Классическая школа в управлении (1920 - 1950)
Создатели школы административного управления имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в бизнесе. Приверженцы классической школы, как и те, кто писал о научном управлении, не очень заботились о социальных аспектах управления. Более того, их работы в значительной степени исходили из личных наблюдений, а не основывались на научной методологии. «Классики» старались взглянуть на организации с точки зрения широкой перспективы, пытаясь определить общие характеристики и закономерности организаций. Основной целью было - создание универсальных принципов управления.
Наиболее ярким представителем классической школы был француз Анри Файоль (1841 - 1925). Иногда его называют отцом менеджмента. А. Файоль также как и Ли Якокка спасли гигантские корпорации от банкротства: Commentary Fourchambault и Крайслер, соответственно.
Основным трудом является “Общее и промышленное управление” (1916) в котором Файоль пытался разработать общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировать на этой основе принципы администрирования. Анализируя административную функцию, автор выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организация, координирование и контроль.
А.Файоль развил и углубил ряд важнейших концепций научного управления.
1) Функции руководства. А.Файоль разделил весь комплекс работ по руководству промышленной компанией на шесть основных групп и определил оптимальное время, необходимое для выполнения соответствующих функций:
– администраторская деятельность управленческого аппарата – планирование, организация, руководство, координация – 40% времени от общего количества;
– коммерческая деятельность – покупка, продажа, обмен – 15% времени;
– техническо-производственная – производство, отделка, опробование, контроль – 10% времени;
– финансовая деятельность – осуществление финансового контроля, в частности по наиболее эффективному приложению капитала – 10% времени;
– деятельность, связанная с охраной, т.е. техника безопасности, – 10% времени;
– контрольная функция, или деятельность по учету положения дел на производстве, - 15% времени.
2) Положение об оптимальном соотношении организаторских (административных), технических и социальных способностей и знаний у лиц, работающих на крупном предприятии.
3) Разработка системы эффективного функционирования органов управления, которая представлена в виде последовательности из 14 принципов, определяющих организаторские и социально-психологические функции менеджмента.
Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики-«классики» былиуверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад А.Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.
Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единоначалия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Пример представляет собой сжатое изложение 14 принципов управления Анри Файоля, многие из них до сих пор практически полезны, несмотря на изменения, которые произошли с тех нор, как А.Файоль впервые их сформулировал.
Важнейшими принципами были выделены: единоначалие и единство руководства. По мнению Файоля, для достижения каждой цели должны быть соответствующая программа и единый руководитель. Особое внимание было уделено составлению плана и прогноза. Дана необходимость краткосрочного и долгосрочного планирования в каждой организации.
4) Социальный вопрос на производстве. Об этом свидетельствует тот факт, что из его 14 принципов эффективной организации труда почти половина носит социальный характер. В этом отношении концепция А.Файоля является определенным развитием концепции Ф.Тейлора о взаимодействии управленческого персонала и рабочих в общем труда. Так, он считал серьезной ошибкой руководителей, которые применяли в управлении древний римский принцип «разделяй и властвуй». А.Файоль требовал от руководящего персонала предприятия проявления большой тактичности к подчиненным, чтобы возбуждать и поддерживать их старание, и полагал, что начальство должно уметь приносить иногда в жертву свое самолюбие, давая удовлетворение инициативе подчиненного.
Таблица 3.1 - Принципы управления А.Файоля.
Принципы | Характеристика принципа |
Разделение труда | Специализация является естественным порядком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы, большей по объёму и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счёт сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия. |
Полномочия и ответственность | Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть её составляющая противоположность. Где даются полномочия – там возникает ответственность. |
Дисциплина | Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и её работниками. Установление этих соглашений связывающих фирму и работников из которых возникают дисциплинарные формальности, должно оставаться одной из главных задач руководителей индустрии. Дисциплина также предполагает справедливо применяемые санкции. |
Единоначалие | Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника. |
Единство направления | Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. |
Подчинённость личных интересов общим | Интересы одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба. |
Вознаграждение персонала | Для того, что бы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу. |
Централизация | Как и разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако, соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции между централизацией и децентрализацией. Эта проблема определения меры, которая обеспечит лучше возможные результаты. |
Скалярная цепь | Скалярная цепь – это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке – вниз до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказываться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы ещё большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса. |
Порядок | Место – для всего и всё на своём месте. |
Справедливость | Справедливость – это сочетание доброты и правосудия. |
Стабильность рабочего места для персонала | Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный руководитель, который держится за место, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за своё место. |
Инициатива | Инициатива означает разработку плана и обеспечение его успешной реализации. Это придаёт организации сил и энергию. |
Корпоративный дух | Союз – это сила. А она является результатом гармонии персонала. |
Дальнейшее развитие “классической” школы управления проходило в двух основных направлениях - рационализация производства и исследование общих проблем управления.
Большой вклад в развитие менеджмента сделал Генри Форд. (1863 - 1947) - основатель американского автомобилестроения, взяв за основу принципы Тейлора, применил их в массовом производстве. Он стремился расчленить операции по обработке изделий до простейших движений (неквалифицированных механических операций). Массовое производство позволило значительно снизить себестоимость продукции. Форд впервые применил конвейер в автомобилестроении (Модель Т). Он установил 8-часовой рабочий день и увеличил зарплату своим рабочим в 2 раза по сравнению с общепринятыми нормами. Четкая организация процесса производства потребовала соответствующей организации системы управления.
Он является одним из создателей теории менеджмента. Ему принадлежит идея внедрения в производство конвейерной организации труда и разработка принципов, сущность который сводится к следующему:
- централизация управления в одном центре на основе строгой вертикальной организации объединения ряда предприятий, входящих в цепочку по изготовлению автомобиля;
- глубокое разделение труда в конвейерном производстве на основе высокой квалификации рабочих;
- развитие стандартизации в производстве автомобиля, что дает возможность на основе базовой модели выпускать различные его модификации;
- постоянное совершенствование управления производством.
Современник Ф.Тейлора американский инженер Гарингтон Эмерсон (1853 – 1931) учился в Германии, Англии, Франции, Италии, Греции и говорил на 19 языках. В 23 года возглавил факультет иностранных языков в Университете Небраски.
Г.эмерсон впервые указал не необходимость и целесообразность комплесного подхода к решению сложных задач организации производства и управления; ввел понятие эффективности.
Г. Эмерсон определил эффективность как максимально выгодное соотношение между затраченными усилиями, деньгами, оборудованием и экономическим результатом. Предложенные им принципы повышения эффективности касались не только производственного труда, но и любой деятельности человека: в государственном управлении, во внешней политике, в военном деле, на транспорте и в домашнем хозяйстве.
Гарингтон Эмерсон (1853 - 1931) в работе “Двенадцать принципов производительности” (1913) рассматривает и формулирует принципы управления предприятием.
Таблица 3.2 - Принципы управления Г.Эмерсона.
Принципы | Характеристика принципа |
Точно поставленные идеалы или цели | Руководитель должен формировать определенные идеалы или цели. Все цели и идеалы должны быть объединены сверху донизу. Они должны действовать в одном и том же направлении. |
Здравый смысл | Необходимость рассматривать каждый новый процесс не с ближайшей, а с высшей точки зрения, искать специальные знания и компетентный совет повсюду, где только можно их найти, поддерживать в организации сверху донизу высокую дисциплину, строить всякое дело на твердой скале справедливости. |
Компетентная консультация | Компетентная консультация должна сверху донизу пронизывать всякое предприятия, и если на деле компетентный совет не вводится в жизнь, то виною этому является недостаточность организации, отсутствие в ней какой-то необходимой единицы. |
Дисциплина | Неустойчивые организации держатся дисциплиной. И поэтому дисциплина становится важным принципом |
Справедливое отношение к персоналу | Справедливое отношение к рабочим и служащим должно быть нормализовано, оно должно составлять специальный предмет работ особой высококвалифицированной штабной группы. |
Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет | Учет всех деталей, дающий в результате учет всего целого, каждой отдельной статьи за каждый день, всех деталей за долгий период времени – работа монотонная, но вдохновляющая и руководящая. |
Диспетчеризация | Выдача производственным подразделениям скоординированных календарных планов работе. Поддержание гибкости в производственном процессе. Контроль процесса выполнения календарных планов. |
Нормы и расписания | При выработке норм и расписаний человеческой работы мы должны сначала классифицировать самих людей, самих рабочих, а затем дать им такое оборудование, обставить их таким образом, чтобы они могли, не затрачивая дополнительных усилий выработать в шесть, семь, а может быть, и сто раз больше, чем теперь. |
Нормализация условий | Человек, желающий добиться нормализации условий, должен иметь надлежащее понятие о времени, об усилиях и себестоимости. Он должны инстинктивно чувствовать, что для каждой операции существует такое сочетание всех этих элементов, которое дает максимальные результаты. |
Нормирование операций | Этот принцип, который громче всех взывает к индивидуальности человека, рабочего. По отношению к рабочим идеалы пассивны, пассивен и здравый смысл, пассивно планирование во всех своих стадиях, но хорошее нормированное исполнение дает рабочему личную радость, дает ему все богатство активного проявления личных сил. |
Писаные стандартные инструкции | Предприятие, лишенное стандартных писаных инструкций, неспособно к неуклонному движению вперед. Писаные инструкции дают нам возможность добиваться новых и новых успехов быстрее, чем это делают птицы и насекомые. |
Вознаграждение за производительность | Справедливость требует прямого отношения между вознаграждением за производительность и качеством производительности. Для того, чтобы люди работали хорошо, у них должны быть идеалы; у них должна быть надежда на высокую награду за производительность, а иначе ни чувства, ни дух, ни разум не получат никакого стимула. |
Представитель классической школы Линдалл Урвик развил основные положения А.Файоля. Он также сформулировал основные элементы административной деятельности, к которым относил планирование, организацию, укомплектование штата, руководство, координацию, отчетность и составление бюджета.
В своем труде “Основы администрирования” Л.Урвик основное внимание уделил разработке принципов построения формальной организации:
1) соответствие людей структуре – сначала детальная разработка структуры организации, а потом подбор соответствующих специалистов;
2) создание специального и “генерального” штаба для подготовки и передачи приказов руководителя, контроля текущей работы и предоставление помощи руководителю в координации деятельности штабных специалистов;
3) сопоставимость прав и ответственности – власть отвечает и равняется ответственности;
4) диапазон контроля – количество лиц, непосредственно подчиненных руководителю;
5) специализация – три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя или географическому признаку;
6) определенность – письменное определение прав, обязанностей, ответственности, взаимоотношений и взаимосвязей с другими лицами.
Следующий представитель классической школы – немецкий ученый Макс Вебер (1864 - 1920) уделил основное внимание изучению проблемы лидерства и структуры власти в организации.
В зависимости от характера власти Вебер выделил три основные типа руководителя (организации):
· харизматический - руководитель обладает исключительными личными качествами;
· традиционный - возникает из харизматического при естественной замене лидера, а работники по традиции подчиняются;
· идеальный (или бюрократический) - основан на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации.
Особенно подробно автор разработал характеристики организации 3-го типа, определив направления обеспечивающие лидерство руководителя. Однако следует указать на узость подхода М. Вебера к анализу деятельности организации, ограничивающегося рассмотрением функционирования лишь немногих ее элементов.
М.Вебер создал теорию «идеальной бюрократии», суть которой заключается в следующем:
- четкое разделение труда, что ведет к появлению высококвалифицированных специалистов на каждой должности;
- иерархичность уровней управления, при которой каждый нижестоящий уровень контролируется вышестоящим и подчиняется ему;
- наличие взаимосвязанной системы обобщенных формализованных правил и стандартов, обеспечивающей однородность выполнения сотрудниками своих обязанностей и скоординированность при выполнении различных задач, дух формальной обезличенности, с которым официальные лица выполняют свои должностные обязанности;
- осуществление найма на работу в строгом соответствии с техническими квалификационными требованиям, а также защищенность служащих от произвольных увольнений;
- стратегия пожизненного найма работников;
- продвижение наверх внутри организации на основе компетентности и широких знаний, которые приходят с выслугой лет.
Западные исследователи дают высокую оценку школе научного управления и административной школы, т.е. классических школ в управлении. Они отмечают следующие их достижения в развитии управленческой мысли:
1) использование научного анализа для определения лучших способов выполнения задачи;
2) отбор наиболее подходящих работников для выполнения задач, создание условий для обучения;
3) обеспечение работников ресурсами, необходимыми для эффективного выполнения задач;
4) использование материального стимулирования для повышения производительности;
5) отделение планирования от самой работы;
6) развитие принципов управления;
7) описание функций управления;
8) систематизированный подход к управлению организацией.
Однако со временем такие положительные элементы научного менеджмента, как научно разработанные принципы, правила, рекомендации и регламентированные нормы, привели к формированию строго определенной принудительной системы работы на предприятии. Труд рабочего стал более интенсивным и тяжелым.
Недостатки классической школы менеджмента:
1. Организация рассматривалась как замкнутая система, а улучшение ее функционирования обеспечивалось за счет внутренней рационализации без учета внешней среды.
2. Хотя авторы научного управления признавали значение человеческого фактора, их рекомендации свелись в большей степени только к экономическим аспектам: справедливой оплате труда, экономическому стимулированию. Роль человеческого фактора как основного элемента эффективности организации не была полностью осознана.