Ситуационная теория Т.Митчела и Р.Хауса «путь – цель».

Теория предполагает, что лидер несет непосредственную ответственность за повышение мотивации подчиненных к достижению их личных и организационных целей. Как показывает рис. 14.6 руководитель воздействует на мотивацию подчиненных разъясняя им возможные способы достижения доступного вознаграждения или увеличивая ценное, желаемое для сотрудника вознаграждения.

 
 

 

 


Рис. 14.6 - Роль руководителя в модели «путь – цель»

 

В соответствии с данной теорией поведение руководителя может характеризоваться как поддерживающий, директивный, ориентированный на достижение цели стиль и стиль участия в управлении.

Поддерживающее руководство означает, что руководитель демонстрирует заботу о благополучии и личных потребностях подчиненных, держит себя открыто и дружелюбно, доступен для сотрудников, создает атмосферу сплоченной команды, относится к работникам как к равным, как к коллегам.

Директивное лидерство имеет место в тех случаях, когда лидер дает подчиненным точные указания по исполнению рабочих заданий. Менеджер планирует работы, устанавливает графики их исполнения, цели и стандарты поведения, жестко контролирует соблюдение правил и выполнение распоряжений.

Стиль участия в управлении предполагает, что руководители побуждают сотрудников высказывать в процессе принятия решений свои мнения и вносить предложения, советуются с подчиненными по различным рабочим проблемам, приветствуют коллективные обсуждения проблем и внесение письменных предложений по их устранению.

Менеджеры, ориентированные на достижение цели, ставят перед подчиненными четкие перспективные цели, всем своим поведением подчеркивают важность достижения высоких результатов труда. Лидеры этого типа демонстрируют уверенность в своих подчиненных, помогают им осваивать приемы и навыки, необходимые для достижения высоких результатов.

Рассмотренные типы поведения руководителей в отличии от теории Ф.Фидлера не связываются с характерными чертами лидеров. Скорее речь идет об образцах поведения, которые в зависимости от ситуации может демонстрировать любой менеджер.

В теории «путь – цель» учитываются два важных ситуационных фактора: личностные особенности членов коллектива и рабочая обстановка. Категория личностных характеристик подчиненных аналогична степени готовности сотрудников П.Херси и К.Бланчарда. Если работник имеет низкий уровень квалификации, не отличается особыми способностями, менеджер должен обеспечить ему дополнительное обучение, что позволит добиться повышения результатов труда (стиль, ориентированный на достижение цели). Если подчиненный сосредоточен в основном на себе, для повышения его мотивации лидеру необходимо использовать поощрительные меры (поддерживающее руководство). Если сотрудники нуждаются в четком руководстве и проявлении власти, им требуется руководитель, отдающий конкретные указания (директивное руководство). Специалисты широкого профиля, профессионалы нуждаются в большей свободе и самостоятельности (стиль участия в управлении).

Таким образом, деятельность менеджера будет успешной только в том случае, если он будет учитывать особенности социального взаимодействия, стремиться использовать различные формы власти и влияния, развивать и использовать для эффективного влияния на подчиненных свои деловые качества, правильно оценивать проблемные ситуации и подбирать для их решения соответствующий стиль менеджмента.