мотивированы сложными потребностями |
Власть понимается юридически | Власть подвергается сомнению, требует подтверждения со стороны подчиненных |
Пути усовершенствования процедур отчетности:
· изменение учетной политики;
· создание специальных административных единиц (проектных офисов);
· использование информационных технологий (управление документами и управление работами).
При формировании организационных структур проектов должны соблюдаться два основных принципа – разделение уровней ответственности (по вертикали) и разделение областей ответственности (по горизонтали). В этом смысле решения напрямую связаны со сложностью и комплексностью проектов.
Для простых проектов обычно бывает достаточно двух уровней управления. Руководитель проекта осуществляет оперативное управление ходом проекта, обеспечивает выполнение запланированных работ, готовит предложения по изменениям в планах, координирует технические и людские ресурсы. Полномочия по изменению сроков, бюджета, содержания и границ проекта относятся к верхнему уровню управления и принадлежат высшему руководителю, называемому спонсором, куратором или патроном проекта. Взятая за основу, эта схема может развиваться как вниз (руководители по подпроектам), так и вверх (управляющие комитеты мультипроектов или программ).
Похоже выглядит ситуация и с точки зрения областей ответственности. В простых проектах привычной выглядит ситуация, когда руководитель проекта сам выполняет все функции управления проектом (в том числе управление рисками, качеством, конфигурацией). В сложных проектах руководитель вынужден создавать собственный штат, распределяя отдельные функции управления между своими сотрудниками.
Очевидно, процедуры формирования команды проекта и процессы учета и отчетности не могут замыкаться внутри проекта и должны затрагивать более общий контекст корпоративных отношений. Например, в силу сложившейся на предприятии практики не все функции управления проектом могут быть отчуждены от специализированных подразделений предприятия и переданы команде проекта путем делегирования специалистов. Для таких случаев должны быть предусмотрены и регламентированы процедуры взаимодействия команды проекта с этими подразделениями (например, с финансовым департаментом, планово-экономическим, службой логистики и др.).
На рис. Приведена схема формирования команды проекта и ее взаимодействия со смежными службами, характерная для компании – системного интегратора.